54
55
56
58
60
62
64
66
68
70
АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКDAF LFАльтернативой среднетоннажному грузовику корейскойили китайской марки может стать европейский подержанный, например, DAF LF. Надо только умело выбратьподходящий по характеристикам и состоянию вариантКак и большинство среднетоннажников европейских фирм«большой семерки», новыйDAF LF стоит непропорционально дорого для своей грузоподъемности – около трех миллионов рублей.Это голое базовое шасси с четырехцилиндровым 140-сильным моторомв салонах официальных дилеров.Неудивительно, что счет машин, официально проданных у нас за последниепару-тройку лет, идет на единицы (см.данные аналитического агентства «Автостат»). Правда, реальное количествоновых DAF LF может несколько превышать указанное в таблице, посколькубольшая часть импортируемых среднетоннажников оборудуют у нас кузовами (чаще промтоварными фургонами и рефрижераторами) российскихфирм-ребилдеров, многие из которыхприсваивают готовым автомобилямсобственные марки. Таким образом,обретя новый ПТС с маркой, например, «ИнтерПайпВан», машина ужеперестает фигурировать в статистикекак DAF. Но в любом случае объемыпарков среднетонажных европейскихавтомобилей в десятки раз скромнеепарков крупно- и малотоннажных.Потенциальный покупатель машины грузоподъемностью 4-10 тонн, тоесть переросший объемы перевозокфургонами категории В, сопоставивцены, скорее выберет крупнотоннажник. Ведь, например, 18-тонный DAFCF с ресурсом 360-сильного мотора1,6 миллиона километров,16-ступенчатой КП, интардером и кондиционером тот жеПарк DAF LF на 01.07.2012 г.*Всего2011201020092008Россия 35231941СЗФО530021ЦФО16930123СКФО140003ЮФО230123ПФО560037СФО190002УФО180012ДФО00000*по данным аналитического агентства «Автостат»54РЕЙС ОКТЯБРЬ20122007266110142202006137311001020054261926432020048020362310450200393656261643020023431530832020011022104100 DAF LF2012 ОКТЯБРЬРЕЙС55 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОККоэффициенты к базовой ставке*Длинные «клинья» на облицовке сразувыдают дорестайлинговый DAF LFСреднетоннажник в качестве автовозау нас непривычен. Но... экономиченГрузовые автомобили,Возрастом Возрастомполная масса, тдо 3 летсвыше 3 летНе более 2,5 тонны0,50,88Свыше 2,5 тонны, но0,81,25не более 3,5 тонныСвыше 3,5 тонны, но11,6не более 5 тоннСвыше 5 тонн, но1,14,56не более 8 тоннСвыше 8 тонн, но1,346,91не более 12 тоннСвыше 12 тонн, но1,4710,06не более 20 тоннСвыше 20 тонн, но2,911,8не более 50 тонн* 150 000 рублей утилизационного сбораИНФОРМАЦИЯМашина с КМУ, даже подержанная,гораздо дороже, чем без онойВесьма часто среднетоннажники предлагают с кузовами-рефрижераторамисамый дилер предлагает за 3,3 млн рублей – всего на 10 % дороже, чем базовый, не обладающий ни одним из этихдостоинств LF. Иначе говоря, ценысреднетоннажников, в которых дажепросто металла меньше, не говоря ужео количестве высокотехнологичных деталей и узлов, привязаны скорее не к ихсебестоимости, а к платежеспособному спросу европейских перевозчиков,учитывающих каждый цент в суммарных расходах на топливо.Однако на вторичном рынке несколько иная конъюнктура – тамв одном ценовом диапазоне фигурируют машины разных поколений, например, среднетоннажные трехлеткис пробегом около 200 тыс. км и крупнотоннажные шестилетки, намотав-шие свыше полумиллиона километров.Вот почему к подержанным DAF LF естьустойчивый интерес российских перевозчиков – как одиночек, так и небольших предприятий с десятком автомобилей в парке.МодификацииАвтомобили DAF LF ведут родословнуюот грузовиков старинной английскойкомпании Leyland Trucks – она же и посей день их выпускает на своем родовомзаводе в городе Лейланде, графство Ланкашир. С 1998 года эта фирма вместе сконцерном DAF Trucks NV входит в американский холдинг Paccar inc, однакосотрудничество с голландцамиу Leyland Trucks началось ещев 1986 году – среднетоннажникиПримеры предложений автомобилей DAF LF на вторичном рынке РоссииГод выпуска20032008200720102008МодельLF55.180LF 45.180LF55.220LF45.180LF55.250Тип кузова, надстройки Заявленный пробег, кмфургон300 000фургон с гидробортом237 000фургон с гидробортом427 000фургон с гидробортом132 000фургон с гидробортом228 000Цена, рублей1 425 0001 933 0002 120 0002 450 0002 430 000Примеры предложений автомобилей DAF LF на вторичном рынке ЕвропыГод выпуска2010201120102011201056МодельLF45.180LF45.210LF 45.180LF 45.210FAN LF55РЕЙС ОКТЯБРЬСтрана первого покупателяГерманияГерманияГерманияГерманияАвстрия2012Заявленный пробег, км156 00010 00068 00033 00065 000Цена, евро37 96138 67539 13951 76575 480АНАТОЛИЙ ОРЛОВначальник производстваООО «Адамполис + М»,авторизованного техцентраDAF Trucks, Московская обл.– Большая часть автомобилей DAF LF,приезжающих к нам на ремонт, – трех-,восьмилетнего возраста. Неисправностив основном мелкие – заменяем изношенные шарниры рулевых тяг, пыльникипоршней тормозных суппортов (в запущенных случаях и направляющие пальцы),проверяем и регулируем сход-развал.Довольно часто ремонтируем шкворневые узлы переднего моста – на российскихдорогах ремкомплекта хватает поройвсего на год эксплуатации. Гораздо чаще,чем на крупнотоннажных моделях DAF,требует внимания система АБС тормозов –из-за меньшего диаметра колес сильнееподвержены коррозии датчики частотывращения и их зубчатые кольца. Такжеиз-за применения на дорогах противогололедных реагентов страдают и другиеэлементы электрооборудования – в зимний период обращения клиентов по этомуповоду бывают регулярно.Другая проблема наших условийэксплуатации – некачественное топливо.И среднетоннажники DAF LF также от неестрадают – топливная система CommonRail более чувствительна к примесям водыили бензина в дизтопливе, чем насосныесекции, применяемые на двигателяхPaccar MX крупнотоннажных моделейDAF. Вот почему покупателю подержанноймашины имеет смысл еще на стадии ееосмотра провести компьютерную диагностику двигателя. В нашем сервисномцентре она стоит 1150 рублей, что многократно дешевле, например, цены ТНВД,за замену которого придется заплатить,если его неисправность выяснится ужепосле покупки автомобиля. Более того,диагностика, давая полную картинусостояния двигателя, позволит выявитьи более серьезные дефекты, вызванныепреждевременным износом основныхдеталей силового агрегата. Впрочем, понашему опыту, такие случаи крайне редки,и состояние двигателей, как и прочихдорогостоящих узлов (коробок передач,ведущих мостов), на большинстве находящихся в эксплуатации автомобилей DAF LFвполне удовлетворительно. АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКДвигатели для DAF LF выпускаетанглийский завод фирмы Cumminsдвух предыдущих поколений тоже шлина европейский рынок под голландской маркой. (Напомним, с 1986-го по1991 годы это была линейка DAF F 600,DAF F 800 и DAF F 1000, а с 1991-го по2001 годы – DAF 45 и DAF 55.) Первоепоколение современной модели LF (поклассификации DAF – Light Forte, тоесть «легкая сила») представили в 2001году, но на вторичном рынке более актуальны машины второго, выпуск которых стартовал в 2006-м. И, разумеется,речь идет только о шасси 4х2 под спецкузова, поскольку прочие модификациигаммы LF, например, трехосные шассис поддерживающе-подруливающим задним мостом экзотичны даже для Европы. Не менее специфичен и малоликвиден на вторичном рынке «детский»тягачонок DAF LF45 FT с нагрузкой наседло 3,7 тонны вместо обычных девяти на массовых универсальных тягачах.Также неактуальны у нас популярныев Европе среднетоннажные самосвалы,но автоэвакуатор или коммунальнаямашина на шасси DAF LF вполне можетнайти покупателя.Разделение автомобилей одной моделина легкую и тяжелую серии – обычнаяпрактика европейских фирм, имеет место таковое и для DAF LF. Индексы 45(машины грузоподъемностью 3-7 т приполной массе 6-12 т) и 55 (грузоподъемность 8,8-15,5 т при полной массе 12-21т) унаследованы от предшественников образца 1991 года. Учитывая, чтоконцепция современного развозногогрузовика предусматривает великоемножество модификаций для точнойподстройки под требуемую транспортную задачу (у DAF LF их около двухсот), четкой границы в примененииразной прочности рам, гипоидных паршестерен ведущего моста с разнымипередаточными числами и прочих нагруженных элементов для LF 45 и LF55не существует – все определяет заказпервого покупателя автомобиля. Поколесным базам совпадений нет – «сорок пятому» положено восемь значений от 3000 до 5400 мм, а «пятьдесятпятому» – девять других (от3250 до 6300 мм, см. таблицу).Второе геометрическое от-Характеристики двигателей автомобилей DAF LF (2001-2005 гг.)Модель по DAFBE 99 CBE 110 CBE 123 CCE 136 CCE 162 CCE 184 CКоличество цилиндров/рабочий объем, л4/3,94/3,94/3,96/5,96/5,96/5,9Мощность,л.с. (об/мин)130 (2500)150 (2500)170 (2500)185 (2100-2500)220 (2100-2500)250 (2100-2500)Крутящий момент,Н.м (об/мин)500 (1200-1700)550 (1200-1700)600 (1200-1700)700 (1200-1700)800 (1200-1700)850 (1200-1700)На машинах легкой серии компрессоррефрижератора приводится от мотораСущественный недостаток 4-цилиндрового мотора серии FR – вибрации......которые практически не свойственны6-цилиндровому серии GRХарактеристики двигателей автомобилей DAF LF (с конца 2005 г.)Модель по DAFВ отличие от крупнотоннажных DAF наLF применяют моторы с Common Rail58РЕЙС ОКТЯБРЬ2012FR 103 S1FR 118 S1FR 136 S1GR 165 S1GR 184 S1GR 210 S1GR 220 S1Количество цилиндров/рабочий объем, л4/4,54/4,54/4,56/6,76/6,76/6,76/6,7Мощность,л. с. (об/мин)140 (1900-2500)160 (1900-2500)185 (2000-2500)220 (1900-2500)250 (1900-2500)285 (2100-2500)300 (1900-2500)Крутящий момент,Н.м (об/мин)550 (1200-1700)600 (1200-1800)700 (1200-1800)850 (1200-1700)950 (1200-1700)1020 (1200-1800)1100 (1200-1900) АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКРазмеры кабин22-дюймовые колеса LF55крепятся на десяти шпильках...МНЕНИЕАЛЕКСЕЙ СМИРНОВначальник отделалогистики компании «Праксис Ово»,Москва– Автомобили DAFпреобладают в паркенашей компании, к ниммы привыкли, издавнаездим на техобслуживание в один итот же проверенный,специализирующийсяна данной маркесервисный центр. Наданный момент у настри машины серии LF,ранее было несколькоединиц предшествующей серии DAF 45выпуска 1990-х годов,то есть по среднетоннажникам DAFнакоплен большойличие между шасси легкой и тяжелойсерий – в высоте верхней полки рамы:для LF45 она равна 710, а для LF55 – 820мм. Кроме того, высоту шасси над дорогой задает и диаметр колес – на LF45применяют только 17,5-дюймовые, наLF55 полной массой 12-15 тонн (а такжена седельном тягаче и 21-тонном трехоснике) – 19,5-дюймовые, и, наконец,на 16-19-тонных шасси – 22,5-дюймовые. Подвеска обычно на малолистовых параболических рессорах спередии пневмобаллонах сзади, но возможныварианты с пневматикой по кругу либорессорами и спереди, и сзади. Тормозная система – с пневмоприводом и дисковыми механизмами на всех колесах.Кабины на сборку DAF LF приходятв Лейланд из французского Бленвилльсюр-Орна – с завода Renault Trucks.60РЕЙС ОКТЯБРЬ2012...а 17-дюймовые на LF45 –на восьми или шестиопыт эксплуатации.Модификации с 6-цилиндровыми моторамивесьма комфортабельны – водители довольны и плавностьюхода, и отсутствиемвибраций. Чего нескажешь про машиныс 4-цилиндровымидвигателями – тамкабина вибрирует, какна зиловском «Бычке».Все автомобили, заисключением самогосвежего LF55, мыпокупали подержанными с европейскоговторичного рынка, тоесть с фирменнымивысококачественными кузовамирефрижераторами. Новое шасси 2009 годавыпуска пришлосьоборудовать кузовомМежбрендовую унификацию по большинству панелей c автомобилямиRenault Midlum, Renault Premium, VolvoFL, Volvo FE владелец LF в полной мереоценит, приобретя в «чужом» сервисном центре, например, ветровое стеклоили дверь, ведь широта дилерской сетифирмы DAF в России пока далека от желаемой. Для обеих серий голландскоа нглийского среднетонна ж никапредусмотрены два типа кабин: дневная и спальная с койкой размером70х200 см. На LF45, которые обычно заказывают для городских перевозок, какправило, видишь Day Cab, а на «пятьдесят пятом» помимо дневной довольночасто встречается и комфортабельнаяSleeper Cab, которую заказывают, еслиприходится работать на дальних рейсахили ночи напролет тарахтеть моторомроссийского производства, сделанным менеедобротно. Используемсреднетоннажныйподвижной состав,преимущественно нагородских маршрутахдля развозки продукции по торговымточкам. Работа в условиях московскихпробок существенносокращает срок службы ряда узлов, поэтомудаже относительнонебольшие, 50-70 тыс.км, годовые пробегивызывают необходимость существенныхрасходов на запчасти,и чем старше машина,тем они весомее. Вотпочему мы списываемотслужившее своеавтомобили и приобретаем новые.на складах и терминалах. Изредка навторичном рынке Европы попадаетсяDAF LF c двухрядной четырехдвернойкабиной на 6-7 мест – в этом принципиальное отличие модели среднего тоннажа от крупнотоннажника. Дневнаякабина установлена на четырех резинометаллических подушках, а спальнаяоснащена подвеской на четырех пружинных стойках. В зависимости от назначения машины кабина может бытьс низким двухъярусным или высокимодноярусным бампером – последнийдля российских условий эксплуатациипредпочтительнее.Смена поколений 2006 года была дляDAF LF, по сути, рестайлингом. Изменения во внешности уловит лишьопытный взгляд – проще всегоотличить новую машину от ста- АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКВ передней подвеске машин тяжелой серии применяют двухлистовые рессоры, а в Европе немало машин на пневматикеАвтомобилям легкой серии хватает одного листа в передних рессорах, а сзади также может быть пневмоподвескарой по горизонтальным, сходящим «нанет» клиньям у нижнего края откиднойоблицовки радиатора – они стали значительно короче, тогда как раньше доходили почти до середины кабины. Ноглавное новшество – в двигателях.Традиционный поставщик моторовна Leyland Trucks – американская фирма Cummins, она же остается им и поныне. Благо, один из двух ее английскихзаводов, откуда везут моторы на сборкусреднетоннажников DAF, находитсяв паре часов езды от Лейланда – в Дарлингтоне (графство Дарем). На прежниемодели DAF 45 и DAF 55 ставили «евровторые», то есть с рядным ТНВД, моторысерии В – такие же, только не английской, а китайской сборки, в 2003 годупошли на «камазы». Автомобили DAFLF с самого начала выпуска оснащалидвигателями следующего поколенияISBe – уже с приводом нижнерасполо-женного распредвала и вспомогательных механизмов со стороны маховика,четырьмя клапанами на цилиндр и топливной аппаратурой Common Rail отфирмы Bosch. Еще тогда, в 2001 году, этимоторы соответствовали нормам Евро3, а на клапанной крышке красовалсялоготип Paccar – так решили хозяевахолдинга в Америке. 4-цилиндровыедвигатели серии BE (это уже по номенклатуре DAF, а не Cummins) имелирабочий объем 3,9 л, а 6-цилиндровыеCE – 5,9 л (см. таблицу). Размерностьцилиндра едина и для «четверки», и для«шестерки» – 102х120 мм.В конце 2005 года, в связи с грядущим введением в Европе норм Евро-4,на фирме DAF Trucks полностью обновили гаммы двигателей грузовиковвсех классов с применением системывпрыска раствора мочевины. На среднетоннажники с завода Cummins пош-ли моторы увеличенной до 107х124 ммразмерности – рабочий объем 4-цилиндровых агрегатов новой серииFR составил 4,5 л, а 6-цилиндровыхGR – 6,7 л. Соответственно, возрослаи мощность, достигнув на флагманской «шестерке» трехсот лошадиныхсил. В обозначении двигателей по номенклатуре DAF по-прежнему фигурирует значение мощности в киловаттах, например, 160-сильная «четверка»маркируется FR 118 S1 (см. таблицу).Применение элементов трансмиссии зависит от двигателя и тоннажамашины. С четырехцилиндровымиагрегатами сочетается сцепление диаметром 362 мм и 5-ступенчатая коробка передач модели 5S42 от фирмыZF. С шестицилиндровыми моторамиидет 395- или 430-миллиметровое сцепление и 6-ступенчатаяZF 6S850. Последняя, в зависи-Бак с раствором мочевины присутствует на большинстве DAF LF с 2006 годаПодвеска короткой дневной кабины –на резинометаллических подушках......а более тяжелая спальная непременно опирается на пружины62РЕЙС ОКТЯБРЬ2012 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКНа всех модификациях DAF LF применяются ведущие мостытипа «банджо» и полностью пневматические тормозаОпорный брус пневмобаллонов задней подвески еще более уменьшает и без того скромный клиренс DAF LFмости от транспортных задач первогозаказчика, может быть в исполнениис прямой шестой передачей либо с повышающей. Изредка попадаются дорогие и, как правило, 16–19-тонные LFc 9-ступенчатыми (четыре – в основномблоке, плюс демультипликатор, плюс«черепаха») коробками ZF 9S109, ZF9S1110 или Eaton FS6309. На европейском вторичном рынке немало экземпляров с автоматизированными КП отZF семейства AS Tronic, а на шасси подкоммунальные надстройки нередко заказывают и «автоматы» Allison.Обозначений модификаций среднетоннажников LF достаточно информативно. После аббревиатуры марки приведены две или три буквы, которымизашифрован тип автомобиля и колесная формула. Вначале всегда стоит F,говорящая о бескапотной компоновке,затем чаще всего А, указывающая нашасси под надстройки. Если вместо Астоит T, значит, предлагают седельныйтягач. Добавление буквы N указываетна 21-тонный трехосник. Далее, черезпробел, приведена модель (в нашемслучае LF) и через точку – мощностьдвигателя в лошадиных силах. Затем, после буквы G или E, может бытьуказана полная масса в тоннах. Например, DAF FA LF45.160 G12 – шассиполной массой 12 тонн с 160-сильныммотором, а DAF FAN LF55.220 E21 –220-сильный 21-тонный трехосникс подруливающим допмостом. В объявлениях о продаже отдельные позиции обозначения часто перепутаныместами или отсутствуют, а нередко– наоборот, в произвольной формедобавлены упоминания об экологическом классе, наличии автоматизированной КП или холодильной установки фургона. VIN-номер на DAFLF всегда начинается на XLR –эта аббревиатура зарегистри-Подвеска кабины не менее комфортабельна, чем на крупнотоннажникахРазъемные кронштейны позволяютснимать рессоры быстро, без кувалдыШкворневое соединение на DAF LFнадо перебирать чаще, чем на XF и CFЩуп и маслозаливная горловина двигателя доступны без поднятия кабины64РЕЙС ОКТЯБРЬ2012 АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКПризнаки ремонтаЦены оригинальных запчастей*ПозицияФильтр воздушный (элемент)Фильтр масляныйФильтр топливный (комплект)Фильтр-сепаратор (элемент)Поршневые кольца(комплект на поршень)ПоршеньПрокладка ГБЦ1. Разница в цветепластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали3. Переходы между свежимии старыми слоями эмали4. Трещины, горбы, морщины5. Разница измерений3по бортам (искривление рамы)2Головка блока цилиндров415рована за голландским предприятиемDAF Trucks NV, а на 11-й позиции стоитбуква L, указывающая на сборочныйзавод в английском Лейланде.Где купитьНесмотря на весьма скромный объемроссийского парка, предложений подержанных DAF LF в Интернете хватает– перевозчики, не имеющие достаточного количества заказов, избавляются от машин, требующих довольнодорогих запчастей (см. таблицу). Достать неоригинальные подешевле длямашин этой марки проблематично.Цены семи- восьмилетних экземпляров легкой серии подбираются к полутора миллионам рублей, что предопределяет массовый уход потенциальныхпокупателей в сторону новых среднетоннажников марок МАЗ, КАМАЗи Isuzu. За пятилетние LF просят около двух миллионов рублей, и это, пожалуй, адекватная цена, если машинунедавно пригнали из Европы, и она,уже будучи растаможенной, терпеливоожидала нового хозяина на площадкедилера-перегонщика.До недавнего времени малораспространенные в России европейскиесреднетоннажники было весьма выгодно покупать за границей. В частности, за грузовиками DAF обычноездили в Голландию – там их большевсего, или в Германию, где таковыхтоже видимо-невидимо. Более того,сами официальные дилеры DAF, понимая, что новыми «эл-эфами» потри миллиона рублей много не наторгуешь, пригоняли в Россию подержанные – с растаможкой на частное лицо.Увы, вступившие в действие с 1 сентября 2012 года правила взимания утилизационного сбора (постановление66РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Поддомкратимколесо и покачаемдлинной монтажкой– люфт в шкворневом соединениисразу почувствуетсяправительства Российской Федерации№870 от 30 августа 2012 г.) практическиисключили импорт в Россию грузовиков старше трех лет. Например, за DAFLF45 2008 года выпуска и полной массой 12 тонн, купленный за 20 000 евро,вместо прежних 400 000 рублей теперьпридется заплатить на таможне (помимо пошлины и НДС в размере около100 тыс. рублей) утилизационный сборсвыше миллиона рублей (см. таблицу).Для DAF LF55 он уже превышает полтора миллиона рублей. Разумеется, кзатратам на утилизацию нововведениене имеет никакого отношения – чемстарее автомобиль, тем меньше в немузлов с разнородными материалами,а значит, и дешевле его превращениево вторсырье. К тому же основнуюнагрузку предприятиям переработкидадут в десятки раз более многочисленные легковушки, с которых берутсимволические 3000 рублей. Поэтомуречь скорее о курсе на укрупнение автопредриятий, и простейшее средстводостижения этой цели – повышениеценового порога коммерческих автомобилей. Обходные технологии приемлемой растаможки, если и будутизобретены, то не сразу – слишкоммало времени прошло после смены порядков. Возможно, появятся фирмы пооказанию услуг оформления временного ввоза автомобилей полной массой свыше 12 тонн – тогда тот же DAFLF можно будет легализовать в Россииза вполне приемлемые 37 500 рублей.Пока же выбор покупателя подержанного грузовика невелик: либона внутреннем рынке, либо в Европе,но совсем свежий, возрастом до трехлет. Но такой DAF LF – дажелегкой серии – там стоит порядка 40 тысяч евро. Утилиза-Комплект вкладышейшатунных на одну шейкуКомплект вкладышей коренныхс упорным подшипникомФорсунка Common RailТНВДВодяной насосКлапан впускнойКлапан выпускнойПолный комплектпрокладок двигателяГлушительТурбокомпрессорСтартерТермостатСцепление (комплект)Ведомый диск сцепленияВыжимной подшипниксцепленияКоробка передач с сбореЦена с НДС, рублей4225109511101535301012 4304100110 360(с возвратом старой)1120697037 300128 095(с возвратом старого)14700(с возвратом старого)915193736 67025 23083 600(с возвратом старого)32 975(с возвратом старого)87565 30025 17510 820283 000(с возвратом старой)57 71713 977447 12914 2225660110 811Рессора задняяПриемная труба глушителяРедуктор ведущего мостаТормозной диск переднийТормозной диск заднийГУРПодшипники передней ступицы12 200(комплект на одно колесо)Подшипники задней ступицы38 444(комплект на одно колесо)Насос гидроусилителя руля30 863Суппорт тормозной передний47 116Ремкомплект шкворневого17 777соединенияСтекло ветровое17 343Фара в сборе17 574*в сервисном центре компании «Адамполис+М»6-ступенчатая КП модели 6S850 отфирмы ZF встречается наиболее часто АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКДля ежедневного обслуживания DAF LF достаточноподнять облицовку радиатора – она на гидроупорахционный сбор составит 165 000 рублейплюс 15-процентная пошлина. Итого– порядка двух миллионов рублей замашину. Для частника-одиночки изпровинции – запредельно дорого, нонебольшая и успешная транспортнаякомпания может всерьез рассмотретьтакой вариант. Зачем платить три миллиона дилеру за «пустой» четырехцилиндровый LF, если в полтора раза дешевле обойдется «бюргер» с пробегом150 тыс. км, 220-сильным 6-цилиндровым мотором, полуавтоматической КПи фирменной немецкой «будкой»?Смотри в обаЕсли машина из объявления приглянулась заочно – едем насмотрины. Неплохо бы взятьопытного помощника. ЛюбойРазмеры шасси*КолеснаяДлина грузовойбаза, ммплатформы, ммL1=42006300L2=32504800L3=35005200L4=38005700L5=45006800L6=48007300L7=53508200L8=59009000L9=63009700*автомобилей DAF LF55 FAДлинаавтомобиля, мм78006280668071608280876096401052011620Размеры шасси*КолеснаяДлина грузовойбаза, ммплатформы, ммL1=43006400L2= 30004400L3=31504600L4=35505200L5=39005800L6=46507000L7=50007600L8=54008200*автомобилей DAF LF45 FA68РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Длинаавтомобиля, мм79006070605067007300858090009600Полурессоры задней пневматической подвески весьма долговечны, а пневмобаллоны могут со временем дать трещиныМНЕНИЕАЛЕКСЕЙ ФИРАГОмеханик компании «Праксис Ово», Москва– Самый старший из трехнаших автомобилей DAFLF – 2003 года выпуска,пригнанный из Нидерландов в 2007 году. Машинабыла без пробега поРоссии, но оказалась кудаболее изношенной, чеможидалось от четырехлетки. Конечно, мы понимали,что прошла она куда больше 90 тыс. км на одометре,но предположить все 300тыс. км не могли – послемастерски проведеннойпредпродажной подготовки этот DAF LF45 выгляделдовольно свежо. Сразу пошла череда замен деталей,с которыми предыдущийвладелец успешно дотянулдо продажи автомобиля:передней левой ступицы(разбило не только беговыедорожки подшипников,но и сам корпус), затемтреснувшего выпускногоколлектора, помпы системыохлаждения двигателя,шарниров рулевой трапеции, передних тормозныхдисков и др. Учитывая, чтодля автомобилей DAF практически нет неоригинальных запчастей, приведениемашины в рабочее состояние обошлось недешево.Кроме того, конкретно посреднетоннажникам LF естьеще и проблема отсутствиямногих запчастей вообще –машин этой модели вРоссии мало, и сервисныецентры не балуют перевозчиков широким ассортиментом. Хорошо, если ис-комая деталь применяетсятакже и на более массовыхкрупнотоннажниках CFи XF – тогда шансов еенайти на складе существенно больше. В противномслучае машина можетнадолго встать на прикол,ведь и на «разборках»списанной в утиль техникиDAF LF не найдешь днемс огнем. Иногда выручаютзнакомые станочники –например, при заменекомплекта сцепления(тоже, кстати, сразу послепокупки машины) пришлосьзаказывать токарю деталикрепления вилки выжимного подшипника: найтитакую мелочевку в Россииоказалось нереально. Ещехуже было с автомобилямиDAF 45 позапрошлогопоколения с пневмогидравлическими тормозами –купить главный цилиндрпривода взамен потекшегокрайне трудно. А, например,пневмокамеру стояночного тормоза, от которойк задним колесам идуттросы – почти невозможно.Как и перебрать ее при отсутствии запчастей начинки.За прошедшие пять летмашина прошла у нас ещеоколо 300 тыс. км, требуяпериодических, но не оченьсущественных вложений –три раза перебирали шкворневые узлы, заменили жгутыэлектропроводки в дверяхкабины и трапецию стеклоочистителя – тяги проржавели, а шарниры износились.Пока в хорошем состояниидвигатель и задний мост –в этих агрегатах все детали«родные». Но уже повторнотребуют замены шарнирырулевых тяг, а совсем недавно пришлось сниматьи разбирать КП – там вышел из строя синхронизатортретьей передачи.Второй DAF LF45 у насработает около года –брали его двухлетним, тожес фирменным фургономрефрижиратором европейского производства, и тожебез пробега по России. Кроме того, на этой машинеесть гидроборт, пневмоподвеска заднего мостаи кондиционер. Наездилипока всего 30 тыс. км, единственное, что пришлосьзаменить, помимо «расходников» – лопнувшуюстремянку полурессоры.Последнее приобретение – новое шасси DAF LF55с 220-сильным двигателеми 22,5-дюймовыми колесами,дооборудованное кузовомрефрижератором на 17палет. В эксплуатации этотавтомобиль у нас около года,пробег – чуть более 30 тыс.км, то есть еще даже непроводили первое ТО, положенное после 55 тыс. км. Ноуже на 15-й тысяче вышелиз строя электронный блокуправления двигателем –новый пришлось ждать погарантии два месяца. Втораянеисправность – дефектхомута патрубка системыохлаждения двигателя – егоострые края врезалисьв резину, что было чреватотечью жидкости. Хомутс патрубком, к чести заводаDAF, заменили бесплатнопо отзыву. В остальном всенормально, и, учитываямизерный пробег, машинадолжна еще долго работатьбез нареканий. АВТОМОБИЛИВТОРИЧНЫЙ РЫНОКобнаруженный дефект может помочьснизить цену – еще раз вспомним, чтозапчасти на DAF в России в основноморигинальные, то есть дорогие. Начинаем с кабины. Переходы в цвете и блеске окрашенных поверхностей – поводзаподозрить имевший место кузовнойремонт, а значит – былую аварию. Слойшпаклевки легко обнаружить с помощью магнитика, завернутого в ткань.Явно незаводская сварка под уплотнителями дверей – признак замены помятой панели. «А зачем ее меняли? Послестрашного лобового удара? А не повелоли при этом лонжероны рамы? А смогу ли я зарабатывать на такой гнутойраме деньги, или она скоро треснетпри полной загрузке?» Все эти вопросынадо вначале задать себе, а потом продавцу. И не получив внятного ответа,развернуться и уйти. Ведь аварийная,с горбами и морщинами, рама – это,как минимум, быстрый износ шин.Проверить геометрию рамы в первомприближении можно обычной рулеткой. Разница в расстояниях по бортамсвыше 10 мм лишает предстоящую покупку экономического смысла. LF легкой серии на 17,5-дюймовых колесахвесьма уязвим снизу, и если машинуприложили мостом или торсиономстабилизатора о камень или ухаб наплохой дороге, ремонт влетит в копеечку. Так может сделать его за счет продавца? Тогда не побрезгуйте заползтипод машину, постелив на землю прихваченный из дома коврик или бросовый картон. Детали шкворневого узлапереднего моста на DAF LF считаютсяпочти такими же «расходниками», как,например, шарниры рулевых тяг. Темне менее, указав на люфт продавцу(для этого надо поддомкратить мост ивывесить колесо), вы можете скоститьцену еще на десяток тысяч рублей.Надо только чтобы помощник сел заруль и нажал на тормоз, пока вы будетекачать колесо монтажкой. На машинахс пневмоподвеской полезно слить частьконденсата из ресивера тормозной системы – отжав клапан. Если потекларыжая пена, значит, пневмобаллоныскоро придется менять – масло, которое гонит изношенный компрессор,погубит их резину. Прогрев мотор, посмотрите на цвет выхлопных газов изглушителя. Белесый дымок или копотьговорят о необходимости компьютерной диагностики двигателя, и врядли стоит жалеть на нее деньги – однатолько форсунка системы CommonRail стоит под 40 тысяч рублей, а ведьих в моторе, как минимум, четыре.Особое внимание – исправности системы впрыска мочевины. Сухой бак дляAdBlue – первый признак, что покупкуэлектронного блока за 150 тыс. рублейпродавец решил переложить на плечипокупателя. Ну и напоследок неплохобы на машине прокатиться, перебравна ходу все передачи и послушав всескрипы, скрежеты и завывания. Не исключено, что после этого данный грузовик будет фигурировать в переговорах как машина без коробки передач…22-дюймовые шины – первый признаксамых тяжелых версий DAF LFНормативы на замену деталей*ПозицияНорматив,нормо-часов3,5100Рессора задняяКапремонт двигателяПодшипник хвостовика редуктора10заднего мостаКолодки тормозные передние2,4(на ось)Приемная труба глушителя1,5Бампер передний2,5Диск сцепления (либо узел в сборе)10Стартер2Радиатор5Генератор1Форсунка1Турбокомпрессор*автомобиля DAF LF в сервисном центре компании«Адамполис+М»; стоимость нормо-часа – 1250 рублейАнтон УткинФото автора и фирмыТормоза всех колес DAF LF – толькодисковые. Присутствует и АБСПневмопривод тормозов гораздонадежнее гидравлического70РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Для эксплуатации в России топливныйфильтр-сепаратор обязателенШарниры и подушки стабилизаторовподвески у нас долго не служат