экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕ АГЕНТ ВЛИЯНИЯКомпании-диспетчеры ищут себе новое название и новыеграницы деятельности и ответственностиДаниела Вилларская генеральный директор компании OrientirУже несколько лет самоидентификация игрока как перевозчика или экспедитора не вызывает нареканий у коллег. Рынокопределился, какие преимуществаи недостатки имеет каждый статус.Вне транспортного правовогополя по-прежнему остаются те компании, которые в собственной среде получили нелестные прозвища«табуретки», а сами себя именуют«диспетчерами». Их не признают заравноправных партнеров ни перевозчики, ни экспедиторы, ни грузовладельцы, но они занимают место нарынке. Наиболее ответственные изних ищут себе новое название и новые границы ответственности.О бедном посредникезамолвите словоГражданский кодекс, Федеральный закон «О транспортноэкспедиционной деятельности»,Устав автомобильного транспорта,Правила перевозок грузов и другиенормативно-правовые акты, казалось бы, давно должны были «выжать» с рынка посредников. Скоруюгибель компаниям, привыкшимполучать процент от найденных заказов и машин, предрекали на всехфорумах при каждом обсуждениизаконов и поправок. Но посредникипродолжают существовать.Этот бизнес не так прост, как кажется, несмотря на отсутствие крупных вложений. Помимо огромногообъема чужой информации, которую ему необходимо обрабатывать,причем в очень сжатые сроки, онпопадает в зависимость от капризови ответственности грузовладельцеви перевозчиков. Посредник вынужден постоянно соблюдать баланс интересов своих контрагентов, чтобыне растерять ни заказчиков, ни исполнителей. Нередко он оплачиваетэтот баланс из собственного кармана6 РЕЙС НОЯБРЬ  2012– и это в лучшем случае. Посредникичасто попадают «под раздачу»: прималейших сбоях в работе грузовладельцы и перевозчики сейчас предпочитают договариваться, исключаяпосредника из участия в споре, а заодно и из цепочки оплат. В дальнейшем спорящие стороны, как правило, улаживают возникший конфликти благополучно продолжают работать напрямую. Каким бы неприятным ни был первоначальный диалог,для перевозчика и заказчика выгодаот работы без посредника очевидна:информация проходит быстрее, решения принимаются оперативнее,ответственность обозначается безнедомолвок, оплата происходит быстрее. Посреднику сложнее с персоналом, с кредитами, рекламой. Грамотные работники предпочитаютсложившиеся компании, желательнос хорошим окладом или весомымибонусами, банки любят собственников имущества, целевая аудитория –рекомендации и имя.Посредники стараются удержатьсвой бизнес. С банками и сотрудниками им приходится договариваться.С контрагентами – примерять на себячужую шкуру: для заказчика посредник – почти всегда перевозчик, дляперевозчика – организация, созданная грузовладельцем для «оптимизации налогообложения» (этим объясняются разночтения в накладныхи заявках). Экспедитор в условияхпоиска транспорта за ограниченноевремя вынужден верить посредникуна слово или верить сомнительномудокументу, что предоставленныйтранспорт принадлежит ему на правесобственности, лизинга или аренды.Вскрывается такой обман часто только в случае повреждения или пропажи груза: посредник не в состоянииудержать принятые обязательстваи  марку и возместить ущерб, экспедитор пытается доказать клиентусвою добросовестность, а перевозчик требует доказательств правомерности требования возмещенияубытков.При любой осечке посредник нетолько теряет клиента, но и вынужден появляться на рынке под другимназванием. Правда, и это спасает невсегда: на форуме АвтоТрансИнфоперевозчики придирчиво следят закаждым из посредников, которыйпромелькнул в мало-мальски значащем споре.Придумываются схемы с транспортными накладными, прописываются огромные штрафные санкции«за выход на клиента», за неоплату задерживаются грузы, за строптивостьзадерживаются оплаты. Все это малопомогает: отправители, перевозчикии экспедиторы объединились в борьбе против посредников по принципу«против кого будем дружить». Участники рынка стараются вычислить посредника как можно раньше. Сейчасне считается нарушением деловойэтики выход перевозчика на экспедитора или грузовладельца, равнокак и наоборот.Экономически присутствие посредника на рынке – это удорожаниестоимости перевозки для грузовладельца и одновременно удешевление для перевозчика. Первые переплачивают, вторые недополучают.Экспедиторы считают посредников паразитами, не несущими такой ответственности, как они сами.С управленческой точки зрения посредник – звено, которое замедляетбизнес-процесс, с юридической –лицо, которое вводит в заблуждениедругих участников сделки.Тяжело ли посреднику работать?Да, безусловно. Хочет ли он лгатьсвоим партнерам по бизнесу? Еслион пришел на рынок с чистыми намерениями, то, наверное, нет. Разумеется, посредник тоже может работать честно. Но у прочих участниковсрабатывает, как у Штирлица, привычка, выработанная годами и воспитанная собственным печальнымопытом: чем меньше компаний в цепочке, чем меньше материально заинтересованных лиц, тем прозрачнеесделка и оперативнее любоерешение. Тем более печальна участь посредника: для экономикамногих такая деятельность – единственная возможность заработатьденьги на первоначальный взнос нализинговые автомобили и показатьбанку и лизингодателю прибыль. Нуи, говоря откровенно, редкий состоявшийся перевозчик в силу нехваткисобственных единиц транспорта непримеряет на себя время от временинеблагонадежную шкуру посредника. Последний вариант «прощается»рынком как вынужденный. Новичкиже подвергаются серьезному прессингу.И, наконец, (см. «Рейс» №4-2012)статус посредника, столь нежеланного на рынке, возможно, в скоромвремени придется примерять темкомпаниям, которые сейчас уверенно чувствуют себя в роли добропорядочных экспедиторов. Если будетпринят закон об обязательности саморегулирования в отрасли, многимэкспедициям придется искать путидля его легального обхода.Полноправный партнерК посреднику предъявляются несколько основных претензий, причем со стороны всех прочих участников, в большей или меньшейстепени. Первая и основная – посредник старается купить дороже,продать дешевле. В то же время перевозчик, чей бизнес и так не похож нанефтяной, считает каждую копейку,а его ответственность выше, чемлюбого другого участника сделки,в том числе и перед государством.Вторая претензия – отсутствие ответственности. На бумаге посредникпредставляется перевозчиком, готовым принять на свой счет малейшиесбои, или грузоотправителем, готовым оплатить перевес, простой, претензии таможенных органов, фактически же (и это признается судами)– нет транспортной накладной, нетдоговора перевозки с данным лицом. Третья претензия – искажениеинформации, но на нее стараютсяне обращать внимания, если она неприводит к реальному ущербу всехсторон. Искажением информацииобычно страдают посредники, неимеющие собственного транспорта:перевозчики, вынужденные отдавать «лишний» груз своим коллегам,знают о маршруте и грузе едва ли не8 РЕЙС НОЯБРЬ  2012Рекламабольше, чем сами грузовладельцы.Некоторые посредники работаютпо схеме «предоставление информационных услуг». Для грузоотправителей услуга – предоставлениеинформации о транспорте, для перевозчиков – о загрузках, плюс обеспечение сторон информацией о  ходезагрузки, перевозки и выгрузки. Такой договор позволяет четко определить, за что несет ответственностьпосредник: характеристики груза,транспорта и их совместимость,сроки, обмен документами и оплаты. «Информационные услуги» регулируются главой 39 Гражданскогокодекса. Сами условия возмездногооказания услуг чрезвычайно просты, и договор предоставления информационных услуг не вызываетзатруднений, но схема все равно неприжилась в широких кругах: посредник вычисляется после первойже сделки, и заказчики и перевозчики находят друг друга впоследствиибез участия третьих лиц. Собственно,по договору информационных услугработают только разово; популярностью этот вид договора пользуетсякак раз у перевозчиков, вынужденных отдавать «лишнюю» перевозку,и то с определенной оглядкой. Рискпотери клиента перевешивает рисквозможного разбирательства.Тем не менее существует схема,которая позволит определить ответственность сторон, а также покажетпрозрачность сделки. По этой схеме, кстати, работают экспедиторы,не всегда сами об этом подозревая.Законодательство предусматриваетвозможность работы от своего имени, но за счет клиента: это договоркомиссии, разновидностью которого с дополнительными условиями иявляется договор транспортной экспедиции.Договор комиссии, заключенныйв соответствии с ГК РФ, без указания действия ФЗ «О транспортноэкспедиционной деятельности», может решить большинство проблем,связанных с деятельностью посредника в автотранспортных перевозках.Во-первых, договор комиссиипредусматривает указание вознаграждения. Именно размерразницы между средствами,полученными от грузовла- экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕ дельца, и средствами, уплаченнымиперевозчику, и является главнойпричиной гонений посредника состороны заказчика и перевозчика.Комиссия указывается в процентахили фиксированной сумме, но онавсегда выделяется в счете и договоре.Клиент видит, какую сумму он платит за избавление от проблем с поиском транспорта, и всегда можетсравнить эти затраты с затратами насобственный персонал. Перевозчикможет быть уверен, что его не начнут«прессовать», требуя сбавить цену.Во-вторых, это ответственность.Согласно части 1 статьи 993 ГК РФкомиссионер не отвечает перед комитентом (то есть грузовладельцем)за неисполнение третьим лицом(перевозчиком) сделки, которую онзаключил в интересах комитента. Исключение составляют случаи, когдакомиссионер не проявил должнойосмотрительности в выборе третьеголица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки.В-третьих, это возможность дляпосредника выступать от имени заказчика перевозки. Хотя договоркомиссии не исключает для перевозчика и грузовладельца дальнейшейработы, минуя посредника, последний не теряет право на возмещениеубытков, вызванных отменой поручения, и вознаграждения за сделки,совершенные до такой отмены.Зеркально посредник может выступать и комиссионером перевозчика. Фактически комиссионер принимает на себя один серьезный риск:добросовестность в выборе третьеголица. На практике проявить такуюосмотрительность несложно. Многие компании выработали простыеи эффективные схемы проверкиконтрагентов, и эти схемы с помощью Интернета работают практически без сбоев. Сайт налоговой инспекции (http://egrul.nalog.ru), сайтыарбитражного суда Москвы (http://www.msk.arbitr.ru) и московскойобласти (http://www.asmo.arbitr.ru),сайты региональных судов, сайт Федеральной службы судебных приставов (http://www.fssprus.ru), а такжефорумы перевозчиков и сайты попоиску персонала позволяют составить мнение о контрагенте. Для полной подстраховки можно оговорить10 РЕЙС НОЯБРЬ  2012предоставление комитенту «Картыконтрагента» с последующим одобрением той карты.Договор комиссии проще разделять на собственно «комиссионную»часть (в которой оговариваются отношения комитента и комиссионера согласно требования ГК РФ)и «документационную» часть, которую можно оформить приложением и  в  которой будут содержатьсяусловия исполнения комиссионного поручения: порядок обмена документами, предоставления информации, решения вопросов с третьимилицами, принятия исполненногопоручения.Распространенная ошибка, которую допускают и в договоре информационного оказания услуг,и в договоре комиссии – указаниессылок на действие Устава автомобильного транспорта, Правил перевозок грузов, ФЗ «О транспортноэкспедиционной деятельности».В договоре, связанном с перевозкойгрузов, трудно обойтись без привычных этим нормативно-правовымактам терминов, таких, как простой,сроки погрузки и выгрузки, превышение допустимого веса и т. д., даи не стоит. Все эти условия можнооговорить в «документационной»части договора, при этом не ссылаясьнепосредственно на те документы,которые регулируют деятельностьопределенных участников – клиента,экспедитора и перевозчика. Не стоит также забывать о том, что договоркомиссии позволяет исключить комиссионера из ряда разбирательств– например, по поводу повреждениягруза, и такие претензии комитентсможет предъявить перевозчику,получив от комиссионера соответствующие права требования.Договор комиссии может бытьпредставлен в виде агентского договора, в соответствии со ст. 1011 ГК РФ.Посредник в статусе комиссионера может получить достаточноширокие права. Например, в предъявлении штрафных санкций к перевозчику от имени комитента. Дляэтого необходимо, чтобы право такого предъявления было оговоренодоговором, а порядок предъявления– «документационной» частью. Перевозчики нередко отказываются отоплаты штрафов, правомерно ссылаясь на то, что грузоотправитель илигрузополучатель по накладной такихпретензий к ним не предъявлял.Для полноценной работы до сведения перевозчика необходимо донести, что посредник исполняетпоручение. Хотя при заключениидоговора перевозки от имени комиссионера (то есть посредника) этои необязательно, но учитывая, чтодоговор перевозки подтверждаетсявыдачей транспортной накладной,а в ней будет значиться совсем другое лицо, во избежание путаницыи  дополнительных разбирательствсослаться на поручение будет нелишним.Почему бы и нет?Несмотря на преимущества договора комиссии, а также на то, что потакой модели работают экспедиции,распространения в среде посредников он так и не получил. И связаноэто не столько с его относительнойсложностью по сравнению с договором информационных услуг, сколько с нежеланием самих посредниковопределять собственное место. Возможно, окончательное установлениепорядка на рынке будет в большейстепени зависеть от тех, кто платит –грузовладельцев, но вполне можетбыть, что договор комиссии придетна рынок со стороны наиболее прогрессивных посредников – тех, которые сумеют доказать, что их статуспосредника – определенная гарантияне только качества услуг тех перевозчиков, которых они привлекают, нои безупречный документооборот,оперативность и достоверность информации.Очевидно, неприязнь рынка к посредникам обеспечивается исключительно их скрытностью, если несказать – намеренным искажениеминформации и уходом от ответственности. Те же, кто первыми смогут доказать, что работа посредникаможет быть прозрачной и честной,разумеется, получат большие преимущества, поскольку, несмотря навсе усилия законодателей и участников, остается несомненным: услугипосредника пользуются спросом,а их возможности по обслуживаниюрынка практически неограничены.