ЭКОНОМИКАВ КУРСЕ СОБЫТИЙЛОГИКАИ ЛОГИСТИКАИРИНА ПОЛЯКОВАкандидатэкономическихнаукС присоединением России к ВТО отечественная логистикаполучила новые вызовы, которые необходимо учитывать,чтобы соответствовать мировым показателямНу вот мы и в ВТО. Вступивв Мировую торговую организацию, каждая отрасль начнет оценивать выгоды и потери ужев режиме реального времени… Пока,к сожалению, можно констатировать,что по уровню LPI (коэффициент,по которому оценивают логистикув комплексе) Россия в 2012 г. предварительно занимает 95 место с коэффициентом 2,58. Чтобы понять, какмы выглядим на общем фоне, отметим, что у ведущих в логистическомотношении стран – а это Сингапур,Гонг–Конг, Финляндия, Германияи Нидерланды – коэффициенты находятся в диапазоне от 4,13 до 4,02.У США, которые занимают 9 место,уровень логистики 3,93, у Китая – 3,52(26-е место). По уровню развитиялогистики наши партнеры по Таможенному союзу занимают 86 место(Казахстан) и Белоруссия с 91 местом. Если разложить логистическуюуслугу на составляющие (таможня,инфраструктура, отгрузка), то полокальным коэффициентам Россиявыглядит хуже – по таможне 138позиция (в 2010 г. была 115), по инфраструктуре – 97 против 83 в 2010 г.и по отгрузке – 106, что ниже уровня 2010 г. на 10 позиций. «Выезжает»Россия за счет более высоких качественных показателей – по качествуи компетентности 92 место, по контролю – 79, по своевременности – 94.Если говорить о динамике, то толькопо контрольным функциям уровеньповысился по сравнению с 2010 г.Так что можно с полным основаниемговорить о том, что именно таможня является самым слабым звеномв цепи логистических услуг в Россиив настоящее время.Вот с такими, прямо скажем, неблестящими позициями с точки зрениямировых показателей логистическаяотрасль России подошла к вступлению в ВТО. Но это вовсе не означает,что логистика у нас не развиваетсявообще – достаточно сказать, что запоследние пять лет российский рынок логистики вырос почти на 40%и превысил 1400 млрд руб. Темпыроста нашего логистического рынкавыше зарубежных, но обольщатьсяне стоит, поскольку это связано с низкой исходной базой.Принципиально отличается структура российского логистическогорынка (диаграмма 1). Если в мировом раскладе на долю грузоперевозоки экспедирования приходится 58%, тоу нас – 94,1%. В результате на управленческую логистику и дистрибуциюу нас остается только 6%, а вмире – 43% (!). Согласитесь,что это совершенно различ-ИНФОРМАЦИЯАЛЕКСЕЙ БУДЮКОВдиректор по маркетингукомпании «ПЭК»– Присоединение к ВТО уже повлиялона деятельность многих транспортныхкомпаний. Так, компания «ПЭК» вышла намеждународный рынок, начав осуществлять доставку грузов в Беларусь и Казахстан. В будущем планируется открытиесобственных филиалов в этих странах.Вступление в ВТО улучшило инвестиционную привлекательность России, можноотметить возрастающие объемы международных грузоперевозок.Однако есть и минусы. Вместе с зарубежными товаропроизводителями в Россию придут и компании, обеспечивающиетоварную логистику. Риск – унификациятранспортных тарифов и тарифов складской переработки, новые стандарты, предъявляемые к качеству услуги. К этому отечественная отрасль еще не готова. Крупныеигроки – операторы 3PL – представленызападными компаниями либо совместнымипредприятиями. Сегмент сборного грузана рынке автоперевозок больше освоенотечественными компаниями. Мы отличнознаем реалии рынка – дороги, ментальность людей. Мы лучше знаем потребностиклиентов, имеем возможность гибко подстроиться под «короткие» задачи российского бизнеса. Поэтому для нашей отрасли(перевозка сборных грузов) такое развитиерынка создаст благоприятные условия наближайшие 5-6 лет. При дальнейшем проникновении комплексных логистическихоператоров конкуренция будет нарастать.Выживет тот, кто предложит комплексныерешения с постоянным качеством услуг.Поскольку основные ресурсы все компаниииспользуют примерно одинаковые, напередний план выходит умение управлятьлогистическим бизнесом.Возможно увеличение валового доходаза счет интенсивности перевозок. Прибыльность будет являться следствием оптимизации себестоимости за счет правильнойтранспортной логистики и новых технологий при переработке грузов на складе.Резюмируя, можно сказать, что дляроссийских компаний появилась отличнаявозможность повысить управляемостьбизнеса, сделать его более эффективными конкурентным, стать более инвестиционно привлекательным сегментом. Сейчаснашим компаниям не стоит забыватьо главном – стандартном качестве и наборе услуг, подстроенном под требованияпотребителя.Издержки при управлении цепями поставокИздержки и затраты времени при экспорте продуктаИздержки и затраты времени при импорте продуктаПорт/аэропорт в цепи поставкиНаземный транспорт в цепи поставкиПорт/аэропорт в цепи поставкиНаземный транспорт в цепи поставкиРасстояние, Время, дни Затраты, Расстояние, Время, дни Затраты, Расстояние, Время, дни Затраты, Расстояние, Время, дни Затраты,Странадолл.долл.кмдолл.кмдолл.кмкмГермания972,153,63612407,161,41354–––407,163,041000Китай163,742,77419150,02,0371155,682,5637564,623,56658США434,102,821145483,844,781249783,574,041482633,323,821133Россия948793,9813101510,955,971861908,562,8811452056,135,672280Казахстан–––1620,197,421807–––3500,008,851904Белоруссия–––2000,007,004000–––2000,008,0030008РЕЙС ОКТЯБРЬ2012 ЭКОНОМИКАВ КУРСЕ СОБЫТИЙДинамика российского рынка*1500100140413681200900Сравнение рынков*млрд. руб.12601210Россия2019030020062007200820092010ный по качеству рынок со всеми вытекающими последствиями. Дело в том,что логистические издержки составятни много ни мало 20% ВВП, а транспортная составляющая логистическихиздержек, как известно, очень велика.Снижение логистических издержекна 1%, по расчетам специалистов,даст экономию 445 млрд руб. в год –процент настолько весомый, что занего стоит бороться.Для того чтобы понять, почемуу нас складываются такие высокие издержки при транспортировке грузов,следует внимательно проанализировать данные таблицы 1. Посмотрите,МНЕНИЕДинамика российского рынка*87,2ГрузоперевозкиСкладированиеи дистрибуцияУправленческаялогистикаЭкспедиторскиеуслуги* транспортно-логистических услуг (%)РЕЙС ОКТЯБРЬ12КомплекснаяТранспортнологистикаэкспедиционные (складированиеуслугии дистрибуция)1Управленческаялогистика и услугипо оптимизациилогистическихбизнес-процессовкак отличаются издержки при экспорте продукции «в цепи поставок»порт/аэропорт при прочих равныхусловиях у Германии и России – 612и 1310 долл. соответственно.А вот среднее плечо доставки экспортных грузов наземным транспортом в Германии составляет 407 км,в России – больше 1500 км, отсюдаи более чем в пять раз дешевле расходы по доставке. Если же сравнитьимпортные поставки наземнымтранспортом у России и Белоруссии,то при одинаковом плече перевозоку белорусов издержки гораздо выше.А с другой стороны – в Казахстане им-их парк автомобилей давноуже обновился, и в Европуездят на Вольво и другихевропейских марках.Так как себестоимостьи расценки у наших транспортных компаний высокие,то составить конкуренциюбелорусским, прибалтийским,польским транспортнымкомпаниям они не смогут.Считаю, что вступлениев ВТО не нарушит балансаимпорт/экспорт, а вот грузопотоки должны увеличиться.Вопрос только в том, кто этигрузопотоки будет осваиватьв большей степени – железная дорога или автомобильный транспорт?Worldwide (CIS) и др. Нашилогистические операторыпрекрасно себя чувствуютв конкуренции с ними и дажевыигрывают, так как европейские компании не знают,как работать на российскихпросторах, с плечом доставки несколько недель, неумеют ездить по нашим «направлениям» вместо дорог.В то же время наши логистические операторы давно ужепрописались на территорииЕвропы и Азии, Китая, имеюттам свои представительстваи консолидационные (перевалочные) склады. Нашимтранспортным компаниямтоже хуже не будет, так какНИКОЛАЙ ЛОБАНОВведущий эксперт по логистике интернет-порталапо логистике «Лобановлогист»– Я думаю, скорее всегомало что изменится в отечественной логистике, таккак и сейчас иностраннымлогистическим операторамничто не мешает работатьв РФ. Сегодня в Россииуспешно и давно работаютмногие крупные иностранныелогистические компании:FM Logistic (ФМ Ложистик),ItellaNLC (Itella Logistics),DPD в России, TNT Express4,8 1,1 6,92* транспортно-логистических услуг* логистических услуг10Мир6940600080601073972012Динамика мирового рынка*172558Грузоперевозкии экспедированиеКомплекснаялогистикаУправленческаялогистика* транспортно-логистических услуг (%)портные грузы перевозятся на гораздо большее расстояние – 3500 км, нопри расходах при доставке ниже, чемв России. Резервы снижения логистических издержек у России возможныпо любой позиции: необходимо работать по сокращению плеча доставок,совершенствуя конфигурацию перевозок. Необходимо сокращать времядоставки – не секрет, что у нас времявагона в пути, особенно по железнойдороге, порой меньше, чем время егопростоя. Если сократятся путь и время, то неизбежно сократятся расходыпо доставке.Подводя итог, можно сказать, чтонерациональность российской логистики связана с тем, что практическинет предложений услуг управленческой логистики, мало провайдеров,которых по-настоящему можно отнести к 3 PL уровню. И если не работатьпо этим направлениям, то принятьглобальные вызовы в области логистики России будет трудно. Нужнопонимать, что усилится конкуренция со стороны зарубежных логистических компаний, причем как навнутреннем рынке, так и на мировом.Но, с другой стороны, у российскихкомпаний появляется больше возможностей для работы на внешнемрынке. Главное – соответствоватьтребованиям внешнего рынка.А требования эти достаточно высокие и связаны они с основнымитенденциями развития мировогорынка транспортно-логистическогосервиса. Дело в том, что глобализируется деятельность компанийклиентов. В результате логистические компании также укрупняютсяза счет сделок по слияниям и поглощениям. Растет роль информационных технологий. Уменьшаетсяколичество специализированныхуслуг и параллельно предоставляется больше законченных и комплексных логических решений в цепяхпоставок. А если перевести недостатки нашей логистики в практическуюплоскость, то для ликвидации узкихмест необходимо, прежде всего,преодолеть неравномерность территориального размещения логистических объектов. Ну и, конечно, уровень нормативной базы в областилогистики должен соответствоватьмировому.