122
123
124
125
126
СПЕЦТЕХНИКАФРОНТАЛЬНЫЙ ПОГРУЗЧИКДостоинствакомпоновкиФронтальные погрузчики Liebherr знаменитыпоперечным расположением двигателяи гидравлической трансмиссией, что дает весьмавыгодное распределение масс по осям.Благодаря этой фирменной особенности машинаподнимает немногим меньше, чем весит самаП мом 2,5 кубометра в модельномогрузчик L 538 с ковшом объе-ряду фирмы Liebherr занимает промежуточное положение между L 528и L 542, а основной характеристикой, отличающей машины всей линейки друг от друга, принята опро-122 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012кидывающая нагрузка – именно ее,а не грузоподъемность фирма указывает в технических данных. Для«пятьсот тридцать восьмого» этавеличина равна 9020 кг и замеренав самом неустойчивом положениипогрузчика, когда стрела горизон-тальна, а шарнирная рама шассимаксимально сложена. Если в этотмомент сила тяжести, приходящаясяна центр масс наполненного сыпучим грузом ковша, станет чуть болеедевяти тонн, погрузчик начнет опрокидываться через передний мост.Вышесказанное вовсе не означает,что подъем ковша массой, скажем,8,5 тонны – штатный режим работыэтой модели, поскольку нормальныйкоэффициент запаса устойчивостидля такого класса машин равен двум.Стало быть, речь идет о четырехс половиной тоннах номинальнойнагрузки, с которой L 538 уже вполне нормально работает – динамичноманеврируя, тормозя и разгоняясь.Но надо учесть, что характеристикаопрокидывающей нагрузки статическая. Кстати, продемонстрировать напрактике опрокидывание погрузчика, вооруженного штатным ковшом,не так-то просто, ведь плотность(или, как говорят строители, насыпной вес) самого тяжелого изобычных грузов – например,мокрого щебня – около двух LIEBHERR L 538МНЕНИЕДвигатель установлен поперечно. К трансмиссии он не пристыкован, по сути –«положен в багажник» с небольшим поворотом влевоХарактеристики двигателя*Заправочные объемы*Топливный бакКартер двигателяРаздаточная коробкаПередний мост/ступицыЗадний мост/ступицыГидросистема* погрузчика Liebherr L538170293,816,3/2,615/2,6110МодельРабочий объем, лКоличество цилиндровДиаметр цилиндра/ход поршня, ммМощность, л. с. (об/мин)Крутящий момент, Нм (об/мин)D 934 S AG6,364122/136143 (2000)770(1000-1300)* погрузчика Liebherr L538Гидромотор плавно варьирует частотувращения вентилятора двигателяПара масляных фильтров большогообъема – залог долголетия мотораТопливных тоже два, причем на послегарантийных машинах – «неоригинал»А перед ними стоит сепаратор воды –абсолютно необходимый в России…АЛЕКСЕЙ ЛЕНЧЕНКОВменеджер по продажамООО «Транспортная Компания«БАУ-ТРАК», Санкт-Петербург– Один из видов деятельности нашей компании – сдача спецтехники в аренду. Естьобширная категория заказчиков, которымвыгодно не приобретать дорогостоящиемашины в собственность, а брать их навремя для выполнения определенныхработ. Среди более чем трех десятковединиц техники есть у нас на балансе и трифронтальных погрузчика Liebherr L 538.Все 2007 года выпуска с наработкой примерно по 7 тыс. моточасов – для машинтакого класса это фактически тольконачало эксплуатации. L 538 – достаточнотяжелая машина, ее заказывают в основном на перевалку сыпучих грузов или ихотгрузку в самосвалы на стройплощадках,промышленных объектах и пр. В снежныезимы бывает много работы по уборке улиц– порой в круглосуточном режиме. По давносложившейся системе технику сдаем варенду только с нашим машинистом –только так можно обеспечить ее многолетнюю, с минимальными эксплуатационнымизатратами, службу. Да и клиентам удобно– не надо держать в штате дополнительныхвысокооплачиваемых специалистов. Состояние наших погрузчиков – идеальное,никаких дорогостоящих узлов пока неменяли – только «расходники». К числупоследних помимо масел и фильтров относятся шланги высокого давления – припоявлении течей меняем их на новые. Ну и,конечно, изнашивается инструмент – зубьяковшей приходится заменять примернораз в полгода. Предпочитаем приобретатьоригинальные запчасти с провереннойдолговечностью. Обслуживаем машинысами – на нашем предприятии организована отлично оснащенная ремонтнаямастерская. Высокая надежность немецкихпогрузчиков – не единственное их преимущество, например, перед более дешевымикитайскими. Не менее важно и отсутствиепроблем с запчастями – практическилюбая деталь найдется на складе официального дилера. Возможность устранитьвозникшую неисправность в течение дняс лихвой оправдывает довольно высокиецены техники Liebherr. Как показывает опыт,уверенность клиентов, что мы их не подведем, того стоит.…как и пара аккумуляторных батарей,чтобы легко пускать мотор в мороз2012СЕНТЯБРЬРЕЙС 123 СПЕЦТЕХНИКАФРОНТАЛЬНЫЙ ПОГРУЗЧИКЛинейные параметры погрузчикаПозицияПараметрСтрела с Z-кинематикойЗначениеAВысота разгрузки ковша примакс. высоте подъема, ммBВысота загружаемого борта подстрелой, мм3480CМакс. высота подъема по днищуковша, мм3680DМакс. высота подъема по днищуковша, мм3930EМакс. высота по верхней кромкековша, мм5170FВылет при максимальной высотековша, мм960GГлубина резки грунта, мм80HВысота по крыше кабины, мм60°290032502910IВысота по выхлопной трубе, ммJДорожный просвет, ммКолесная база, мм2975LОбщая длина, мм7150FDCBAI490K45°EHJGKL* Liebherr L538 c Z-стрелой ZKДатчик положения ковша стабилизирует последний при движении стрелыподающий жидкость в гидромоторна заднем мосту. То есть схема дажене гидромеханическая, которую в народе называют «автоматом», а чисто гидравлическая. Но на переднийотключаемый мост крутящий момент от заднего передает обычныйкарданный вал. Попутно были реализованы традиционные преимуществагидравлики перед механикой. Например, само собой получилось плавноеизменение передаточного отношениятрансмиссии – безо всяких вариаторов, тем более шестерен и муфт.Даже задний ход включается перенаправлением потока жидкости. Точноеи мгновенное согласование передаваемого на колеса крутящего момента с требуемым в данных дорожныхусловиях исключает пробуксовкушин – фирма декларирует умень-Компактный гидронасос работает и натрансмиссию, и на рабочие органыХороший хозяин регулярно шприцуетшарниры сочлененной рамытонн на кубометр, а значит, в 2,5-кубовый кузов, даже с горкой, большешести тонн не влезет. То есть для исполнения этого каскадерского трюка машинисту придется зачерпнутьчего-нибудь металлического, например, целую груду гаек, болтов илигвоздей…Что же придает 12,8-тонной машине такую развесовку по осям,позволяющую поднимать на длинном плече более девяти тонн? Отчасти – редкая для фронтальныхпогрузчиков компоновка с расположенным поперек шасси двигателем,максимально далеко и низко в заднем свесе машины. Такое решениеисключает применение обычной,соосной мотору коробки передач,поэтому немецкие конструкторывместо нее поставили… гидронасос,Мощные шарниры ковша рассчитанына 9-тонную нагрузкуХарактеристики гидросистемы*Конструкцияаксиально-поршневойгидронасос с регулятороммощности и объема подачи,с отсечкой по давлениюОхлаждение масларадиатор гидромаслаи вентилятор с гидроприводоми термостатным управлениемФильтр гидромаслав обратной магистрали,в гидробакеУправлениеодин джойстикс гидросервоприводомКонтур подъемастрелыподъем, нейтраль, опускание,плавающее положение,автоограничитель подъемаКонтуропрокидыванияковшазаполнение, нейтраль,опорожнение, автовозвратковша в положение загрузкиОбъем подачимакс., л/мин140Давление макс., бар350* погрузчика Liebherr L538124 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012 LIEBHERR L 538Стрела с параллельной кинематикойЛинейные параметры погрузчикаПозицияПараметрЗначениеA3430Макс. высота подъема по днищуковша, мм3645DМакс. высота подъема по днищуковша, мм3890EМакс. высота по верхней кромкековша, мм5460FВылет при максимальной высотековша, мм1300GГлубина резки грунта, ммHВысота по крыше кабины, мм3250IВысота по выхлопной трубе, мм2910JДорожный просвет, мм490KКолесная база, мм2975LОбщая длина, мм7765FDBВысота загружаемого борта подстрелой, ммC45°2520BEВысота разгрузки ковша примакс. высоте подъема, ммAIHJGKLшение их износа до 25% по сравнению с аналогичными машинами,оснащенными ступенчатыми КП.Еще одно преимущество гидравлики – «вечные» тормоза. Ведь те, чтоустановленына мостах, – многоди40°сковые, и один дисковый на фланцекарданного вала в данном случае выEполняютроль запасных. А роль рабочих выполняет трансмиссия, ведь достаточно«прикрыть чутоккраник»,FAзаперев несжимаемую жидкостьв замкнутом контуре. Гидромоторстоит и в приводе вентилятора двигателя, обеспечивая именно такуючастоту вращения крыльчатки, которая необходима согласно сигналамуправляющей электроники. Режимреверса позволяет очищать радиатор, выдувая из него пыль в противоположном направлении.Принято считать, что потери в гидравлической трансмиссии выше,чем в механической – энергия уходит в нагрев рабочей жидкости. И этосправедливо, когда речь о транспортных машинах, к которым 13-тонный погрузчик с пятью тоннамигравия явно не относится. Поэтомуна практике получилось наоборот.Если сравнивать равные по рабочимхарактеристикам «фронтальники»,то модели традиционной компоновки окажутся значительно тяжелее –у них либо длиннее колесная база,либо на борту присутствует балластный противовес. Лишняя масса –лишнее топливо, затрачиваемое наее перемещение. По оценкам фирмыLiebherr, поперечномоторнаякомпоновка экономит порядка 5 литров в час. И еще два35* Liebherr L538 c параллельной стрелой PKЗа подъем стрелы отвечаютдва параллельных гидроцилиндраОригинальный фильтр охлаждающейжидкости. Его меняют редкоПогрузка щебня на стройкахи заводах ЖБИ – стихия«фронтальников» такого классаПоворотом ковша заведует самыймощный гидроцилиндр машины2012СЕНТЯБРЬРЕЙС 125 СПЕЦТЕХНИКАФРОНТАЛЬНЫЙ ПОГРУЗЧИКМНЕНИЕВо время страды некогда ждать новогостекла – вырежем из плексигласаКабина по-немецки комфортабельнаи с выходом на обе стороныБез джойстикового управления породистому немцу было бы неприлично…Характеристики рулевого*Конструкцияцентральныйшарнир сочленениядвух полурамс демпфирующимэлементомУгол излома рамы, град.40(в каждую сторону)Угол наклона рамы, град.6(в каждую сторону)Основной приводот гидросистемыАварийный приводэлектрогидравлический* управления погрузчика Liebherr L538ее плюса: улучшенная обзорностьмашиниста благодаря укороченномуи низкому моторному отсеку, а такжеудобство техобслуживания расположенного близко к срезу кормы двигателя, доступ к которому открываетсяоткидыванием цельного капота.На выбор покупателя погрузчикможет быть оснащен стрелой какс параллельной (для промышленныхприменений), так и с Z-образной (дляобычной перевалки сыпучих грузов)кинематикой. Как и положено всемсовременным погрузчикам, LiebherrL 538 управляется джойстиком, егодвижениями машинист поднимаети опускает стрелу, заполняет и опо-…а рукоятка на руле незаменимадля скоростного маневрированиярожняет ковш, возвращает его в положение загрузки, включает переднийили задний ход машины, либо нейтраль. Кроме того, джойстик контролирует и функции дополнительногонавесного оборудования. Согласованная работа шарнира сочлененнойрамы и подвески заднего моста снижает углы наклона кабины, что также увеличивает комфорт машиниста.Разумеется, кабина, эластично установленная на задней полураме, отвечает международным требованиямROPS (защита при опрокидываниимашины) и FOPS (защита от падающих предметов). Сиденье машиниста имеет шесть регулировок, егоНИКОЛАЙ КАБУШКАзаместитель главногомеханика строительнойкомпании «Вето», Москва– Фронтальный погрузчик Liebherr L 538мы приобрели новым в 2007 году – с техпор он наработал 7500 моточасов и находится в прекрасном рабочем состоянии.Помимо использования на своих строительных объектах сдаем его и в аренду – разумеется, с нашим оператором.Машина этого класса наиболее востребована на стройках – для разработкикотлованов, перемещения и погрузкигрунта, планирования площадок и пр.Берут ее и для работы на бетонных заводах – для погрузки инертных материалов(песок, щебень). За пять лет эксплуатацииникаких серьезных неисправностей у погрузчика не было, практически все детали – «родные», меняли только фильтры,шланги высокого давления и зубья ковша.Придется заменить и ветровое стекло –на фронтальных погрузчиках его тожеможно отнести к «расходникам»: довольно часто страдает от падающих из ковшакамней. Временно – прямо в полевыхусловиях – наши ребята вставили заменуиз оргстекла с герметиком по периметру. Таким образом, покупка довольнодорогой немецкой машины в целом себяоправдывает – высокой надежностью,долговечностью и безотказностью.виброгасящая подвеска подстраивается под вес машиниста. Особенностьспецтехники Liebher – применениеагрегатов и компонентов, включаягидравлику, только собственногопроизводства, что позволяет обеспечивать наивысшую согласованностьих работы в составе готового изделия. Сервисные станции, авторизованные фирмой Liebherr на проведение ремонта и ТО всех официальнопредставленных на нашем рынке моделей спецтехники, есть во многихкрупных городах России.Антон УткинФото автораХарактеристики мостов*ПриводПередний мостЗадний мостВысота препятствияпри сохраненииконтакта всех колесс дорогой, ммДифференциалыСтупичные редукторыЗадний мост приводится непосредственно гидромотором…126 РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012…а передний – уже от него – карданным валом. Есть и дисковый тормозШирина колеи, мм* погрузчика Liebherr L538на все колесажестко закрепленныйна рамес балансирной подвескойи углом качания ± 6°470самоблокирующиеся(коэф. 45 %)планетарные1900