62
63
64
66
68
автомобилиПРИЦЕПЫМЕСТО РОЖДЕНИЯВ ТЯЖЕЛОМВЕСЕЗавод Gothaer Fahrzeugwerke GmbH по производству транспортных средств в германском городе Готе существует уже более 100 лет. Плановая экономика в Восточ-Помимо тентованных, изотермических и рефрижераторных полуприцепов Schmitz Cargobull выпускает и прицепную технику строительного назначения. Производством занимается завод, расположенный в восточногерманском городе Готеной Германии долгое время определяла часто меняющуюся производственную программу предприятия. Через несколько лет после объединения Германии подразделение по производству прицепов отделили от Gothaer Fahrzeugwerke GmbH и присоединили к Schmitz Cargobull. Сейчас в ассортименте производимой продукции представлены контейнерные шасси, техника для интермодальных перевозок, самосвалы и полуприцепы с подвижным полом. лей, оси, проводка и многое другое для изготовления прицепной техники. После доставки от поставщиков стальные полотнища не залеживаются на складе – их кран-балкой транспортиру-Особенности производстваКак с вешалки начинается любой театр, так и любое машиностроительное производство начинается со склада. У Schmitz там хранятся стальные листы от известных шведских и немецких производите-Со склада стальные листы кран-балками перемещают в цеха, где их раскроят на заготовки для рам и кузовов62 РЕЙС МАЙ 2011И алюминиевые сплавы используют в производстве GOTHAER FAHRZEU-GWERKE GMBHСтенки кузовов из алюминиевого сплава – наборные, из профиля, что значительно упрощает их ремонтНа стыки стальных лент ставят небольшие «заплатки»Большую часть сварочных работ производят вручнуюют в заготовительный цех. Там производят раскрой металла под нужные геометрические размеры. Режут лазерным резаком – после него даже кромки зачищать не нужно. Экономятся вре-мя и деньги. Перед началом работы установку необходимо «пристрелять», чтобы она не ошибалась с размерами. Занимает процедура всего пару минут, и после настройки луч способен резать металл толщиной 25 мм. Есть в цеху и плазменная резка, уже знакомая многим отечественным производителям. Продукты резки, опасные газы и частички металла, отводятся системой вентиляции, где их отфильтровывают, и только очищенный воздух возвращается в атмосферу. Огромные инвестиции в оборудование экономятне только время, но и металл: в отходы – не более 5% металла. Не трудно посчитать снижение затрат при ежедневном расходовании до сотни тонн металла. После раскроя стальные листы транспортируют вакуумными подъемниками на гибочный пресс, в нем гнут заготовки, предназначенные для прямоугольных мульд и кузовов HalfPipe. Здесь же вручную сваривают небольшие детали – бампера и различные усилители. Цех, расположенный непода леку, занимается сваркой лонжеронов рам полуприцепов различныхНе обойтись в производстве и без сварки алюминиямоделей. В дневное время сварку производят вручную, подготавливая фронт работ для робота. Он приступит к работе в ночное время, когда в цеху останетсяОтдельные узлы тщательно «дробеструят» вручнуюС места на место шасси полуприцепа перемещает конвейер, управляемый автоматизированной системойТамошние сварщики экипированы на зависть российскимМАЙ 2011 РЕЙС 63 автомобилиПРИЦЕПЫМЕСТО РОЖДЕНИЯСталь от коррозии защищают горячим цинкованиемАлюминий дополнительной защиты не требуетЭтим устройством прикручивают фанерный пол к рамеРасстояние между осями фиксировано тележкойПеред обваркой заготовки лишь слегка «прихватывают»«Свадьбу» с шасси кузов ожидает в цеху на специальных тележках. Здесь на него устанавливают и тентС заднего борта кузов кажется значительно большетолько дежурная бригада. Так в Германии уменьшают затраты на электричество (ночью тарифы чуть ниже). «Хребты» самосвальных полуприцепов сваривают как из немецких сортов сталей, так и из шведской стали Hardox с высотой ребра не менее полуметра, ширина полки около 150 мм, а толщина используемой стальной ленты от 8 до 16 мм. Заложенный конструкторами запас прочности позволяет отечественным перевозчикам работать с перегрузом, хотя производитель это, естественно, не приветствует.Забраться на верх кузова можно по лестнице64 РЕЙС МАЙ 2011В отдельном цеху производят сварочные работы стальных кузовов полуприцепов, для этого там установлены специальные стапели. На боковины идут стальные листы толщиной шесть, а на пол восемь миллиметров. Около пяти лет Schmitz Cargobull совместно с дрезденским институтом ведет изыскания в области создания материалов для кузовов, стойких к истиранию. Все полученные инновации незамедлительно проходят испытания и идут в производство. Помимо стальных моделей на заводе сваривают кузова, изготовленные из алюминия. Самосвальные полуприцепы с кузовами из алюминиевого сплава пользуются спросом у перевозчиков легких сыпучих материалов (керамзит, кварцевый песок) или зерна. Особая специфика применения обусловливает оригинальность конструкции заднего борта-клапана. Так, по желанию клиента это может быть стандартная подвеска на верхних шарнирах либокомбинированная система клапан-двери, позволяющая, к примеру, заехать в кузов на погрузчике. Цех подготовки к окраске включает огромную дробеструйную камеру, в которую входят рамы и кузова целиком. Там их поверхность приобретает необходимую для надежного сцепления с краской шероховатость. После нее кузова на специальной кран-балке транспортируют в рядом стоящую автоматизированную покрасочную камеру. На соседней территории завода находятся сборочные и диагностические цеха. Тамполуприцепы оснащают пневмооборудованием и загружают электронную базу в блок управления EBS, здесь же на самосвальные полуприцепы устанавливают гидрооборудование и тенты. Следующий за сборкой – этап диагностики: каждый полуприцеп загоняют на тормозной стенд, затем проверяют толщину покрасочного слоя, качество сварных швов и качество сборки.АгрегатыЧто касается осевых агрегатов, то на заводе их ставят практически любого евро-В зависимости от назначения полуприцепа на заводе его оснастят той или иной подвеской и пневмооборудованием автомобилиПРИЦЕПЫМЕСТО РОЖДЕНИЯНа рамы также нанесен фирменный логотипГидроцилиндры самосвалов – исключительно HyvaНа самосвалах преимущественно барабанные тормозаЗа стояночный тормоз в ответе энергоаккумуляторыПодвижным полом управляют пневмоцилиндрыЧтобы уменьшить износ покрышек, а также снизить расход топлива, можно оснастить шасси подъемной осьюВ Готе выпускают и контейнерные площадкипейского производителя: SAF, BPW или Mercedes. У российских перевозчиков пользуются спросом немецкие BPW Trommel Eco-Plus в исполнении Heavy Duty. Их подвеска адаптирована к суровым российским условиям эксплуатации – толщина полурессор под пневмобаллонами не менее 100 мм. Принципиально новая идея, запатентованная инженерами BPW, ECO-Plus (ЭКО-плюс), производится сегодня серийно. Изюминка конструкции в том, что конические роликоподшипники и гайка оси образуют один цельный, закрытыйКонструкция заднего борта зависит от будущего груза66 РЕЙС МАЙ 2011и в то же время разборный узел. Открутив корончатую гайку оси и сняв стопорные кольца, можно демонтировать весь узел в сборе (колесо, тормозной барабан, ступицу и подшипники). При монтаже происходит автоматическая установка оптимального зазора в подшипниковом узле. Центральная ось – ECO-Plus, как на других моделях BPW, квадратная, толщина балки 15 мм. Квадратная ось при меньшем собственном весе лучше круглой работает на скручивание – ось и полурессоры образуют П-образный стабилизатор. Такое исполнение значительно уменьшает нагрузки на раму и надстройку, снижает боковое качение и улучшает управляемость сцепки при повышенной колейности по колее. В результате увеличивается срок службы шасси и уменьшается износ резины. Не менее популярны трехосные агрегаты SAF Intradisc-plus Integral. Производитель дает гарантию на ось шесть лет или один мил-лион километров пробега, или 500 000 километров пробега без появления сквозных трещин в тормозном диске диаметром 370 мм. Но только на технику, эксплуатируемую в Европе. Высокая антикоррозионная стойкость осевого агрегата гарантирована благодаря высококачественному KTL-покрытию. На осях, предназначенных для тентованных полуприцепов, рычаг подвески SAF и балка оси образуют единый узел. Это исключает такие элементы, как стремянки, зажимные пластины, платы оси, гайки стремяноки т. д. Есть у SAF и подвеска Modul для самосвальной техники. Там литой рычаг уже не применяется – под пневмобаллонами установлены полурессоры со всеми вышеперечисленными деталями. Именно различные модификации подвески Modul ставят на самосвальные полуприцепы, идущие в Россию, и не только. Несмотря на кажущуюся сложность подвески, все больше европейских перевозчиков делает выбор в пользу подвески SAF Modul. Компактный ступичный узел осей SAF, состоящий из ступицы и под-Для России разработали модель самосвального полуприцепа, предназначенного для перевозки угля автомобилиПРИЦЕПЫМЕСТО РОЖДЕНИЯшипников колеса, отрегулирован на заводе и не требует обслуживания весь срок эксплуатации. Для уменьшения износа покрышек и снижения расхода топлива у SAF есть вариант подъемной оси. Осевые агрегаты для полуприцепов в Schmitz не только закупают у сторонних производителей, но и изготовляют собственными силами. Особенностью этих осей, получивших название Rotos, является крепление ступичного узла к центральной балке. Классическую дуговую сварку здесь не применяют. Металл разогревают с помощью трения, прижав балку к оси ступицы и вращая дведетали в противоположных направлениях. От силы трения происходит нагрев металла и его сваривание. Главное здесь – высокоточное, весьма дорогостоящее оборудование, способное в нужном месте остановить вращающиеся детали. Большинство осевых агрегатов для тентовых моделей оснащают дисковыми тормозами, техника строительного назначения – исключение: здесь преимущественно барабаны.Не только прицепыИзготавливают в Готе и надстройки под названием M.KI на шасси самосвалов всех европейских производителей. Любая самосвальная установка начинается с надрамника, через него она крепится к раме автомобильного шасси. На него же монтируют шарнир кузова и гидроцилиндр подъема, у Schmitz это гидравлика Hyva. Надрамники сваривают в специальных кондукторах,Для ремонта на трассе есть выездная бригада68 РЕЙС МАЙ 2011оригинальных для каждой марки автомобильного шасси. В них учтены все присоединительные размеры. Разработаны они инженерами Schmitz по чертежам, полученным от заказчика. Стальные самосвальные кузова в зависимости от модели автомобиля могут иметь длину 4,5 м, 5 м, 5,5 м или 5,8 м. Кроме этого, заказчик может выбрать необходимую высоту бортов и толщину металла. Для изготовления пола, боковых, передней и задней стенок полукруглых кузовов M.KI, как и в производстве других стальных кузовов, компания Schmitz Cargobull использует износоустойчивые марки стали. Не только сам кузов выполняется согласно индивидуальным требованиям заказчика. Также индивидуален и подбор комплектующих: направляющая для установки кузова в транспортное положение, защитные износоустойчивые боковые пластины кузова, козырек,лестница и многое другое. Для различных целей эксплуатации компания Schmitz Cargobull предложит подходящий вариант исполнения заднего борта – заходящий внутрь кузова откидной борт или прилегающий откидной борт. В качестве альтернативы можно выбрать гидравлический задний борт – прилегающий или в исполнении с лотком, – который предназначен специально для работы в тяжелых условиях на стройплощадках. Для создания оптимального расположения центра тяжести Schmitz Cargobull разработала кузов собственной геометрии, что положительно влияет на устойчивость при разгрузке. Все разрабатываемые самосвальные надстройки на шасси автомобиля и полуприцепа проверяют на опрокидывание на собственном испытательном стенде.Олег Прохоров ФОТО АВТОРА