92
93
94
спецтехникаОБОРУДОВАНИЕНЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОДСнегоуборочное оборудование имеет множество особенностей, от которых зависит качество очистки дорог, удобство работы, эксплуатационные затраты. Представляем материал о технических нюансах продукции австрийской компании KahlbacherСоблюдай дистанциюКак загружают снег при помощи спецтехники российского производства в кузова самосвалов, видели все. Самосвал пятится назад за ленточным погрузчиком, при этом водитель автомобиля демонстрирует искусство управления многотонной машиной, подставляя под падающий с ленты снег то одну, то другую часть кузова. При этом шоферу необходимо контролировать дистанцию до погрузчика, дабы случайно не подмять его под себя. Молодые водители предпочитают не «ерзать» и следить за тем, чтобы точкой высыпки снега был центр кузова. При этом заполнить его равномерно и максимально полно удается не всегда. Если вовремя не остановиться, то с высокой горы сойдет лавина, хорошо если на месте погрузки, а не на дороге при наезде на лежачего полицейского. И потом, как мы уже сказали выше, двигаться задним ходом, соблюдая дистанцию до погрузчика, задача не простая. Недаром к его бамперу вешают старую покрышку, которая в случае столкновения гасит энергию удара.92РЕЙС ИЮЛЬ 2011 Для замены резинового буфера требуется открутить всего четыре гайкиДвигаясь за самосвалом, оператор имеет возможность контролировать загрузку кузоваДлина вылета упорной штанги регулируется специальным штыремА ведь решение проблемы очень простое. Первое: погрузчик и самосвал меняем местами. Погрузчик, в нашем случае машина со снегоротором, идет не впереди, а сзади самосвала, который располагается на полкорпуса левее. Дистанция между машинами задается и контролируется специальной штангой с резиновым наконечником. Пространственное положение штанги, а именно вертикальный угол ее атаки, задается перемещением стопорного стержня по сектору с отверстиями. Это простое техническое решение позволяет направить упор точно в борт самосвала (то есть можно работать с машинами различной высоты). Поскольку в результате контакта штанги с бортом грузовика резиновый наконечник будет изнашиваться и через некоторое время потребует замены, его сделали быстросъемным. Для снятия изношенной накладки необходимо открутить всего четыре гайки. Операцию эту можно провести непосредственнона дороге за считанные минуты. Чтобы исключить коррозию болтового соединения, перед сборкой на болты и гайки необходимо нанести графитовую смазку. Еще одно преимущество данной схемы загрузки – благодаря наличию гидропривода поворота башни и направляющего аппарата, расположенного на ее вершине, оператор погрузчика может равномерно заполнить снегом даже длинный кузов самосвального полуприцепа. Такой фокус «золотым ручкам» не по зубам – с ленточного конвейера снег падает под собственным весом. Кстати, вывоз снега самосвальными автопоездами позволит значительно повысить эффективность снегоуборочных работ, так как уменьшается количество задействованной техники.Точка опорыСледующим нюансом, присущим снегоуборочному оборудованию Kahlbacher, является применениеопорных лап определенной конструкции. Их контактирующие с дорогой поверхности различаются не только площадью пятна контакта, но и возможностью смены поверхности контакта. Так, в зависимости от нагрузки, которую оказывает на подвеску снегоуборочная установка, максимальной скорости движения машины в рабочем режиме, типа опорной поверхности и даже чистоты дороги после прохода отвала или шнекоротора выбирается свой тип опорных элементов. Это могут быть цилиндрические опоры небольшого диаметра, устанавливаемые под углом к направлению движения техники. При этом образуемое пятно контакта овальное. Истираемая часть имеет большую высоту. Лапы в виде лодочки без сменных истираемых элементов имеют большую площадь контакта и предназначены для скольжения по снегу и льду. Опора с двумя сменными накладками, расположенными под углом другОпорная лапа шнекоротора одним концом крепится к его корпусуКолеса-опоры требуются для скоростных плугов с двумя лезвиямиОднолезвийному плугу вполне достаточно двух цилиндрических опорИЮЛЬ 2011 РЕЙС 93 спецтехникаОБОРУДОВАНИЕВыбор шнекоротора зависит не только от плотности убираемого снега, но……и от ширины дороги. Одним агрегатом потребуется пройтись дважды……другим – достаточно одного. У всех агрегатов есть сцепление безопасностик другу, регулируемая. Для того чтобы задействовать нужную опорную поверхность (зависит от положения рабочего оборудования), лапы наклоняются путем смещения (качания) по направляющей прорези. Если же для очистки дорог применяется плуг с двумя лезвиями (первое – металлическое, второе – из полимерного материала, который работает на высоких скоростях и обеспечивает требуемое качество очистки поверхности), в качестве опоры используются исключительно колеса. Рядом с опорными лапами располагаются технологические, предназначенные для фиксации плуга в снятом положении. Их необходимо поднять до начала работы!роторных механизмов комплектуются специальным сцеплением, которое разрывает поток крутящего момента при попадании в ротор посторонних предметов.Прячьтесь за шторойНатянутая практически по всей длине скоростного плуга специальная шторка необходима для того, чтобы снежный вихрь, образующийся над оборудованием во время движения машины, не застилал обзор водителю, не забивал соты радиатора системы охлаждения двигателя. Кстати, у Unimog сотой серии радиаторы системы охлаждения двигателя и гидросистемы находятся в пределах базы, сразу за кабиной, с обоих боков машины. Заметим, что поскольку шторка подвергается атаке летящего снега (то есть из-за механического воздействия материал может растянуться со временем), она автоматически натягивается простейшим механизмом в виде болта с пружиной.ней, мы уже рассказывали (см. Рейс №5-2011 г. «Тонкости фрезеровки»). Однако в зависимости от величины препятствия, с которым сталкивается плуг, сила удара может быть весьма существенной. Из-за ударной нагрузки в наиболее нагруженных элементах конструкции плуга могут появиться деформации, образоваться трещины. Чтобы их выявить, данные части силовой конструкции окрашиваются специальной краской, на которой трещины хорошо видны.Важный довесокПоскольку навесное оборудование значительно нагружает переднюю ось автомобиля, необходимо загрузить заднюю, дабы сохранить оптимальную развесовку. Для этого можно положить в кузов автомобиля обломки бетонных блоков, определив нужную для компенсации массу на глазок, или поступить более грамотно – прикрепить к раме машины кронштейны с компенсационным грузом. При этом нагрузка изменяется сдвижением плит относительно кронштейнов.Денис Боровицкий ФОТО АВТОРАНюансы ротацииВ зависимости от типа убираемого снега, который может быть рыхлым, плотным, мокрым или слежавшимся до состояния каменного угля, применяются роторы различного вида – широкий спиралеобразный, трапецевидный, в виде лопастей вентилятора. Каждый рассчитан на работу со снежным покровом определенной удельной плотности. Роднит их только то, что приводыМаркер для доглядаО том, что плуги могут подпрыгивать, обходя препятствия, например, в виде лежащих на дороге крупных кам-Механизм натяжения шторки прост – болт с мощной пружиной94 РЕЙС ИЮЛЬ 2011На специальной краске хорошо заметны трещины в силовой конструкцииНебольшой амортизатор в виде бобышки сгладит качания плуга