62
63
64
автомобилиПРИЦЕПЫБЕЗ ЛИШНИХВнынешних реалиях, когда практически во всех странах все больше ужесточается борьба с перегрузами, растет спрос на облегченную технику, чье соотношение грузоподъемности и собственного веса оптимально. Немецкий производитель Schmitz Cargobull разработал максимально облегченные самосвальные полуприцепы под названием S.KI LIGHT из расчета, что эти прицепы, как и их более тяжелые собратья, будут работать на стройплощадках, использоваться на коротком плече и всегда находиться в движении: грузиться, ехать, высыпать груз, ехать, снова грузиться, снова ехать и снова высыпать груз.62 РЕЙС ИЮЛЬ 2011КИЛОГРАММОВИзучив тенденции рынка, немецкий производитель Schmitz Cargobull воплотил в жизнь идею создания самого легкого в Европе самосвального полуприцепаЧтобы уменьшить собственный вес полуприцепа до уровня менее 5-ти тонн, до сего дня приходилось устанавливать алюминиевые кузова. Но крылатый металл дороже стали и при частых разгрузках подвержен большему износу, а расходы на его ремонт выше. Чтобы снизить потери перевозчиков, конструкторы спроектировали новый самосвальный полуприцеп, который, несмотря на стальной кузов, относится к линейке «легких» транспортных средств. Его стальной полукруглый кузов устойчив к истиранию и вместе с модернизированным облегченным стальным шасси весит 4920 кг. Несмотря на дороговизну и малую ремонтопригодность, в Schmitz разработали дляполуприцепа S.KI LIGHT и алюминиевый прямоугольный кузов объемом 24 куба. Его основное назначение – дальние перевозки и нечастые разгрузки мелкозернистого сыпучего груза. Опытным путем было установлено, что прямоугольный кузов за счет своей конструкции имеет значительно более долгий срок службы. До этого в линейке легких (до 4,5 тонны) полуприцепов лидирующую позицию занимали полукруглые алюминиевые мульды. Schmitz удалось объединить последние разработки в одном полуприцепе, и как результат – самосвальный полуприцеп с алюминиевым прямоугольным кузовом стал весить немногим более 4400 кг. Для новых моделей полуприцепов S.KI LIGHT в Schmitz Cargobull, как и раньше, применяют облегченную по весу, ремонтопригодную и долговечную стальную раму с видоизмененными поперечинами. S.KI LIGHTПеред вводом в серийное производство все полуприцепы и их комплектующие тестируются в собственном испытательном центре Cargobull Validation Center. На стенде-имитаторе дороги, например, имитируют реальные дорожные условия и за шесть недель получают результаты пробега в миллион километров. На собственном проверочном стенде на опрокидывание все самосвальные полуприцепы еще на этапе разработки тестируют на предмет устойчивости – как назад, так и набок. Для обеспечения оптимальной защиты от ударов вылетающих из-под колес мелкого гравия, износа и воздействий атмосферных факторовна все рамы равномерно наносится специальное, устойчивое к коррозии покрытие. Красящее вещество высокой плотности придает поверхности высокую механическую прочность. Оно еще и обеспечивает полуприцепу высокую стоимость при повторной продаже. Зарекомендовавший себя на других типах полуприцепов осевой агрегат Rotos в тандеме с осью собственной разработки от Schmitz Cargobull нашел применение и на самосвальных полуприцепах. Собственный вес полуприцепа снизился и благодаря установке пневмоподвески MRH (Multi-Ride-Height) и более легких, по сравнению с бара-Технические характеристики*Модель Тип кузова Материал кузова Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Полная масса, кг Снаряженная масса, кг Объем кузова, м3 Оси колес Опорное устройство S.KI 24 SL 7.2 коробчатый полукруглый алюминий сталь 8316 8875 2550 2550 2900 2938 39 000 39 000 4460 4995 23,8 24 Rotos, SAF или BPW Jostподвеска на пневматических упругих элементах, тормоза дисковые или Ходовая часть барабанные с пневмоприводом и устройством Trailer-EBS производства Wabco, Knorr-Bremze * полуприцепа S.KI LIGHTЛонжероны рам сваривают из стальных полос различной толщиныСварку подсобранных лонжеронов производят на специальных подставкахПроцесс сборки рам для полуприцепов завершается приваркой поперечинИЮЛЬ 2011 РЕЙС 63 автомобилиПРИЦЕПЫАлюминиевые кузова самосвалов – наборные, из профиляВ Готе каждые 20 минут из цехов на площадку готовой продукции вывозят полуприцеп. Такая активность производства говорит о высоком спросеС места на место кузова перемещает своеобразный конвейерЗавод в немецком городе Готе производит и контейнерные площадкиПомимо алюминиевых кузовов на легкую серию устанавливают и стальныебанными, 19,5-дюймовых дисковых тормозов. При этом тормозная мощность осталась прежней. S.KI LIGHT оборудованы электронной тормозной системой Trailer-EBS, она опционно может оснащаться датчиками износа тормозных колодок. Еще одно дополнительное оборудование поможет облегчить тяжелые будни на стройплощадках: датчик нагрузки на осевой агрегат с функцией предупреждения оповещает водителя в случае, если нагрузка достигла критической отметки или полуприцеп перегружен. А чтобы не допустить откатывания полуприцепа в процессе разгрузки, давление в тормозной системе может регулироваться в зависимости от ситуации и угла наклона. Эта функция может быть включена или отключена вручную, кроме того, она автоматически выключается при64 РЕЙС ИЮЛЬ 2011превышении скорости 10 км/ч. Акустическая сигнализация «наклона полуприцепа» служит для предупреждения опрокидывания при разгрузке. Ведь на любой стройплощадке самосвальные полуприцепы подвергаются частичным наклонам и перекосам за счет смещения центра тяжести в процессе разгрузки кузова, что может привести к опрокидыванию. Если заданные параметры наклона рамы, установленнные экспериментальным путем, превышаются, раздается предупредительный гудок, что значит только одно: надежная разгрузка полуприцепа не может быть гарантирована. Естественно, ее необходимо немедленно прекратить.Олег Прохоров ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯДля снижения веса полуприцепов облегчили и кузова, и рамыТрадиционным у полуприцепов Schmitz остается кран уровня пола