88
89
90
92
94
АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТВ ЛЮБОЙРЕГИОН88РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012 MAN LION’S REGIOПоявившийся в 2007 году на российском рынкеMAN Lion’s Regio постепенно приобрел популярностьу отечественных перевозчиков. Сегодня эти автобусыв большом количестве бороздят просторы нашейнеобъятной Родины в самых разных регионахпо самым различным дорогамМИХАИЛПОЧУКАЕВСемейство MAN Lion’s Regioвпервые блеснуло остеклениеми лаковыми панелями кузовав 2004 году на международной выставке в Ганновере. Однако егопуть в Россию оказался долгим, продажи начались лишь во второй половине 2007 года. Немцы предусмотрелитри варианта исполнения: Lion’s Regio,Lion’s Regio C и Lion’s Regio L (буквенный индекс в названии модели обозначает прибавку в длине), самый рослыйиз них – MAN Regio L (понятно, чтобуква «L» означает «long»). Длиной онпочти 14 метров против 13,1 и 12,25 метра длины меньших собратьев. Из-завнушительных габаритов «эльки» пришлось использовать трехосное шассис подруливающим «ленивым» мостом,остальным же вполне хватает и двухосного шасси.На российских дорогах этим автобусам трудно остаться незамеченными.Кроме традиционной для MAN неординарной и привлекательной внешности(не зря едят свой хлеб дизайнеры!) у нихеще и яркая, жизнерадостная расцветка:у нас преобладают оранжевый, красный,синий и белый. При этом MAN Regioлегко спутать с туристическим автобусом, лишь по меньшей высоте можносделать вывод о его междугороднем илипригородном предназначении. Первое,что бросается в глаза, – огромное лобовое стекло, якобы заходящее далеко накрышу. Кажется, что это единое целое.Однако если приглядеться повнимательнее, то виден шов, разделяющийстекло и черную пластиковую панелькрыши. На ней дизайнеры органичновписали в стремительный силуэт автобуса довольно габаритный кондиционер, смонтированный на крыше, и дажеулучшили тем самым аэродинамику кузова. Отличительной чертой MAN также является стилизованная радиаторнаярешетка и барельеф льва, по которымбез особого труда узнаешь баварскуюмарку. Боковину Regio дизайнеры разделили изящной серебристой дугой надве функциональные части – пассажирский салон и «водительскую кабину»,у которой все кузовные панели изготовили из стеклопластика. Это не толькополностью решает проблему коррозии,столь актуальную для России, но и, учитывая то, что большинство из них напетлях, позволяет подобраться для обслуживания и ремонта ко многим агрегатам автобуса – открываются четырелюка багажного отделения объемом от5,6 м3 и откидываются панели передних и задних колесных арок. По словампроизводителя, одно из преимуществмодели в ее универсальности, котораяпозволяет использовать машину и напригороде, и на ближнем межгороде.Для подтверждения или опровержения этой и не толькоэтой информации мы посети-Сняв два ряда сидений, получаем вместительную накопительную площадкуИ в ступени автобуса вмонтированасистема отопления и вентиляции2012 СЕНТЯБРЬРЕЙС89 АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТТехнические характеристики*Длина, мм12250 и 13010и 13900255034006120 и 6880 и 66005,6-6,318000 и 24900Ширина, ммВысота, ммКолесная база, ммОбъем багажного отделения, м3Полная масса, кгПассажировместимость:55+1, 63+1/82мест для сидения/полнаяЕмкость топливного бака, л300ДвигательДизельный MAN D2866 LUH 28 Евро-3,рядный 6-цилиндровый, объем 11,9 л,мощность 310 л. с., крутящий момент 1400 Н.мДизельный MAN D2066 LUH 28 Евро-4,рядный 6-цилиндровый, объем 10,5 л,мощность 310 л. с., крутящий момент 1550 Н.мДизельный MAN D2066 LUH 28 Евро-4,рядный 6-цилиндровый, объем 10,5 л,мощность 350 л. с., крутящий момент 1750 Н.мДизельный MAN D2066 LUH 28 Евро-4,рядный 6-цилиндровый, объем 10,5 л,мощность 390 л. с., крутящий момент 1900 Н.мДизельный MAN D2066 LUH 28 Евро-4,рядный 6-цилиндровый, объем 10,5 л,мощность 430 л. с., крутящий момент 2300 Н.мТрансмиссияМеханическая 6-ступенчатая коробкапередач ZF 6S1900Электронно-управляемая 12-ступенчатаякоробка передач MAN TipMaticВедущий мост с гипоидной главной передачейТрансмиссионный замедлительХодовая частьПодвеска пневматическая с ECAP и ESP,спереди независимая на двойных поперечныхрычагах, задняя зависимаяДисковые тормоза с пневмоприводом,оснащенным ABS, EBS, TCSШины 295/80R22,5* автобуса MAN Lion’s Regioли ООО «Автомиг» в городе ПодольскеМосковской области, где с конца прошлого года трудятся четыре автобусаMAN Lion’s Regio С R14.В салонеВ первую очередь, мы убедилисьв двойном назначение этих машин:при длине 13 метров в салоне можноперевозить от 55 до 59 пассажиров.Причем значения вместимости приведены для одной комплектации! Нюанс в том, что напротив второй двери,которая расположена в середине салона, может быть сформирована удоб-Двигатель MAN D2066 LUH 28адаптирован под стандарты Евро-490РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012Автобус MAN Lions Regio пригоден как для пригородных пассажироперевозок,к примеру, Подольск-Москва, так и для более длительных рейсовЧасть реле и предохранителей спрятано под потолком багажного отделенияДо 2010 года в Россию ввозили автобусы с моторами MAN D2866 Евро-3ная накопительная площадка длинойпочти 1,5 метра. Четыре сиденья полевому борту легко снимаются, подиум разбирается, под окном крепитсяпоручень. Монтаж, предусмотренныйконструкцией автобуса, занимает несколько минут. Нужен автобус дляпригорода – делаем площадку и перевозим до 70 пассажиров, включая стоячих. Гениально. Понадобилось съездить в соседний регион – возвращаемсиденья на место и радуем пассажировмеждугородним салоном. Комфортному передвижению способствуют удобные кресла производства VogelSitze,установленные с шагом 700 мм, этогодостаточно для поездки на 50-100 км.Дополнительное к шагу установкипространство предоставляют спрофилированные тонкие спинки кресел,которые, разумеется, откидываются.Сдвинуть ближнее к проходу сиденьев сторону этого самого прохода получится не во всех комплектациях: такойфункции нет в базе. Ее перевозчикупридется заказывать за отдельнуюплату. Там, где нет этой опции, темне менее две кнопки у каждого кресла. Зачем? Вторая клавиша фиксируетв поднятом состоянии подлокотник –довольно замысловатая схема, не сразуи догадаешься. Рабочее место водителявесьма дотошно продумано: рулеваяколонка с двумя регулировками по высоте и наклону, но интересно, что изменить положение руля можно толькос включенным стояночным тормозом.Кресло водителя с подогревом и пневмоподвеской, а также с солидным набором корректировок, что позволяетудобно расположиться в нем человекулюбых габаритов. Все клавиши, кнопки и переключатели управления бортовым оборудованием равноудалены отводителя. Сверху над водителем естьтри вещевых ящика, запираемых наключ – там обычно хранят две медицинские аптечки, однако часто в нихмонтируют DVD-проигрыватель,а экран врезают в обшивку салона.В отделке салона немцы применилисовременные и качественные материалы, а продуманная цветовая гаммасоздает в нем особенный уют. Панелиобивки добротно подогнаны друг кдругу, на полу легкомоющееся, но нескользкое синтетическое покрытие. Проход между АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТМНЕНИЕКресло водителя на пневмоподвескеи с многочисленными регулировкамиРулевая колонка – регулируемая,а комбинация приборов – легко читаемаясиденьями автобуса совсем не узкий– 55 см, тем более что ходить по немупридется только при редких остановках. Уровень пола не одинаков по всейдлине салона: ближе к корме есть небольшой пологий перепад, связанныйс заднемоторной компоновкой, но безступеньки. Для удобства обслуживания двигателя и коробки передач вполу конструкторы предусмотрели дватехнологических люка. Как и на всяком современном автобусе, на любом«баварском льве» боковое остеклениес вклеенным стеклопакетом, толькоу передней и задней двери одинарноестекло, запотевающее в холодную погоду. Предусмотренный производителем электроподогрев не спасает. Напредыдущей модели MAN-А72 в дверибыл установлен стеклопакет, и подобных проблем попросту не было.На случай отказавшего кондиционера есть четыре небольшие форточки:две спереди и две сзади вполне справятся с проветриванием салона. Отопление не только эффективное, но и бесшумное – ребристыми конверторнымирадиаторами, проложенными вдольобоих бортов и спрятанными за перфо92РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012ВИКТОР МИДЗЯНОВСКИЙгенеральный директорООО «Автомиг»– Сейчас в нашем парке четыреMAN Lion’s Regio и еще четыремодели MAN A72. Мы непросто довольны этими автобусами, мы ими гордимся. Это современные европейские автобусы. Очень комфортабельныекак для пассажиров, так и дляводителя. В эксплуатации ониполностью оправдывают нашиожидания - обслуживание недороже отечественных автобусов меньшей вместимости. Приэтом проблем с надежностью,можно сказать, нет: машиныработают от ТО до ТО. Кстати,если что-то с автобусом случится, то информацию о проблемесообщит бортовая системадиагностики – очень полезнаяфункция. Сейчас устанавливаем ГЛОНАСС, будем «диагностировать» работу автобусовна маршрутах. Что касаетсяособенностей Regio, то нампонравилась возможность быстрой трансформации салонав зависимости от маршрутаили пассажиропотока. Можносделать типично междугородный автобус с двумя рядами си-дений вдоль каждого борта, аможно сделать пригородный свместительной накопительнойплощадкой у задней двери. Замечательно работает системаотопления и вентиляции. Этопервые автобусы в парке, у которых вентиляция строго принудительная со встроеннымкондиционером. За все времяработы Regio на маршруте намикроклимат не жаловалисьни пассажиры, ни водители.Ну и эксплуатационникамгрех жаловаться: поломок небыло. Единственное, в нашихусловиях эксплуатации частоприходится менять фильтрыкондиционера, они ходят от 4до 8 тысяч километров. То естьпри среднемесячном пробегенаших МАНов 8-9 тысяч, меняем фильтры один-два раза вмесяц. Но это мелочь, на которой можно заострить вниманиетолько в отсутствии болеезначимых проблем. В целомже и водителям, и пассажирамездить в этих автобусах – одноудовольствие. Расход топливаколеблется в районе 43-47литров на 100 км. Мы считаем,что это немного, ведь нашиавтобусы оборудованы автоматическими коробками передач,а маршрут, на котором онирированными панелями. Что касаетсябагажного отделения, то там проблемуперепадов температуры решили за счетподачи воздуха из салона автобуса через дефлекторы на боковой части центрального прохода. Создаваемое в такихусловиях избыточное давление внутривещевого отсека еще и препятствует попаданию внутрь влаги и пыли.Что говорят о Regio основные потребители, то есть отечественные пассажиры? В целом они довольны. Летом прохладно (тонированные стекла спасаютот яркого солнца), зимой тепло, а наудобных сиденьях можно подремать.Не хватает разве что вертикального поручня за спинкой водительского кресла,из-за отсутствия которого пассажирам,не успевшим пройти вглубь салона,при неожиданной качке приходитсяхвататься за спинку сиденья водителя.Вроде бы мелочь, но безопасности перевозке она точно не прибавляет. К сожалению, нет в автобусе и туалета – протяженность маршрута невелика. Нельзясказать, что отечественный пассажиризбалован такой опцией и на двухсуточном пробеге – он больше приучен кзеленым остановкам.работают, фактически городской, с большим количествомповоротов и светофоров.Будем ли еще сотрудничатьс МАНом? Да, конечно будем.В ближайшее время планируем купить еще четыре Regio –будем повышать качествообслуживания на пригородныхмаршрутах. Планируем взять иполунизкопольный автобус дляработы на городских маршрутах Подольска. Сотрудничатьс МАНом приятно: сервиснаястанция недалеко, обслуживание качественное. Только,хотелось бы, чтобы автобусамуделялось побольше внимания,а то сервис ориентированв основном на грузовики,а для автобусов не хватаетпроизводственных мощностей.Бывает нужно какую-нибудьмелкую проблему устранить вгарантийный период, а автобуспросто негде продиагностировать. Техника простаивает.Желательно было бы иметьподменный фонд из одногодвух автобусов на случаи, когдамашина простаивает на гарантийном обслуживании из-за отсутствия какой-либо запаснойчасти. Этого было бы вполнедостаточно для плодотворнойи выгодной работы.ШассиС 2008 года Lion’s Regio поставлялик нам с 6-цилиндровым двигателемD2866 LUH 28 Евро-3 объемом 12 литров и мощностью 310 л. с. Этот мотор хорошо известен еще по тяжелымгрузовикам MAN F2000, а позже поMAN TGA – у него четыре клапана нацилиндр, интеркулер и турбонаддув.В результате хорошая характеристика крутящего момента: в диапазонеот 900 до 1550 об/мин он составляет1500 Н.м. Впоследствии к немудобавились более экологически чистые двигатели серииНа пригородных рейсах предпочтительнее автоматическая трансмиссия АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТМногочисленные лючкиделают автобус простымв обслуживанииЗапасное колесо в специальнойкорзине за лючком передней маскиПередняя подвеска Regio независимая,на пневматических упругих элементахТормозные механизмы дисковые,с пневмоприводом, оснащенным EBSРеактивные штанги задней подвескинеобслуживаемые – на сайлентблокахD20, то есть D2066, соответствующиеуже Евро-4, в трех вариантах мощности – 310, 350, 390 и 430 л. с. В отличиеот земляка-конкурента Mercedes-BenzMAN принципиально не используетAdBlue для нейтрализации отработавших газов. На дизеле D2066 помимоэлектронноуправляемой топливнойсистемы Common Rail, турбонаддува и интеркулера немцы применилирециркуляцию отработавших газов(EGR). Заднемоторная компоновка автобуса обеспечивает низкий уровеньшума большинству пассажиров. Развечто пассажирам двух-трех задних рядовсдержанное рычание дизеля может несколько подпортить приятные ощущения от уютного салона. Обслуживатьдвигатель очень удобно: достаточнооткинуть большой задний люк, и откроется доступ ко многим навеснымагрегатам, к заливным горловинами приводным ремням.В Подольске Regio работают намаршруте протяженностью всего 20 км.При этом автобусы следуют со всемиостановками, пропуская только те, гденет желающих войти в салон или егопокинуть. Формально маршрут пригородный, а фактически получаетсягородской. От частых посадок пассажи-ров страдают механизмы открываниядверей, которые приходится регулировать. На одной из дверей приказал долго жить подшипник поворотного вала.В целом же автобус с такими нагрузками неплохо справляется, да и водительсильно не устает, ведь Regio оснащенэлектронноуправляемыми 12-ступенчатыми КП MAN TipMatic. Это та жекоробка ZF, отлично зарекомендовавшая себя на туристических версиях нетолько MAN, но и всех европейскихпроизводителей автобусов, и даже натяжелых самосвалах. Есть в агрегатнойбазе производителя и механическиеКП – 6-ступенчатые ZF 6S-1900 с тросовым приводом переключения передач.Подвеска Regio пневматическая, аналогичная той, что стоит на туристических автобусах MAN. Она давно доказала свою надежность и при этом требуетминимального технического обслуживания. К тому же передняя – независимая, на двойных А-образных рычагах.Управлять машиной несложно, даже13-метровая длина не является помехойпри маневрировании. Личная поездкапо 520-му маршруту, от Подольска доМосквы, несколько озадачила довольнопосредственной плавностью хода. Вроде бы все для комфорта есть… Но толи дороги в Подольске не очень, то ликинематика подвески оставляет желатьлучшего, а Regio «информирует» пассажиров даже о мелких неровностях.Примечательно, что водители на этовнимания не обращают – по их словам,и комфорт, и эргономика, и обзорностьдостаточные.Тормоза у автобуса с пневмоприводом, оборудованным электронной системой EBS. В перечень дополнительных систем входят ESP, ответственнаяза курсовую устойчивость, а такжефункции Bremsomat и Cruise Control,позволяющие поддерживать заданнуюскорость движения. Это хорошее дополнение к дисковым вентилируемымрабочим механизмам. В городском режиме эксплуатации передние тормозные колодки служат до 30 тысяч (ровноодно ТО), задние в два раз дольше, ноиногда замена требуется раньше. Недотянувшие до дилерской станции колодки меняют в своей ремонтной зоне,благо это не сложно и занимает околочаса. Таким образом, экономят на обслуживании, которое в среднем обойдется в 45 тысяч рублей.94РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2012Фото Алексея Панфероваи фирмы-изготовителя