28
29
30
31
32
33
34
35
36
АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАДЕНЬРОЖДЕНИЯВ шведском Гетеборге состояласьпрезентация новых грузовиковVolvo FH. Знакомимсяс особенностямиих конструкцииЭто уже шестое поколение семейства FH тяжелых грузовиков Volvo Trucks. Самые первыеавтомобили с таким названиемпоявились в 1993 году, затем их модернизировали в 1998-м – это были ещемашины с прямоугольными фарами.В 2001 году Volvo тоже коснулось новоевеяние в дизайне – у шведов наступила эпоха вертикально расположенных«косых» блок-фар. Следующая временная точка в эволюции FH – 2005 год,когда был проведен очередной рестайлинг внешности и интерьера. А грузо-28РЕЙС ОКТЯБРЬ2012 VOLVO FHТеперь панель приборов более «ровная», не так выступает внутрь кабины, какраньше. Цвета – классические: черный и светло-серый в различных сочетанияхКомбинация приборов очень интересная: все выстроено вокруг спидометраНад спальником появились вот такиеполки, со сдвижными рольставнямивики Volvo FH образца 2008 года до днямеждународной премьеры нового FH,5 сентября 2012 года, считались самойсовременной моделью у Volvo Trucks –той вершиной, на стиль которой ориентировались все остальные моделишведов: FL, FE и FM. Но, конечно же,модернизировались автомобили вовсене ради формы фар, не для «красивыхглаз» – практически к этим срокамв Европе были приурочены введениенорм токсичности от Евро-1 до грядущих теперь Евро-6. Кроме того, постепенно внедрялись новые агрегаты,Это клавиша стояночного тормоза,который срабатывает автоматическиВ новую кабину дополнительно можноположить вещей объемом 300 литровсовременные конструкторские и технологические решения. Volvo FH 2012года не стал исключением, и новинокв машине оказалось так много, что,похоже, среда 5 сентября станет дляконкурентов «черным днем календаря». Догнать им флагманский Volvo FHбудет непросто...ны, проемы дверей и окон оставалисьпрежними. Казалось бы, подождатьеще лет пять, и потом уж представитькабину фантастической внешности –у каждой компании есть яркие эскизыили макеты, почти готовые концепткары, которые периодически возят повыставкам. Однако их время, видимо,еще не наступило. Даже кабина новейшего Mercedes Actros IV – скорее продукт эволюции грузовиков со звездой,чем что-то революционное,подобное MAN Concept «S».Сейчас, как и другим произво-Старый новый GlobetrotterОбратите внимание: кабина дажеу Volvo продержалась на конвейерепочти 20 лет. Менялся фасад, светотехника, боковые панели, но каркас каби-2012 ОКТЯБРЬРЕЙС29 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАНа таком матрасе-трансформереудобно читать и смотреть телевизорЛюк в крыше – небывалого размера50х70 см. Это аварийный выходКабину подняли над рамой выше, чемна прежнем Volvo FHХодовые огни – светодиодная окантовка фар, экономичная и долговечнаяТеперь ящики сделали в «два этажа»,по обеим сторонам кабиныдителям, Volvo Trucks пришлось делатькабину FH c новым каркасом по достаточно прозаичной причине – надобыло умудриться разместить под нейрадиатор системы охлаждения и теплообменник интеркулера со значительнобольшей площадью теплоотвода. Двигатели, соответствующие более жестким нормам токсичности, требуют эффективного охлаждения, а тут на носувведение в Европе норм Евро-6… Поэтому новую кабину подняли выше. Таже причина возникновения огромнойрешетки облицовки радиатора. Дажелоготип Volvo сдвинули вверх, в тузону, в которой обычно пишут название компании-перевозчика. Но шведы«завернули в изящную упаковку» этифункциональные изменения. Кабину подняли, но уровень пола осталсяпрактически прежним, выступающийтоннель двигателя уменьшили вдвое –его и не заметно, зато сделали дополнительные невысокие ящики, под основными, на боковых панелях кабины.В одном из них нашлось место 7-литровому резервуару для воды – теперьне надо привязывать к мостику или краме канистру. Это еще одно, пусть инебольшое, проявление заботы о бытедальнобойщика. В кабине XL теперьболее высокий потолок – 211 сантиметров. В отличие от немецких, итальянских и прочих грузовиков у новогоVolvo FH так и не появился узкий вариант кабины, шириной 2300 мм. Ее размеры остались вписаны в предельнуюширину 2500 мм, и потому водителюне придется жаловаться на короткийматрац спальника, на малый внутренний объем. Наоборот, здесь вопрекизаконам аэродинамики поставилистойки лобового стекла более вертикально, чем на FH предыдущих поколений, а укрощают враждебные вихризализанные углы фасада, спойлер подбампером, узкие зеркала заднего видаи немного больше обычного наклоненная панель «лба» с традиционной надписью Globetrotter. Площадь ветровогостекла увеличилась, но его еще большезрительно увеличивает черная матовая полоса на облицовке. Это старый,именно «вольвовский» прием – так«увеличивали» высоту пояса остекления еще на легковых Volvo 240, подрисовывая черным двери и проемы окон.У Volvo FH нижняя часть стекол дверейвпереди опущена и, продолжая линиючерной полосы на облицовке, придаетвиду сбоку особую динамику. Такихбоковых линий несколько, кажется,что именно по ним будут растекаться струйки воды, когда новый VolvoFH помчится в дождь по трассе… Ноне только ради яркого внешнего видашведы увеличили на 17% площадьостекления – существенно улучшенобзор с места водителя.То есть кабина действительнополностью новая, с новым, но узнаваемым дизайном, новыми панелями,с проемами новой геометрией, новойподвеской кабины – с поставленными30РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Чтобы легче было добиратьсядо стекла – вмонтировали две подножки VOLVO FHболее широко задними пневмоподушками. Внутренний объем, в сравнениис прежним Volvo FH, увеличился нацелый кубометр, а объем различныхящиков и полочек – на 300 литров.Шведы на презентации, для наглядности потенциала вещевых отделенийкабины, разложили на эти самые 300литров различные предметы далеко несамой первой необходимости. Срединих оказались: ракетки для большоготенниса и бадминтона, пять пар обуви, две гитары, боксерские перчатки,скейтборд, гантели и прочая всячина,не говоря уже о 15 рубашках и майках,четырех джинсах. С таким наборомможно уехать очень далеко… Не менееярко продемонстрировали увеличениеобъема новой кабины. На презентации сначала спросили: «Сколько водителей может разместиться в кабиненового Volvo FH?» Понятное дело, троечетверо вполне комфортно попьютпива на стоянке. Под покрывалом насцене угадывались контуры тягача FH.Когда его сдернули, выяснилось, чтоэто муляж, на мостах, с бампером ифарами, но у кабины есть только пол.А все возможное внутреннее пространство кабины было плотно заполнено неиначе как гимнастами, одетыми под водителей. Они стояли, сидели и лежалив самых немыслимых позах, придаваяформу кабине – 39 человек! Не в каждом огурце бывает больше семян… Ноэто надо расценивать как образец креативного шведского юмора.Удачно подобраны цвета в интерьере – сочетание черного и светло-серого.Шведы утверждают, что это типичноскандинавские мотивы: «черный низ ипочти белый верх», но смотрится дей-ствительно богато. Совершенно ожидаемо высокое качество исполнения сиденья водителя и пассажира, ведь у Volvoдругих и не бывает. Для нового FH увеличили диапазон регулировки креславодителя по длине до 24 см, а по высотедо 10 сантиметров – хороший показатель. Еще новинка в кабине – рулеваяколонка двух вариантов регулировки.У традиционной для Volvo FH маленькой педали, расположенной над тем местом, где обычно подвешивают педальсцепления, теперь есть промежуточноеположение. Если на нее нажать полностью – можно вытянуть и наклонитьбаранку в обычных пределах, но еслинажать совсем немного – появляетсявозможность управлять пневмоцангойеще в одном дополнительном «колене»,расположенном в непосредственнойблизости к рулю. То есть с двумя последовательно установленными карданами руль можно поставить простогоризонтально, по-автобусному, иливертикально – положив его на колени.Нужен ли такой диапазон регулировокили нет – вопрос второй, главное – такая рулевая колонка уже существует,и первой на грузовик ее установилаVolvo Trucks. Однозначно интересновыполнена панель приборов. Еще летдесять-пятнадцать назад вершиной эргономики грузовика считалась панельприборов в виде буквы «V», некоторыежурналисты восхищенно сравнивалиее форму с «парящей над водой чайкой». Тогда гнуть панель приходилось,чтобы приблизить к водителю многочисленные кнопки-клавиши, разместить дополнительные, все ещестрелочные приборы. Теперьчасть клавиш располагается наАктивные фары способны немного«заглядывать» внутрь поворотаУ зеркал новые корпуса – «лопухи»увеличивают расход соляркиРеклама2012 ОКТЯБРЬРЕЙС31 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАУ турбокомпрессора дополнительнаятурбина и понижающий редукторВпервые в Европе на одном моторе совместно работает рециркуляцияотработавших газов, впрыск раствора мочевины AdBlue и турбокомпаундКроме обычного есть и компрессордля автономной работы кондиционераспицах руля, а на дисплей комбинацииприборов вывели такую информацию,о которой раньше водитель и мечтатьне мог. На новом Volvo FH панельприборов тоже почти спрямили, ещеи благодаря этому места в кабине прибавилось, улучшился обзор. Однаков этой части дизайнерских изысковпальма первенства все же принадлежитне Volvo, а MAN TGX / TGS, у которогоподобная панель появилась в 2007 году.Но, конечно же, у немецкой и шведскойпанелей совсем разная «архитектура». Интересная особенность панелиVolvo FH – кран стояночного тормозас электронным управлением, благодаря которому автомобиль на стоянкезатормаживается и растормаживаетсяавтоматически, но может включаться водителем и принудительно. Приэтом кран уже выполнен в виде большой клавиши. Похоже, новый Volvo FHстал первым грузовиком с таким вариантом исполнения важного тормозного устройства. По уровню оснащениякабины нового Volvo FH видно, чтоздесь шведы стремятся максимальноприблизиться к солидному легковому автомобилю. В отделке интерьерапреобладает текстиль (говорят, что небудет дерева) – понятно, что в самыхпрестижных моделях и модификациях найдет применение кожа, хроми кевлар, которые создадут в кабинеатмосферу роскоши. Кстати, наибо-вая кабина VolvoFH подвергалась жесточайшим краш-тестам: тысячу развиртуальным – на компьютерах и двадесятка – в реальности. Шведские испытания на удар – это когда передниестойки или заднюю стенку бьют бетонным блоком массой в одну тонну,при этом энергия удара составляет29,4 кДж. Удар обязан выдерживатьне только силовой каркас, но и замкидверей, а после испытания двери должны еще и открываться. Крышу «давят»статической нагрузкой в 17 тонн, и онане должна лопаться, как скорлупа. Специалисты Volvo Trucks утверждают, чтоновая кабина самая прочная из всехразработанных ранее, и манекен «выживает» при столкновении на 50 км/чс неподвижным тестовым барьеромв форме грузового автомобиля. Это со-32РЕЙС ОКТЯБРЬ2012лее выигрышно с фасада смотритсяименно флагманский Volvo FH16 – вомногом из-за серебристой облицовкирадиатора. Черная на темных кабинахвыглядит хуже, но может быть интересной на грузовиках с ярким «окрасом». Однако пока многоцветья ненаблюдалось. Есть интегрированныйавтономный кондиционер, поддерживающий комфортную температурув кабине круглые сутки. Он способенработать автономно от аккумуляторов,не потребляя топлива, а уровень заряда/разряда АКБ контролирует особаяэлектронная система: она просчитывает время работы, оставляет энергиюдля запуска двигателя. Еще одна особенность – огромный застекленныйлюк в крыше. Его можно использоватьдля вентиляции, он добавляет воздуха,света и пространства в кабине, но в тоже время это аварийный выход размером 50х70 сантиметров. СпециалистыVolvo Trucks провели анализ ДТП и выяснили, что около 50% из них заканчиваются тем, что грузовик заваливаетсяна бок. В таком случае открыть вверхтяжеленную дверь или выдавить лобовое стекло – большая проблема…Вообще шведы еще в 70-х годах самыми первыми в Европе начали уделятьмного внимания пассивной безопасности автомобилей, тем самым заставляя ориентироваться на них и другихпроизводителей. Естественно, и но-Коробка с двумя сцеплениямии четными/нечетными передачами VOLVO FHответствует реальному столкновениюна скорости 80 км/ч с припаркованнымгрузовиком. Существенно модернизирован передний противоподкатныйбрус, то есть система FUPS – теперьпри столкновении с легковым автомобилем он смещается назад на 20, а не на10 сантиметров, как на прежнем VolvoFH. Тем самым уменьшается тяжестьпоследствий аварий, от которых не застрахован и самый современный грузовик.К рейке передней независимойподвески идет свой карданный валИнтеллектуальный моментИзмененные фары, облицовку радиатора, а также количество подстаканников в кабине легко отследит на новой машине и дилетант, но что новогопод кабиной, может заметить и по достоинству оценить далеко не каждый.А между тем именно ряд инновацийв двигателе, трансмиссии и подвескеделает новый Volvo FH во многом революционным грузовиком. Простокакой-то шведский крейсер «Аврора»,который озарил всем остальным автопроизводителям путь дальнейшегоразвития…В первую очередь, для достижениянорм Евро-6 на новой версии двигателя семейства D13 кроме перехода натопливную систему Common Rail применяют совместно две ранее противоборствующие системы очистки отработавших газов. Это рециркуляцияотработавших газов EGR, оснащеннаятеплообменником для охлаждениявозвращающихся в двигатель газов,и еще – впрыск в ОГ водного раствора мочевины, то есть AdBlue системыSCR. Шведы установили и сажевыйфильтр, который компания VolvoTrucks использует уже нескольких летв США и Японии. Но в угоду чистомувыхлопу «удушили» мотор большеобычного, «провалили» и мощность,Новая задняя четырехбаллонная пневмоподвеска улучшает управляемостьРадиатор системы охлаждения –высотой с человека среднего ростаи момент… Зато впервые дополнилисистемы EGR, SCR и сажевый фильтрсвоей давней разработкой – турбокомпаундом, который позволяет моторуработать с более низкими оборотами – между 900 и 1200, что повышаети механический КПД. Турбокомпаунд – это дополнительная турбина ктурбокомпрессору наддува, с особоймуфтой и понижающим редуктором,подкручивающая за счет дармовойэнергии выхлопных газов коленвал.На коленвале такого двигателя есть дополнительная шестерня, на которую вконечном счете передается момент отвала турбины. Как раз турбокомпаунди добавляет мощность, около 40-50 л. с.,выравнивает и даже увеличивает крутящий момент. У Volvo Trucks в середине 2000-х годов системой турбоком-паунд, мелкой серией, для повышенияэкономичности оснащались дизелисемейства D12, их мощность составляла 460 л. с., но к нам грузовики с такими моторами не поставлялись. Интересно, что подобные двигатели, тожемелкосерийно, выпускались и другимшведским производителем – Scania,причем дополнительную турбинуставили только на рядные моторы. НаV-образные двигатели турбокомпаундустановить не смогли: не позволяли габариты по ширине – в обычную рамугрузовика такой мотор уже не влезал.В Европе ни одна другая фирма, кроме шведов, ранее не применяла турбокомпаунд, а между тем сейчас в Америке как раз намечается такаятенденция. Есть мнение, чтоMercedes отказывается от сво-Новый «робот» назвали Volvo I-Shift 2, сохранили картерпрежней коробки, но картер маховика пришлось удлинитьКоробка Volvo I-Shift 2 будет агрегатироваться толькос новыми двигателями, оснащенными турбокомпаундом2012 ОКТЯБРЬРЕЙС33 АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАНезависимая подвеска сделана по классической схеме – надвойных поперечных рычагах. Шкворневой узел сохранених V-образных дизелей в пользу рядных, именно ради возможности применения дополнительной турбины.Новому Volvo FH достался и самыймощный в Европе серийно выпускаемый 16-литровый дизель. Напомним,что Volvo Trucks в этом негласном соревновании недавно обогнала Scaniaи MAN, создав 750-сильный мотор моментом 3550 Н.м, но у него есть и менеемощные настройки: 540 л. с./ 2650 Н.м;600 л. с./ 2800 Н.м и 700 л. с./3150 Н.м.В трансмиссии Volvo FH впервые вмире применена автоматизированнаямеханическая коробка передач с двумясцеплениями типа шестиступенчатойVolkswagen DSG, в которой передачи«поделены» на четные и нечетные.Только шведы сделали ее 12-ступенчатой, выдерживающей момент 25003000 Н.м, новая коробка называетсяI-Shift 2. Несмотря на увеличивающееся быстродействие переключенияпередач, в «роботизированных» коробках все же возникает пауза в передаче крутящего момента на ведущиеколеса. Автомобиль теряет инерциюна подъеме, а на бездорожье можети вовсе остановиться, забуксовать.Коробка-«робот» с двумя сцеплениями позволяет максимальноприблизить возможности механической коробки к «автомату» сгидротрансформатором. Разрывпотока мощности на таких коробкахминимален по времени – шведы дажеутверждают, что его нет вообще. Кроме того, двигатель, агрегатированный с такой коробкой, как следует изпресс-релиза, «...работает в наиболееоптимальном узком диапазоне оборотов, реализуя более быстрое ускорение и исключительные ходовые34РЕЙС ОКТЯБРЬ2012Стандартная верхняя реактивная штанга – с шаром,но есть со сдвоенными штангами, на сайлентблокаххарактеристики». Интересно, что двагода назад, на выставке в Ганновере,впервые такую коробку с двумя сцеплениями представила компания ZF,но за это время ни один из постоянных партнеров-немцев (DAF, IVECO,MAN,Renault Trucks) реально не поставил ее на грузовик. Шведы утверждают, что они создали свой, оригинальный вариант нового «робота». Томуподтверждение, что на Volvo I-Shift 2используют картер обычной I-Shift, нодругой картер маховика (сцеплений-тодва!), и оказался лишним делитель –повышающий редуктор, расположенный перед основной коробкой. Интересно, сколько будут ходить два дискасцепления, если однодисковое I-Shiftпервого поколения могло служить миллион километров?Кстати, I-Shift 1 тоже останетсяФонари – на светодиодах. Здесь нить,как на лампочке, не стрясетсяНовая подвеска кабины, новая дугадля шлангов и кабелей полуприцепаFH всегда были трех-, и четырехосным АВТОМОБИЛИПРЕМЬЕРАна конвейере. Сочетание нового турбокомпаундного двигателя D13G( 460 л.с./2800 Н.м) с I-Shift 2 шведы назвали«силовым приводом I-Torque», то есть«интеллектуальным моментом». Обещают, что I-Torque сократит расходтоплива в сравнении с обычным мотором и I-Shift до четырех процентов.А еще есть новое программное обеспечение для автомата I-Shift – системаI-See. Она не только «видит», но и запоминает маршрут движения грузовикасо всеми данными о подъемах и спусках. Используя GPS, когда автомобильвозвращается по этому маршруту,система I-See сама регулирует подачутоплива, управляет коробкой передачи тормозами, обеспечивает экономичное движение. Благодаря системе I-Seeв сочетании с Volvo I-Torque перевозчики могут экономить до 10% топлива.Новый Volvo FH стал первым тяжелым грузовым автомобилем, который оснастили независимой переднейподвеской, шведы так ее и назвали –сокращенно IFS. Она сделана по классической двухрычажной схеме, и наней сохранен шкворневой узел. Для наглядности: подобную подвеску, тольков «уменьшенном масштабе» и с пружинами, а не с пневмобаллонами,применяли на наших «Волгах» ГАЗ-21и ГАЗ-24. Те перевозчики, которые нетолько помнят «Волги», но и знаютконструкцию иностранных туристических автобусов различных производителей, скажут, что аналогичная независимая передняя подвеска далеконе новинка. Все верно, но повторимся- на тяжелом грузовике, действительно впервые. Хотя опять-таки именноZF уже лет 10-15 выпускает подвескус разрезной балкой для автобусов и впоследнее время показывает схожуюподвеску, адаптированную для перспективных грузовиков на выставках.Понятно, что передняя независимаяпневмоподвеска обеспечит новомуVolvo FH небывалую плавность хода,особенно в сочетании с модернизированной задней пневматической подвеской седельного тягача 4х2. Есть ведьразные и весьма деликатные грузы.К примеру – стекло. Для таких перевозок выпускают специальные полуприцепы с независимой пневматическойподвеской каждого из шести колес,там используют схему с продольнымирычагами. Конечно, в таком случае новый тягач Volvo FH вне конкуренции.Однако давно известны проблемы, воз36РЕЙС ОКТЯБРЬ2012никающие с независимой подвеской –на плохих дорогах мал ресурс сайлентблоков рычагов, необходима частаяи сложная проверка углов установкиуправляемых колес. А на хорошихдорогах независимая подвеска особои не нужна… Это понимают и шведы,поэтому предлагают подвеску IFS какопцию, дополняющую другие пять существующих для Volvo FH вариантов:с двухлистовыми рессорами, с трехлистовыми рессорами, с обычными –полуэллиптическими, с обычнойпневмоподвеской и пневмоподвескойдля низкорамников. Независимая передняя подвеска FH сочетается с другой новинкой — реечным рулевыммеханизмом, говорят, что «рейка» существенно улучшает ходовые качестваи управляемость грузовика. Но «рейку» проще скомпоновать, а передаточное отношение можно довести довелосипедного 1:1 и с глобоидальнымчервяком – был бы мощный усилитель.На новом Volvo FH силовой цилиндрГУР солидного размера расположен параллельно механической части рейки,сзади балки. Конечно же, чудно видетьпод кабиной, перед передним левымколесом, всего лишь тонкий вал с карданным шарниром, который вращаетшестерню «передового» механизма…Конечно же, на Volvo FH становитсявсе больше самых современных «помощников» водителя, есть следующиесистемы активной безопасности: система оповещения при перестроении(LKS), система поддержки при сменеполосы движения (LCS), адаптивныйкруиз-контроль и система предупреждения водителя (DAS). Все это существенно повышает безопасностьвождения. Появилась система беспроводного дистанционного управленияпневмоподвеской автопоезда, упрощающая погрузку и разгрузку.Выход на европейский рынок новойсерии запланирован на весну 2013 года,какие-то опции появятся следующейосенью. Скорее всего именно новыйVolvo FH совершенно заслуженно станет грузовиком 2014 года, победителемевропейского конкурса Truck of theyear. К этому времени его сборку наладят и в России, на заводе Volvo Trucksв Калуге, тем самым FH станет ближеи нашим перевозчикам.Николай МордовцевФото автораи компании–производителяОдин из двух вариантов зависимойпневмоподвески на Volvo FHПередняя балка может быть с двухлистовыми или трехлистовыми рессорамиНовая жидкостная автономка Webastoоборудована глушителемПо-другому скомпоновали глушитель,топливные баки и резервуар AdBlue