28
29
спецпроектКАМА & РЕЙСАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»КАМА 17 907 КМСпецпроект журнала «Рейс» и Нижнекамского завода шин ЦМК представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама» трех моделей: NR 201 и NF 201 размером 315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером 385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шин мы смонтировали на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепом-рефрижератором Schmitz. Автопоезд предоставила компания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики «Роскар». К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег28 РЕЙС ИЮЛЬ 2011ИнформацияМИХАИЛ ЕГОРОВ главный механик ООО «ДАФ Сервис Москва» – В начале июня автопоезд с тягачом DAF XF, на котором журнал «Рейс» проводит испытания шин, пригнали к нам на плановое техобслуживание, предусмотренное после пробега 30 000 км. С учетом применения на данной машине смазочных материалов с долгим сроком службы этот интервал допустимо увеличить до 40 000 км. Особое внимание мы уделили проверке состояния ходовой части – всему, что может влиять на ускоренный износ шин. Однако регулировок не потребовалось: схождение управляемых колес в норме, состояние шарниров ходовой части идеальное. По нашему опыту первые признаки износа сочленений подвески и рулевого управления возникают при пробеге от 100 тыс. км и более, до которого тестовому автомобилю еще далеко.Журнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шин продолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»составлял всего 20 тыс. км, а поддерживать ее в исправном техническом состоянии в течение всего периода испытаний взялась компания VH-DAF. Учитывая, что одним из заявленных качеств шин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm. Таким образом, испытания позволят оценить не только степень износа протектора по прошествии разных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля. Прогретый июньским солнцем асфальт заметно ускорил темп износа шин – по сравнению с апрельскими данными замеров протекторы поте- ИнформацияВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «Праксис-ОВО» – В июне заметно возрос трафик на дорогах, и приходится больше времени проводить в пробках, что с учетом высокой температуры асфальта должно ускорить износ шин. Каких-либо порезов и проколов за отчетный период не было, разбалансировки колес и усиления вибрации не замечено.ИнформацияАЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВ технический директор ООО «Омникомм Сервис» – Начало дачного сезона и повышение плотности дорожного потока неизбежно отразились на расходе топлива тестовым автопоездом – разумеется, в худшую сторону. Так, расход в движении составил 32,8 л/100 км (более чем на 2 л больше, чем в мае), что объяснимо многочасовым движением в пробках. Это подтверждает и довольно низкое значение средней скорости – всего 44,5 км/ч при умеренном (менее 50 ч) времени работы двигателя на холостом ходу. Значит, несмотря на то, что большая часть маршрутов пролегает по скоростным магистралям (см. рис.), возможность экономить топливо при движении накатом у водителя возникала редко.Маршрут движения автопоезда пролегает большей частью по МКАДДанные этапа Ведущее колесо с шиной NR 201Движение Пробег, км Средняя скорость, км/ч Максимальная скорость, км/ч Работа Движение, ч:мин:с Простой, ч:мин:с двигателя на холостом ходу, ч:мин:с Расход топлива Фактический расход, л Расход на 100 км, л Расход на 100 км в движении, л 5409 44,5 101,5 121:28:56 791:13:06 47:18:28 2052,0 37,9 32,8Переднее колесо с шиной NF 201Колесо прицепа с шиной NT 201ряли примерно 3 мм остаточной глубины на ведущей оси, около 1,5 мм на управляемой и 1-3 мм на осях полуприцепа. То есть глубина составила в среднем 14,3, 16 и 10-13 мм соответственно. Большой разброс в последнем случае несколько настораживает, ведь, по заверениям перевозчика, давление в шинах контролируется регулярно и поддерживается на уровне 9 кг/см2 для управляемых и ведущих колес и 8,3 кг/см2 – для прицепных. Возможно, были периоды, когда давление в каждом из шести колес, принимающих вес загруженного рефрижератора,слегка различалось, что вызвало повышенный износ по центру протектора в перекачанном баллоне. Влияние же состояния ходовой части тягача и полуприцепа на износ шин практически исключено – это было установлено при проведении очередного техобслуживания в техцентре официального дилера. Напомним, конструкция шасси DAF XF отработана и выверена десятилетиями поиска оптимальных решений инженерами ведущих производителей коммерческих автомобилей. Узлы ходовой части большинства двухосных магистральных тягачей разных мароки моделей отличаются лишь в нюансах. Подвеска всех колес – зависимая с жесткими неразрезными балками. Спереди – на малолистовых рессорах, сзади – на пневмобаллонах и с V-образной продольной тягой. Каких-либо люфтов в шарнирах при осмотре обнаружено не было, никаких регулировок проводить не потребовалось. Зазор в подшипниках ступиц не увеличился – дело ограничилось только проверкой люфта. Схождение колес – в пределах допусков. В техническом состоянии полуприцепа Schmitz также никаких отклонений от нормы не обнаружено.ИнформацияРУСТАМ САФИН директор ООО «Трак-шина» – Предоставив наши шины ЦМК на испытания журналу «Рейс», мы параллельно собираем статистику об их ходимости у перевозчиков из разных регионов России. Что позволяет предположить причину ускоренного износа отдельных шин тестового автопоезда нерегулярностью проверки давления. Если в одном из колес по одному из бортов полуприцепа давление выше, чем в двух остальных, то повышенный износ по центру беговой дорожки закономерен и неизбежен. Как правило, этого не происходит, если поддерживать давление во всех шинах одинаковым и на рекомендованном заводом уровне. Например, у перевозчика ООО «Астон» из Перми никаких замечаний по поводу ускоренного износа отдельных шин при умеренном темпе износа остальных нет. Шины NF 201315/80R22,5 там используют на управляемых осях тягачей Renault, а NT 201 385/65R22,5 – на осях полуприцепов. Профиль работы компании – перевозка бензина, нефти и ГСМ цистернами. На сегодня пробег шин достиг 50 тыс. км, и остаточная глубина протектора позволяет предположить срок службы не менее 200 тыс. км.ИЮЛЬ 2011РЕЙС29