24
25
СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСАНТОН УТКИНобозревательжурнала «Рейс»КАМА 85 822 КМЖурнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шинпродолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»Спецпроект журнала «Рейс»и Нижнекамского завода ЦМК-шин представляетпрограмму ресурсных испытаний шин «Кама» трех моделей: NR201 и NF 201 размером 315/80R22,5 –для ведущей и управляемой осей, соответственно, а также NT 201 размером385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шин мы смонтировали на седельныйтягач DAF XF 105.460 с полуприцепомрефрижератором Schmitz – автопоездпредоставила компания ООО «ПраксисОво», специализирующаяся на оптовых24РЕЙС ОКТЯБРЬ2012поставках продукции птицефабрики«Роскар». К моменту старта спецпроектамашина была практически новая – пробег составлял всего 20 тыс. км, а поддерживать ее в исправном техническомсостоянии в течение всего периода испытаний взялась компания VH-DAF.Учитывая, что одним из заявленныхкачеств шин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мыустановили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторингатранспорта от компании Omnicomm.Таким образом, испытания позволятоценить не только степень износа про-тектора по прошествии разных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля.Последнее более заметно при меньшем влиянии на расход топлива такихфакторов, как дорожные пробки илидлительная работа мотора на холостомходу на территории разгрузочных терминалов. Пока не пришла зима, чистотуэксперимента портит только перерасходтоплива в заторах, когда приходится часами ползти на низших передачах. Ноименно в этом месяце было несколькорейсов в отдаленные районы Подмосковья (см. карту с маршрутами на Ногинск, Чехов и Истру), поэтому болеезначительная, чем обычно, часть километража за отчетный период пришлась МНЕНИЕВЛАДИМИР ФИРАГОводительООО «Праксис-ОВО»– За прошедший месяцмашина пробежаланемного – стояла околодвух недель, пока я былв отпуске. Выход наработу пришелся на пиксентябрьских пробок,однако ранние выездына линию и поздниевозвращения на базупозволяли делать в день по два рейса.Учитывая, что второй год мы не переводимчасы на зимнее время, уже ранней осеньюприходится завершать рабочий день в темноте. Результат – дважды были случаи наезда на металлический крепеж, к счастью,без сквозных прободений шин. Стараюсьрегулярно осматривать протекторы и вовремя вытаскивать внедрившиеся в резинуинородные предметы – если гвоздь илиболт неглубоко вошел в протектор при наезде порожней машины, то после загрузкион может пройти насквозь.МНЕНИЕДанные этапаДвижениеПробег, кмСредняя скорость, км/чМаксимальная скорость, км/чРаботаДвижение, ч:мин:сПростой, ч:мин:сдвигателя на холостом ходу,ч:мин:сРасход топливаФактический (общий), лРасход на 100 км, лРасход на 100 км в движении, л3182,7245,2102,270:23:29646:39:3822:49:00 (23,4%)1203,737,830,4В порожнем рейсе шины переднегомоста полуприцепа «отдыхают»Выкрашивание краев блоков протекторавызвано наездом на острый предметна пустынные трассы. Это благоприятно отразилось на итоговых данныхрасхода топлива в движении – разница между этим показателем и общимрасходом топлива позволяет косвеннооценить энергосберегающие свойствашин. Как правило, такие эпизодическиерейсы вдали от МКАД по относительносвободным дорогам теряются в общеймассе остальных и на статистику существенно не влияют, но сейчас так совпало, что на фоне небольшого суммарногопробега за отчетный период эти экономичные вылазки на природу привелиитоговый показатель расхода топливав движении к почти рекордной величине 30,4 л/100 км. Напомним, лишьединственный раз, в одном из летнихмесяцев 2011 года, был зафиксированлучший результат – 30,1 л/100 км. И отчасти это заслуга энергосберегающихшин «Кама», демонстрировать которыестоль же наглядно каждый месяц, увы,не получается – как правило, месячныйпробег составляет около 4500 км, и значительная доля участков с дорожнымипробками маскируют шинную экономию. Нынешние 3183 км пробега объяснимы отпуском водителя. И никакойбесхозяйственности в этом двухнедельном простое дорогущего автопоезда нет:современному высокоэффективномуавтопредприятию ни к чему держать назарплате избыток водителей – их количество точно соответствует числу автомобилей.ИГОРЬ ЕЛСУКОВинженер-аналитикООО «ОмникоммСервис»– Разница 7,4 л/100 км,зафиксированная междувеличинами среднегорасхода топлива и расхода в движении, действительно велика – обычнов сходных температурныхи дорожных условиях«вилка» составляла около4 л/100 км, то есть примерно 10-15% от величин полученных данных. Создать условия,при которых технические качества автомобиля в целом и отдельных его частей (например, шин) будут влиять на экономичностьв значительно большей степени, оказалосьдовольно просто – автопоезд несколько разотправлялся в рейсы по малозагруженнымдорогам. Напомним, его местоположениеаппаратура компании Omnicomm отслеживает в режиме реального времени с помощьюорбитальных спутников GPS и ГЛОНАСС –с точностью до 10 метров.МНЕНИЕАЛЕКСАНДР МАХОТИНисполнительныйдиректор ООО «НТЦ«Кама», заместительдиректора по технологии и НИОКР ООО «УК«Татнефть-Нефтехим»– Снижению сопротивлениякачения и, как следствие, расхода топлива автомобилемЗапаса по высоте протектора хватитеще надолгоспособствует целый ряд мер,принятых разработчикамиЦМК-шин марки «Кама».В частности, в отличие от шинтрадиционной конструкцииповышена сопротивляемостьбрекера к деформациям иприменены более прочныебортовые кольца. Кроме того,ряд моделей шин серии Nимеют протекторы с кучнорасположенными блокамив центральной части, что также улучшает их энергосберегающие свойства. И, наконец,новый гермослой существенно замедляет естественнуюпотерю воздуха, и подкачивать ЦМК-шины приходитсязначительно реже обычных.Это снижает вероятностьперерасхода топлива из-занесвоевременного контролядавления перевозчиком.2012 ОКТЯБРЬРЕЙС25