82
83
84
85
86
87
СПЕЦТЕХНИКА82РЕЙС ОКТЯБРЬ2012ПРЕМЬЕРА SCANIA P 420 CB8X4ENZЦарьгорыНа разработках горных породтребуются машины,имеющие крепкую раму,особо прочный кузови мощную гидравлику2012ОКТЯБРЬРЕЙС83 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАСтупени кабины имеютрифленую поверхностьВ ского автопроизводителя Scaniaпроизводственной линейке швед-самосвалы «майнингового» семействастоят особняком. Дело в том, что они,сохраняя все атрибуты дорожных машин и возможность перемещаться подорогам общего пользования без особого разрешения, являются специальной, предназначенной для работы в карьерах техникой. Конечно, сравниватьих с сочлененными самосвалами попроизводительности также бессмысленно, как и по стоимости, а последнийаспект в нынешних условиях являетсяТехнические характеристикиScaniaDC12 06 420 Евро-з;6-цилиндровый,рядныйРабочий объем, л12Максимальная мощность, л.с. 420 (при 1900 об/мин)Максимальный крутящий2000момент, Н.м(при 110-1350 об/мин)Колесная формула8х4Максимальная нагрузка на9передние оси, тМаксимальная нагрузка32на заднюю тележку, тГрузоподъемность, т34рессоры пакет 4 шт.,Подвеска передняяшириной 28 ммрессоры пакет 8 шт.,Подвеска задней тележкишириной 30 ммДвигательКоробка передачКоробка отбора мощностиТормозные механизмыОбъем топливного бака, лШиныОбъем кузова, м3Производитель кузова84РЕЙС ОКТЯБРЬGRSO925R, 14-ступенчатая с двухряднымдемультипликаторомпереключения передачверхнего и нижнего диапазонов и делителемEG652барабанного типадля всех колес400Bridgestone 12,00 R2423,4KH-Kipper2012Для тяжелого самосвалачетырехосное шасси оптимальнозачастую для перевозчика главенствующим. «Майнинговые» самосвалы заметно дешевле сочлененных.Одно из ключевых отличий карьерного самосвала от массовых собратьев,задействованных в строительном сегменте, прежде всего, его кузов. Онне только имеет больший объем, нои обладает приличным запасом прочности, который необходим при перевозке скальных пород. Там, где припадении куска гранита на металлекузова обычного самосвала остаетсявмятина, у «майнинговой» машинылист спружинит, погасив удар, и останется ровным. На автомобили ScaniaP 420 CB8X4ENZ, идущие в Россию,шведы устанавливают самосвальныекузова совкового типа с задней разгрузкой объемом 23,4 м3. Такие кузовадля Scania производит ее партнер –польская компания KH-Kipper. В отличие от своих конкурентов – шведовSorling-Ilsbo, которые изготавливают для карьерных самосвалов кузова типа «сэндвич», поляки остаютсяприверженцами конструкции с цельным дном и мощными полыми усилителями, через которые проходятотработавшие газы для обогрева конструкции.Общей же чертой кузовов являетсяогромный, закрывающий всю крышушасси козырек. Без такого в карьерене обойтись – крупные куски породы,выпадая из ковша могучего карьерного экскаватора, способны серьезноповредить кабину. Козырек, закре-В козырьке имееется специальная выемка под трубуГидравлика надежно укрыта широкимкозырьком кузова SCANIA P 420 CB8X4ENZпляемый болтами к кузову, изготовлен из высокопрочной стали Hardox.Из нее же выполнено днище кузова,которое имеет толщину 15 мм и стенки 8 мм. Для сравнения – у массовыхсамосвалов в большинстве случаевна днище кузова идет лист толщинойвосемь миллиметров. А вот элементы, придающие кузову жесткость, выполнены из профилей стали Domex.Прочность кузова такова, что при падении в него крупных фракций породы, практически до метра в диаметре,он не получает каких-либо серьезныхповреждений. Шрамы в виде царапин,оставляемых, к примеру, твердым гранитом, не в счет. Примечательно, чтокузов не имеет заднего борта, то естьвнешне представляет собой широкорастиражированный «совок».Особого внимания заслуживает гидравлическая система самосвальнойустановки. Ее особенность заключается в том, что у штока гидроцилиндраопрокидывания кузова имеется внешнее хромовое напыление. Такие цилиндры применяются на самосвалах,работающих 24 часа в сутки и выполняющих за смену большое количествоциклов подъема/опускания кузова.Хромовое покрытие значительноувеличивает ресурс гидроцилиндра,что оправдывает большие первоначальные вложения в установку. Чтокасается сальников, то их более износо- и морозостойкие модификацииприменяются только в случаях работымашины в условиях низких температур, характерных для нашего Крайнего Севера. Для средней полосы Россиидостаточно и стандартных уплотнений, как показал опыт эксплуатации,в их качестве сомневаться не приходится. Привод гидронасоса традиционно для самосвалов осуществлен откоробки отбора мощности, котораяагрегатируется с коробкой передач.В нашем случае это агрегат моделиEG652. От гитары шестерен приводагазораспределительного механизмаприменительно к самосвалам шведымомент не отбирают.Любая карьерная машина, относящаяся к «майнинговой» линейке,есть штучный товар, проектируемый, точнее, собираемый из модулейс учетом конкретной транспортнойзадачи. В случае с самосвалом ScaniaP 420 CB8X4ENZ было использованопроверенное временем четырехосноешасси от строительных самосваловс рамой, усиленной по принципу«лонжерон в лонжероне» общей толщиной «пирога» 17,5 мм. Коробкапередач по сути своей является тойсамой отправной точкой, вокруг которой и построена ходовая частьмашины. Для «карьерника» шведыпосчитали оптимальным четырнадцатиступенчатый агрегат GRSO925Rс двухрядным демультипликаторомпереключения передач верхнего и нижнего диапазонов иделителем. Такая КПП уста-Рабочий цилиндр подъема/опусканиякузова имеет покрытие хромомСтальной маслобак гидравлической системы смонтирован на мощной консолиЗеркал у самосвала болеечем достаточно для хорошего обзораГоловная оптика закрыта стальнойрешеткой – защита от камнейЗадние фонари крепятся на гибкойподвеске – лампы дольше служатГлушитель «чемоданного» типа закрытметаллической защитой2012ОКТЯБРЬРЕЙС85 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАСпаренные колеса ведущей тележки самосвала сверхузакрывает большой металлический брызговикПередние две оси управляемые. Ресиверыпневмосистемы расположены между крыльяминавливается исключительно на «майнинговые» машины и ни на какиебольше. Она рассчитана на передачубольших крутящих моментов, поэтому ее шестеренки и прочие входящиев контакт элементы, передающиеусилия, выполнены из специальныхсортов стали. Они подвергаются особой термической обработке и поверхностному упрочнению – естественно,согласно условиям работы, а это малые скорости движения автомобиля(внутри карьера 30-35 км/ч), скорректированы и передаточные числакаждой передачи. Поскольку коробкаработает в жестком режиме, ее системасмазки имеет теплообменник. С нимтемпература трансмиссионного масла остается в рабочем диапазоне прилюбых погодных условиях и нагрузках. Переключением передач заведует электронноуправляемая системаOpticruise, которую дополняют такиеопции, как помощь при сложном старте и защита сцепления от перегрузки.Подбирая редукторы для ведущихмостов, специалисты остановились наагрегатах с передаточным числом 7,18.Такие предназначены исключительнодля особо сложных условий эксплуа-тации техники. Как правило, для карьерных самосвалов достаточным является передаточное отношение 5,68.Однако, как мы уже сказали выше, ходовая часть машины построена вокругкоробки передач, а она, как говорится,потребовала «запас прочности». Заметим, что передачи КПП подобранытаким образом, что ориентированный на работу в карьере самосвал сохранил возможность передвигатьсяи по дорогам общего пользования. Покрайней мере, идущий с максимальноРабочий цилиндр подъема/опусканиякузова смонтирован на надрамникеСтремянки рессор задней тележкиоткручиваются снизу86РЕЙС ОКТЯБРЬ2012МНЕНИЕСЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВруководитель отделагорных машинООО «Скания-Русь»– Карьерные самосвалыкомпания Scania собираетна отдельных участках своихзаводов, и по сути своей«майнинги» есть штучныйтовар. Каждая машина изготавливается по специальному заказу, под выполнениестрого определенной транспортной задачи в конкретныхклиматических условиях.Поскольку карьерный само-разрешенной скоростью поток грузовиков, а это 90 км/ч, машина сильносдерживать не будет: ограничительскорости самосвала установлен на отметке 85 км/ч.Выбор в пользу задней тележки грузоподъемностью 32 тонны не случаен. Он продиктован необходимостьюснизить нагрузку на дорогие 24 дюймовые шины. Так, на предоставленнойнам для ознакомления машине былисмонтированы шины производствакомпании Bridgestone размерностьюсвал относится больше к специальным, чем дорожныммашинам, то и проведениеего технического обслуживания проводится по отработкеопределенного количествамоточасов, а не приурочивается к конкретному пробегу.Периодичность обслуживания устанавливается исходяиз условий эксплуатации и,прежде всего, запыленностивоздуха. Периодичностьсамого короткого интервалаТО (сложные условия эксплуатации) может составлятькаждые 250 моточасов. Еслипересчитать их в километрахпробега, получится примерно15 000. Эти цифры лучшевсего отражают разницуусловий работы специальной и дорожной техники.При более благоприятныхусловиях от ТО до ТО самосвалы работают по 500-600моточасов. Замечу, чтоопределять периодичностьтехнического обслуживаниявправе только имеющийсоответствующие полномочия инженер техническогоотдела компании Scania. Дляэтого он выезжает на местоработы машин и на местепроводит оценку условий.Топливный бак с правой стороны рамыне закрыт отбойником SCANIA P 420 CB8X4ENZПередний мост самосвала имеет мощный стабилизаторпоперечной устойчивостиПередняя подвеска – рессорная,с гидравлическими амортизаторамиВтулки рессор требуют периодическогопополнения смазкиФланцы карданных валов крепятсямежду собой четырьмя болтамиТормозные камеры высоко - не повредить. Системасмазки моста снабжена отдельным сменным фильтромДля надежности стальные крылья задней тележки крепятся на двух консоляхВедущие мосты – с блокируемымидифференциалами12,00R24. Оснащать самосвал болеедоступной и дешевой резиной на 22,5дюйма рискованно, так как она может не выдержать нагрузок. Передниемосты традиционно для тяжелогочетырехосника управляемые, девятитонные. Несмотря на то, что приводосуществляется только на заднюютележку, наличие межколесных имежосевых блокировок дифференциалов позволяет машине увереннопередвигаться по карьеру. В крайнемслучае на местах разработок всегдаимеется мощная тяговая техника типатракторов, бульдозеров, которые принеобходимости вызволят из грязи застрявшую машину. Блокировки дифференциалов можно включать как поотдельности, так и вместе. Приводпневматический, нареканий к нему состороны эксплуатирующих организаций нет. Инженеры Scania рекомендуют включать блокировки на стоящеймашине, несмотря на то, что конструктивно это можно делать и находу. Рекомендация дана на основаниимноголетнего опыта облуживанияи ремонта машин. Подвеска всех осейрессорная. Передние мосты крепятсяк четырехлистовым рессорам шириной 28 мм, а задняя тележка – к пакетам из восьми листов шириной 30 мм.На всех машинах в обязательном порядке устанавливаются мощные стабилизаторы боковой устойчивости напервом управляемом и заднем (ведущей тележки) мосту. Амортизаторыприсутствуют на первой оси заднейтележки и на рулевых осях.Что касается силового агрегата, тоим является хорошо знакомый российским перевозчикам дизель DC1206 420 Eвро-3. Рядная шестерка мощностью 420 лошадиных сил и максимальным крутящим моментом2000 Н.м весьма удачно вписаласьв выстроенную под неспешный ритмпередвижения трансмиссию. Отсутствие же ставшей неотъемлемойчастью большинства современныхмашин мочевины (AdBlue), впрыскомкоторой в глушитель достигается чистота выхлопа Евро-4 и выше, владельцам карьерной техники толькона руку.Никита ФедюнинФото автора2012ОКТЯБРЬРЕЙС87