98
99
АВТОБАЗАКОМПОНЕНТЫСАМ ВЕЗУисполнении он является стандартной(массовой) продукцией фирмы. А зачем вообще потребовалось усложнять конструкцию и наделять осевойагрегат дополнительным гидромотором, если основное тяговое усилиеобеспечивают мощные, балластныетягачи, специально предназначенныедля выполнения тяжелых транспортных задач? С одной стороны, все верно – современные мощные машиныспособны работать в составе автопоездов общей массой около сотнитонн. При этом в случае нехваткитягового усилия или невозможностиреализовать подводимый к колесамкрутящий момент из-за плохого состояния дороги сцепка может состоятьиз двух тягачей. Выходит, что, имеямощную, высокопроизводительнуютехнику, перевозчик может решитьлюбую транспортную задачу. Всеэто верно, но если учесть стоимостьсупермощного тягача, которая легкопереваливает за 120-150 тысяч евро,то становится ясно, что даже богатыетранспортные компании зачастую немогут позволить себе закупить достаточное количество данного видаспециальной техники. То же самоеотносится и к ситуации, когда для выполнения транспортной задачи перевозчик берет в аренду мощный тягач.Стоимость часа работы техники легкоперевалит за 1000 рублей, а конкуренты, имеющие в своем распоряжениидостаточное количество единиц нужной техники, еще и отнимут заказ,отказав «счастливчику» в аренде. Оси,имеющие встроенный вспомогательный привод – гидромоторы, позволяют перевозчику в большинстве случаев применить менее мощный тягач.А в некоторых случаях даже обойтисьмашиной не специального, а общегоназначения. Однако таких случаев наберется немного. Все же специальныеприцепы должны тягать специальные,балластные тягачи. Но то, что для буксировки прицепов общей массой 250300 и более тонн возможно обойтисьодной машиной, говорит о многом.Итак, каким образом можно использовать тяговый потенциал осей SAFPendulum ZMP9-3015. На прямыхучастках дороги транспортировкаприцепа идет тягачом. Как только напути возникает препятствие в видеподъема, участка дороги с разбитымпокрытием в дело включаются гидромоторы осевых агрегатов, которыекомпенсируют тягачу часть недостаю-При двойной ошиновке на ось сажают«двойные» колесные дискиДатчики во влагозащитном исполнении. Фитинги защищены от коррозииЧтобы облегчить жизнь тягача, запряженногов прицеп-тяжеловоз, оси последнего оснащаются гидравлическими агрегатами с подключаемымвспомогательным приводом. Свою новинку в данномсегменте продукции – осевой агрегат SAF PendulumZMP9-3015 – предложила компания SAF-HollandПредставленный российскимзаводам прицепной техникиосевой агрегат SAF PendulumZMP9-3015 является 100%-й разработкой инженеров немецкого офисаSAF-Holland. Главное отличие даннойоси от широко применяемых аналогов заключается в наличии подключаемого вспомогательного привода,выполненного в виде встроенногогидромотора. Этот ключевой элементконструкции, по сути, определил кругтехники, в которой может применяться осевой агрегат. В первую очередь,оси, способные передавать крутящиймомент на колеса, востребованы производителями тяжелых, многоосныхприцепов и полуприцепов (модулей),на которых перевозятся неделимыеконструкции большой массы, а такжеразличная крупногабаритная спецтехника. Мощные прицепы с осями,имеющими гидропривод, незаменимы и при доставке массивных агрегатов типа промышленных дизелей илитурбин. Примечательно, что осевойагрегат SAF Pendulum ZMP9-3015 выпускается и в модификации без вспомогательного привода. В «простом»98РЕЙС СЕНТЯБРЬ2012 Технические характеристикищего тягового усилия, необходимогодля преодоления сложного участкапути. Поскольку нагрузка на ходовуючасть и двигатель машины снижается,то автоматически продляется и их ресурс. Разумеется, для питания гидросистемы вспомогательного приводатребуется мощный гидронасос, обладающей высокой производительностью. Возникает вопрос: «Откуда братькрутящий момент для его привода?»От двигателя шасси тягача или коробки отбора мощности, агрегатированной с КПП, не имеет никакого смысла,так как это заберет у дизеля столь нужную ему для прохождения сложногоучастка полезную мощность и крутящий момент. Остается применить дляпитания гидравлики собственный, отдельный мотор, устанавливаемый непосредственно на прицеп. Мощностьприводного двигателя рассчитываетсяисходя из количества потребителей,включенных в гидравлическую цепь,– осей с гидромоторами. Разумеется,при многоосном варианте конструкции прицепа устанавливать на неговсе оси с вспомогательным приводомне имеет смысла. Так, необходимуютягу для уверенного движения тралапо сложной дороге можно получить,использовав из дюжины осевых агрегатов шесть обычных и шесть с гидроприводом. Главное – правильнорассчитать необходимую для перевозки мощность. Ориентироватьсянеобходимо на предельные значения,чтобы иметь некий запас по тяге. Длянаглядности тяговых возможностейосей приведем следующий пример,взяв за основу указанный выше прицеп с дюжиной колесных модулей,половина из которых имеет гидравлический привод. Учитывая, что мощность одного гидравлического моторапроизводства компании Poclain –Hydraulics, интегрированного в осевой агрегат SAF Pendulum ZMP9-3015,составляет 41 кВт, нетрудно подсчитать, что суммарная мощность шестимодулей составит уже 246 кВт! Многоэто или мало? Приведем такой пример. Мощность двигателя супертягачаMercedes-Benz Actros 4155 AS, которому был посвящен материал в журналеРейс №1-2011 г. (Тяни-толкай), составляет 375 кВт (510 л. с.). Получается,что при оснащении прицепа осевымиагрегатами с гидравлическим приво-дом общая масса автопоезда можетвырасти с 250 до 350 тонн, а в некоторых случаях и того больше. При этомперевозчик не задействует вторуюмашину, значительно сокращая своитранспортные издержки. Напомнимеще раз: устанавливать все оси прицепа в исполнении со вспомогательнымгидравлическим приводом необязательно. Все зависит от транспортнойзадачи, решаемой перевозчиком. Небудем забывать и то, что небольшоеколичество потребителей гидравлической жидкости позволит сделатьсиловой блок гидросистемы, в который входит приводной мотор, маслобак, гирораспределитель и охладительмасла, достаточно компактным, не занимающим полезное пространствоприцепа. Обслужить оси с подключаемым вспомогательным приводомSAF Pendulum ZMP9-3015 можно какна фирменных сервисных центрах,так и на СТО производителей прицепной техники, на которой они установлены. Впрочем, если у перевозчикаимеется опыт самостоятельного обслуживания осевых агрегатов фирмы, то наиболее простые операции(замена тормозных барабанов и колодок) он может производить силамисобственного ремонтного цеха – благоснятия двигателей и ступицы колесадля этого не требуется. Не требуетсяи регулировка подшипникового узла,который имеет «пожизненный» запасконсистентной смазки и отделен отрабочего пространства, гидравлического контура гидромотора системоймногослойных уплотнений. Для пущей надежности также в конструкциювнесен и предохранительный клапан,который позволяет сбрасывать гидравлическую жидкость, не допускаяее к подшипнику и предохраняя узелот вымывания консистентной смазки.И, наконец, последнее. При оснащении прицепа шинами большего посадочного диаметра (например, 19,5или 22,5 дюйма) ось предусматриваетиспользование более мощных барабанных тормозных механизмов, которые актуальны при работе техникив гористой местности. В стандартномоснащении размерность шин составляет 215-245/75R17.5.Денис БоровицкийФото автораМассаоколо 440 кгРасстояние между привалочными плоскостями710 mmдисков колесКолеса17,5“ x 6,00“Шины215-245/75 R 17,5“Нагрузка на осьмакс. 9 тонн при 105 км/чКолесная колея734 mmГидравлический двигатель2 x Typ MF-MFE 08Поставкапо спецзаказуМНЕНИЕИВАН ПЕТРУХНОВруководитель направленияприцепной техникиООО «САФ-ХОЛЛАНД Рус»– Осевой агрегат с подключаемым вспомогательным приводом SAF PendulumZMP9-3015 наиболее востребован притранспортировке грузов различного назначения по дорогам со сложным рельефом(частые подъемы и спуски), а также спокрытием плохого качества, какие мынаблюдаем по большей части в северныхрегионах России. Именно от перевозчиков,работающих на северах, мы получаем наибольшее количество запросов, касающихся технических особенностей и нюансовэксплуатации новых осей. К сожалению,российского опыта эксплуатации осевыхагрегатов SAF Pendulum ZMP9-3015 поканет. Экстраполировать же опыт европейских транспортных компаний, работающих,скажем так, в несколько иных климатических условиях и перевозящих грузы по дорогам отличного от российских качества,было бы не совсем корректно. Однакоприменение прицепной техники с осями,имеющими гидравлический привод, имеетмассу преимуществ, и самое главное –возможность использовать в качестветягача менее мощную машину. Посколькутакие авто составляют костяк техникироссийских транспортников, то сомневаться в том, что и в российских условияхприцепы, оборудованные осями с гидравлическими моторами, продемонстрируютсвои преимущества, не приходится. Хочуакцентировать внимание на том, чтогидравлический привод рассчитан нацикличную работу. Это означает, что егонеобходимо включать только в том случае,когда тягач может не справиться с буксировкой или будет работать на предельномрежиме. Держать привод постоянновключенным не рекомендуется, так какэто вызовет ускоренный износ осевогоагрегата, а также повысит транспортныерасходы перевозчика, ведь для питаниягидравлической системы в большинствеслучаев необходим отдельный двигатель,который потребляет топливо, требуетобслуживания и ремонта. Также отмечу,что интегрированный в конструкциюосевого агрегата гидромотор не привел ксколь-либо заметному увеличению его габаритов. Это значит, что производителямприцепной техники для интеграции SAFPendulum ZMP9-3015 не требуется перепланировки готовой конструкции тележкиили проведения иных емких конструкторских работ.2012СЕНТЯБРЬРЕЙС99