12
13
14
15
16
17
18
19
ГЛАВНАЯ ТЕМАУТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОРЗЕЛЕНЫЙ БАРЬЕРВступил в силу Федеральный закон « О внесении измененийв ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51Бюджетного кодекса РФ», а также Постановление Правительства РФ об утилизационном сборе в отношении колесныхтранспортных средств. Как это скажется на цене ввозимыхи производимых в РФ автомобилей, как изменитсямарочный состав парков?ИРИНА ЧЕРНЫХобозревательжурнала «Рейс»Еще до вступления закона в силу мненияотносительно его влияния на автомобильную отрасль и, в частности,на стоимость транспортныхсредств в связи с формированием новой системыутилизации разделились.У перевозчиков и дилеровпоявились опасения, чтовведение утилизационногосбора приведет к повышению стоимости автомобилей. По мнению депутата Государственной думы АльфииКогогиной, никаких экономических оснований этогонет. Во-первых, аргументомпротив повышения цен является снижение импортныхпошлин в связи с вступлением Российской Федерации23 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию. В тот же день в РФ быливведены новые, более низкиеставки таможенных пошлин.Установление утилизационных сборов компенсируетсяснижением размеров таможенных платежей. Болеетого, поскольку связи междувведением сборов и таможенными пошлинами нет, в рядеслучаев стоимость автомобилей должна уменьшиться. Поподавляющему большинству12РЕЙС НОЯБРЬ2012моделей нагрузка на импортера останется неизменной.Что касается российскихпроизводителей автомобилей– они могут вместо уплатыутилизационного сбора принимать на себя добровольныеобязательства по последующей утилизации автомобилей. Следовательно, им непридется закладывать в стоимость автомобиля размерутилизационного сбора и повышать на него цену. К такимкомпаниям относятся и иностранные, осуществляющиена территории РоссийскойФедерации производствов режиме промышленнойсборки. Однако всем компаниям, которые дают гарантиио последующей утилизации итаким образом освобождаются от уплаты сбора, придетсявкладывать деньги в созданиеспециализированных утилизационных мощностей. Здесьмогут возникнуть сложностиу мелких производителей, неимеющих своих мощностейутилизации.Единственная категориятранспортных средств, стоимость которых повысится, –ввозимые в Россию подержанные автомобили. На нихустановлены более высокиекоэффициенты утилизаци-онного сбора, чем на новые.Такая мера очень важна дляРоссийской Федерации, поскольку защищает ее от автохлама, который хлынул бык нам с 23 августа 2012 годав связи со снижением пошлин,чем был бы не только нанесенущерб экологии и здоровьюнаселения, но и негативноповлиял на приобретениесовременных транспортныхсредств. Такая мера ограничивает поток подержанныхмашин из других стран ипризвана со временем полностью вытеснить их с российского рынка. Очевидно, онасоздает трудности для мелких компаний-перевозчиков,которые приобретают подержанные иномарки. Еслиэтот сегмент авторынка прекратит свое существование,перевозчики будут вынуждены искать «разрешенные»подержанные автомобили,ставшие таковыми в России, аввезенные новыми. При этомпокупка новых машин и ихпоследующее обслуживаниеобойдутся таким компаниямслишком дорого. Единственный реальный вариант дляних – это специально продуманные для мелкого бизнесализинговые и другие финансовые программы. МНЕНИЕВЛАДИСЛАВПЕЧЕНИНгенеральныйдиректоруправляющейкомпании«Мосдизайнмаш»– В связи с введением утилизационного сбора какминимум на 2 месяца продажи нашейновой продукции,произведеннойпосле 1 сентябрятекущего года,будут временноостановлены.Сегодня процедуравзимания утилизационного сборанам не совсем ясна.Под этот сбор попали даже карьерныесамосвалы, которые не эксплуатируются на дорогахи не являютсятранспортнымисредствами. Полагаю, цены должнывырасти даже напродукцию российского производства, если заутилизацию надоплатить сразу. Приэтом в других странах за утилизациюплатят владельцы,когда подходитсрок, и они имеютМНЕНИЕАРТЕМКОЖЕВНИКОВначальник отделамаркетингаи рекламы«БАУ МоторКорпорэйшн»– Совместноероссийскокитайское предприятие БАУ-РУСявляется производителем полногоцикла, включаяпроизводстворам и кабин начиная с 2009 года.По условиямпостановленияПравительстваРоссийской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870,производителямнеобходимо довозможностьзачесть часть стоимости с запчастей,которые могут бытьпроданы как б/у.Процедура уплаты сборас ввозимой в Россию техники такженепонятна. Шассиввозится без уплаты сбора. К намобращаются занадстройкой. Мыкак производители,выписывающиеПТС, рассчитываемэтот сбор и переводим на счет ФТС.Далее мы должныполучить отметку,что деньги ФТСполучила. У когоставить печать?В какую таможнюбежать – где шассирастамаживалосьили в ближайшую?Кто на таможнеэти деньги будетискать и в какиесроки? Далеепосле полученияотметки мы можемидти и проситьГИБДД выдатьбланк ПТС. Чтоони еще от наспотребуют? Новыхбланков ПТС нет.Опять же, мы покане знаем, как выделять утилизационный сбор в бух-галтерскихдокументах.КМУ обслуживают организации, производящие их монтаж.Основные неисправности – этозамена шлангов,которые изготавливаются многимикомпаниями,имеющими такоеоборудование.Мы нескольколет предлагаеми будем продолжать осуществлятьсервис и ремонтКМУ, но обращенийнемного.Сегодня мы возобновляем производство надстроекна ГАЗ. Для этогозаключен прямойдоговор с «ГруппойГАЗ» о поставкенам шасси. Продолжаются переговорыс компанией DAF.Также мы планируем организоватьсборку кузовов изготовых комплектов в городах,где производятся шасси. Это,в первую очередь,Санкт-Петербург(Scania, MAN) и Набережные Челны(Mercedes-Benzи Fuso).1 ноября текущегогода создать сетьпунктов приемаи утилизации,произведенныхи впоследствии вышедшихиз эксплуатациитранспортныхсредств. Мы ужесоздали такие пункты в порядка 70%субъектах РФ, нашакомпания завершает этот процесс,тем самым выполняя требованияпостановления.Благодаряэтому введениеутилизационногосбора никак не скажется на цене наших транспортныхсредств и тем более на работе предприятия.Мы планируем небольшое поднятиецен с 1 ноября,но оно связанос конструктивными изменениями,вносимыми вконструкциюавтомобилей. Этоувеличение шириныбортовых платформи фургонов, дополнительное утепление кабин, установка обновленныхзеркал заднеговида с электроподогревом.Шасси выпускаемых автомобилейостается без изменений. Соответственно, стоимостьзапасных частейи техническогообслуживанияне увеличится.Реклама2012 НОЯБРЬРЕЙС13 ГЛАВНАЯ ТЕМАУТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОРЦЕНАЗАКОНАВведение утилизационного сбора окажетвлияние в первую очередь на ввоз и производство транспортных средств и лишь вовторую – на саму утилизацию и экологиюУтилизационныйсбор (УС) – это своеобразный на логна колесное транспортное средство, которыйплатят импортеры приввозе машин на территорию России. При этом дляпроизводителей, работающих на территории России,предусматривается освобождение от уплаты УС.Ставки УС и федеральныйорган, отвечающий за егосбор, определяется Правительством РФ. Оплата УСдает гарантию владельцутранспортного средствана его бесплатную утилизацию, после того как оноисчерпает свой срок службы. Инициатором нововведения стало Министерствопромышленности и торговли. Федеральный закон«О внесении измененийв ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ста-ЕГОР ЛОГВИНОВначальник отделамаркетинга JAC Motors Rus– На первую партию самосваловJAC, поступившую в началесентября дилерам в Москве,Новосибирске и Краснодаре,стоимость изменена не будет. Вто же время после введения утилизационного сбора и снижениятаможенных пошлин рынок коммерческой техники, в частности,китайской, претерпит изменения.Какие – будет ясно уже к концутекущего года. Стоимость запчастей и нормочаса при техобслуживании также в ближайшеевремя не изменится.РЕЙС НОЯБРЬполучила широкое распространение. Симптоматичнаи дата вступления Постановления УС в силу – с 1сентября 2012 г. Дело в том,что за неделю, то есть 23августа 2012 г., Россия фактически вступила в ВТО,следовательно, ввозныетаможенные пошлины наимпорт, в том числе автомобили, начнут снижаться.Автомобильный хлам, который в Европе невыгоднои нельзя использовать какс экономической, так и экологической точек зрения,хлынет мутным потоком кнам – благо у нас «проходят»машины, потребляющиеЕвро-0 (не в крупных городах, конечно, но в регионахвполне). Напомним, каквыглядит возрастной состав парка автотранспортных средств по различнымсегментам (диаграммы 1).Таким образом, посколькуВозрастная структура парка (диаграмма 1)МНЕНИЕ14тью 51 Бюджетного кодексаРоссийской Федерации»вступил в силу 1 сентября2012 г.Утилизация машин –это отдельный серьезныйбизнес, сложный, хорошоразвитый на западе, который в России предстоиттолько развивать. Но нас,как стороны, выражающейинтересы российских перевозчиков, УС интересуетв качестве заградительнойи защитительной меры.Причин введения такогоскрытого налога несколько, и лежат они в разныхплоскостях. Безусловно,в первую очередь, речьидет о защите интересовотечественных производителей – прежде всего такихкрупных, как ГАЗ, КАМАЗи во-вторую – в определенной степени о преференциях для промсборки натерритории РФ, котораяИРИНА ПОЛЯКОВАкандидатэкономических наукв грузовом сегменте паркмашин на более чем 50%старше 10 лет, нашего автоперевозчика трудно напугать сверхподержаннойиномаркой. А вопросыбезопасности и экологииуходят на дальний план.При чем экологи ческ ийурон в настоящее время –это 6% от общего количества смертей в год (80 тыс.человек), который происходит по причине загрязнения воздуха. Это большечем смертность в ДТП и оттуберкулеза вместе взятых.Так что свою заградительную функцию против старых машин УС должен выполнить, заставив нашихперевозчиков «разлюбить»старые машины и уважатьэкологию.Введение УС в определенной мере можно считать компенсационной мерой против постепеннойотмены ввозных пошлин,размеры и сроки которыхбыли приведены в «Рейсе» №4-2012 г. (таблица 1).Но понимать УС как прямую замену пошлин, естественно, нельзя, так как уних разный способ формирования: если пошлиныопределяются в процентах,то УС устанавливается какфиксированныевеличины в зависимости от базовой2012Легкие коммерческиеавтомобили, тыс. ед.22,30%14,59% 911,73,95%161,6596,5Грузовые автомобили, тыс. ед.18,21%744,351,23%1920,2Автобусы, тыс. ед.48,16%1902,53%94,6 9,75%365,53,08%12,212,64%49,910,06%376,921,90%895,319,05%778,41 год2-5 лет18,42%690,66-10 лет11-15 лет14,17%55,98,01%300,313,79%54,416-20 лет8,16%32,2старше 20 лет МНЕНИЕВИКТОР СОРВИНзаместитель директора торговогодома по реализации автомобилейв РФ «АвтоКрАЗ»– Стоимостьавтомобилей дляконечного потребителя автоматически повысится насумму утилизационного сбора,а именно: 150 000рублей х 2,9 коэффициент дляТС полной массысвыше 20 тонн, ноне более 50 тонн.В итоге получается435 000 рублей.При этом, еслиучесть, что с полной стоимостиКрАЗ с рынка, принимая во вниманиесоответствующееснижение объемовимпортируемыхв РФ запасныхчастей и, таким образом, повышениелогистическихзатрат, распределяемых на единицуввозимой продукции, стоимостьзапасных частейКрАЗ может повыситься (вплоть доспекулятивных ценпри потере КрАЗомРоссийского рынкакак такового).На стоимостьсервиса в дальнейшем окажетвлияние повышение стоимостизапасных частей.очищенного отимпорта ТС будетвзят НДС, общеедля конечногопотребителя удорожание составит513 300 рублей.Что при «заводских» ценах наавтомобили – в зависимости от их модели и комплектации – от 1 750 000до 2 000 000 рублей составит от25% до 30%.На стоимостизапасных частейв ближайшеевремя введениеутилизационногосбора сказатьсяне должно, нов перспективе,в случае «поэтапного вытеснения» а/мПошлины при вступлении России в ВТО (таблица 1)Грузовые 5-20 тоннновые25%15%30, но не менее10%(-34%)б/у < 5 лет2,2 Евро (44%)б/у 5-7 лет 4,4 Евро (123%)10% (-113%)б/у > 7 лет4,4 Евро (205%)1 евро (-160%)Автомобили25%5%самосвалыГрузовые > 20 тоннновые25%10%5%30, но не менее 15% (-22%)10%(-27%)б/у < 5 лет2,2 Евро (37%)б/у 5-7 лет 4,4 Евро (105%) 15% (-90%)10% (-95%)б/у >7 лет4,4 Евро (176%)1 евро (-96%)ТягачиЕвро 45%и > новыеновые25%15%10%30, но не менее15%(-22%)10%(-27%)б/у < 5 лет2,2 Евро (37%)б/у 5-7 лет2,2 Евро (52%)15% (-37%)10% (-42%)б/у >7 лет2,2 Евро (88%)1 евро (-48%)СпецтехникаАвтокраныновые10%б/у4,4 Евро (53%)10% (-43%)Автобуровыеновые15%7,5%б/у4,4 Евро (53%) 15% (-48%)7,5% (-46,5%)Пожарныеновые5%б/у4,4 Евро (63%)5% (-58%)Автобетоносмесителиновые25%15%б/у4,4 Евро (63%)15% (-58%)Автомобили грузовые аварийныеновые15%13%15%13% (-62%)б/у4,4 Евро (75%) (-60%)Автомобили для перекачки бетонного растворановые10%15%10%б/у4,4 Евро (63%)15% (-58%)10% (-53%)Прочиеновые5%б/у4,4 Евро (63%)5% (-58%)20202019201820172016201520142013При ВТО, в том числе предусмотрен переходныйпериод20122011Действующие(до ВТО)Переходныйпериод, лет0000033300344000220000114400Реклама2012 НОЯБРЬРЕЙС15 ГЛАВНАЯ ТЕМАставки и корректирующих коэффициентов (таблица 2).Такой способ определения УС позволяет сделать несколько важныхвыводов. Базовая ставкадля определения УС за исключением эксклюзивныхсамосвалов не дифференцируется и составляет длявсех транспортных средств20 тыс. руб. Таким образом,подтверждается известныйтезис: бедные в относительном выражении платятбольше. Это касается недорогих машин, прежде всего,китайских, для которых соотношение УС к стоимостибудет выше, чем у дорогих.А для дешевых машин (китайских, корейских) она сейчас достаточно высокая (диаграмма 2) («Рейс» №5-2012 г.).Следовательно, этот сегмент может существенно уменьшиться, а святоместо, как известно, пустоне бывает…МНЕНИЕОЛЕГВАСИЛЬЧЕНКОпресс-секретарьVolvo Trucks Россия– Компания Volvoосвобождена отуплаты утилизационного сбора нагрузовые автомобили, произведенныена нашем заводев Калуге, посколькумы заявили о начале строительстваУТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОРКак нам кажется, для сохранения дешевого сегмента, востребованного потребителями, необходимоактивизироваться отечественным производителям,и наиболее продвинутыеэто уже понимают.Еще один интересныймомент, касающийся дальнейшей судьбы ввозимыхподержанных иномарок.Даже сравнение корректированных коэффициентовдля новых и старых машинпозволяет сделать выводо том, что высокие коэффициенты для машин старше3-х лет делают их ввоз невыгодным. А между тем согласно данным диаграммы3 («Рейс» №4-2012 г.) в Россию было ввезено в 2011 г.более 16 тыс. подержанныхиномарок и почти 3,5 тыс.автобусов. Объемы, согласитесь, немалые, тем болеев стоимостном выражении (таблица 3). И если ихдальнейший импорт станетМНЕНИЕАЛЕКСАНДРКУЗНЕЦОВи. о. начальникаотдела продаж«Мега Драйв»– Наша компания непланирует изменятьполитику продажи кардинальноменять существующий принципработы. С введением утилизационногосбора мы ожидаемнебольшое затишьена рынке – такоевсегда происходитпосле повышенияцен на продук-цию. Цены будутувеличены в соответствии с разработанной формулойк положению обутилизационномсборе. Это увеличение цены не будеткасаться заводовпроизводителейавтомобилей (шассиавтомобилей), внесенных в реестр.Сервисное обслуживание останетсяпрежним: надстройкуобслуживают авторизированные сервисные центры заводапроизводителянадстройки (илиневыгодным, то освободившуюся нишу (а потребность в этих машинах есть)могут занять отечественныепроизводители, если вовремя оценят появившуюся возможность. Кстати,некоторые отечественныепроизводители уже поняли, что надо работатьВИТАЛИЙМАКЕДОНСКИЙисполнительныйдиректор«Парис»,официальныйдистрибьюторOzgul Trailer– На стоимостиприцепов утилизационный сборникак не отразится.Соответственно,16РЕЙС НОЯБРЬв новых условиях. Это касается организации производств по сборке кузовов.И мнения производителя«Мосдизайнмаша», и представителей «Чайки-Сервис»свидетельствуют о том, чтонадстроечные производства будутразвиваться. И здесьСтруктура парка по брендам (диаграмма 2)завода по сварке иокраске кабин и инвестируем в данныйпроект около 4 млрдрублей. Что касаетсяцен на готовую продукцию, то они останутся стабильнымии будут в первуюочередь определяться спросом и рыночной конъюнктурой.Безусловно, в расчеттакже будут приниматься инвестиционные затраты VolvoGroup по развитиюместного производства и локализациикомпонентов.На запасныечасти/компоненты пошлины привступлении РФ в ВТОостались фактическинеизменными, поэтому на расценках натехническое обслуживание данная ситуация скорее всегосущественным образом не скажется.Всего, %, 2011 г.653Всего, %, 2010 г.7на конкуренциина рынке прицепов это никак нескажется. Полагаю,в связи с введениемутилизационногосбора подорожаютседельные тягачиимпортного производства, потому чтона них распространяется постановление Правительстваоб утилизационномсборе. На новые тя-2012гачи полной массойдо 20 тонн сбор составляет примерно211 000 рублей, чтоотразится на конечной цене тягача.Думаю, в связи сэтим какое-то времябудет небольшойспад продаж прицепов, так как сейчаслюдям нужно привыкнуть к тому, чтостоимость тягачейподнимется.682687671929Новые , %, 2011 г.МНЕНИЕдистрибьюторав РФ). Автомобильобслуживаютавторизированныесервисные центрызавода-изготовителяавтомобиля (или дистрибьютора в РФ).Пока изменениямарок шасси поднадстройки не планируется, хотя всебудет зависеть отпотребителя и ситуации на рынке.Каждый производитель и продавецподстраивается подпокупателя. Спрос,как говорится, рождает предложение.Новые, %, 2010 г.55915729435671176Отечеств.ГерманияШвецияКитайЯпонияКореяДругие МНЕНИЕНАДЕЖДАИГНАТОВАPR-менеджер«Крайслер РУС»– Утилизационныйсбор, согласно новому законодательству, уплачиваетсяимпортером, еслипоставляется ужеготовый автомобиль. В нашем случае это автомобильFIAT Ducato с бортовой алюминиевойплатформой. Еслиже на территориюРФ ввозится шассидля дальнейшегопереоборудования,то утилизационныйсбор уплачивается конвертеромпри полученииПТС. Компания,устанавливающаянадстройки, можетвзять на себяобязательства поутилизации транспортных средств,но эти автомобилидолжны производиться в РФ. В этомслучае производитель освобождается от уплаты сбора.Введение утилизационного сборапривело к увели-чению стоимостилинейки легкогокоммерческого транспортав среднем на 5% .В ближайшембудущем мы планируем расширитьгамму шассидля переоборудования в связис постоянно растущим спросом напродукцию этоготипа. Сервисноеобслуживание автомобилейосуществляютавторизованные дилерские центры FIATProfessional.Перечень видов и категорий* (таблица 2)Коэффициент расчетаутилизационного сбора2Виды и категории транспортных средств1новые транспортныесредстватранспортныесредства, с датывыпуска которыхпрошло более 3 лет3Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимостикатегории G5Транспортные средства полной массой неболее 2,5 тонны0,50,88Транспортные средства полной массойсвыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны0,81,25Транспортные средства полной массойсвыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн11,6Транспортные средства полной массойсвыше 5 тонн, но не более 8 тонн1,14,56Транспортные средства полной массойсвыше 8 тонн, но не более 12 тонн1,346,91Транспортные средства полной массойсвыше 12 тонн, но не более 20 тонн61,4710,06Транспортные средства полной массойсвыше 20 тонн, но не более 50 тонн62,911,8Специальные и специализированные транспортные средства категорий M2, M3, N1,N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G5Транспортные средства специальнного назначения, кроме автобетоносмесителей110Автобетоносмесители313Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья5Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полноймассой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн13,630,98Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полноймассой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн2532Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полноймассой свыше 350 тонн37401категории колесных транспортных средств соотвествуют классификации,предусмотренной приложением №1 к техническому регламенту о безопасностиколесных транспортных средств, утвержденному пастановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 10 сентября 2009 г. №720.2размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортногосредства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренногодля конкретной позиции.3при отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой являетсядата изготовления колесного транспортного средства, год выпуска определяетсяпо коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортногосредства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежномдокументе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.4базовая ставка для расчета утилизационного сбора равна 20 000 рублей.5базовая ставка для расчета утилизационного сбора равна 150 000 рублей.6для расчета размера утилизационного сбора в отношеннии колесных транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных подтоможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. №147 «О дополнительных мерахгосударственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», применяются коэффициент, равный 0,25.* колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбораРеклама2012 НОЯБРЬРЕЙС17 ГЛАВНАЯ ТЕМАМНЕНИЕАЛЕКСЕЙЛЕВАШОВруководительотдела продажTATRA Группыкомпаний «АТТ»официальныйдистрибьюторUDS, TATRAи IVECO– Изменение стоимости транспортных средств можно проанализировать на примере нескольких позиций:стоимостьСтруктура российского рынка (диаграмма 3)самосвала TATRAT158-8P5R326x6.2 снизилась на 4% (с учетом утилизационного сбора) за счетснижения таможенной пошлины;стоимостьседельного тягачаTATRA T815230N9T 8x8.1Rувеличилась на 6%за счет утилизационного сбора,поскольку таможенная пошлина не изменилась;стоимостьэкскаватора-необходимо сделать пояснения. Дело в том, что, есливвозить шасси, покупая ихпо рыночной цене, производителю соответствующейнадстройки за готовую машину необходимо уплатитьУС. Возникает закономерный вопрос: а за счет какихсредств уплачивать этотналог «живыми» деньгами? Производитель транспортного средства в случаепокупного шасси прибыльимеет только с надстройкичасти, а УС должен будетуплачивать полностью завсе транспортное средство.Выход из этой ситуациитолько один: возможностьУС уплачивать не «живымиденьгами», а обеспечениемгарантии уплаты, когда момент утилизации наступит.Как раз в принципиальномразличии между уплатой«живыми деньгами» импортерами автомобилейи предоставлением гарантий по утилизации отечественными производителями состоят преференции изащита последних.Гарантии по утилизацииот отечественных производителей принимаются в томслучае, если вошли в реестрМинпромторга. Естественно, такие производители,как ГАЗ, КАМАЗ, могут идали такие гарантии. А чтоделать мелким и средним,18РЕЙС НОЯБРЬУТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР2012планировщикаUDS-114 на шассиTATRA увеличилась на 2,3%за счет утилизационного сбора(пошлина не изменилась);Стоимостьавтобуса IVECOCrossway 12Mувеличиласьна 3,5% за счетутилизационногосбора (пошлина неизменилась).Таким образом,снижение ценпроизошло только по самосвалам.не имеющим и не представляющим своих возможностей утилизации? Импредлагается либо кооперироваться для создания предприятий по утилизации,либо присоединяться к тем,кто такими мощностямиуже располагает. Решатьи решаться необходимов течение осени, так что времени совсем мало, поскольку «час Х», назначенныйправительством, наступит1 ноября 2012 г. Примеромдосрочного выполненияобязательств может служить деятельность совместного российско-китайскогопредприятия Бау-Рус (см.мнение начальника отделамаркетинга этого предприятия). Решение очень простое: если не хотим поднимать цену на машину из-заУС, то создаем центры поутилизации. И создали ихв 70% субъектах РФ.Введение УС благоприятным образом должносказаться на уровне локализации при промсборке, повысить который поосновным деталям пытаются очень давно. Дело в том,что если сборочное производство на территории России не включает таких операций, как сварка и окраскакабин и подобных им, товозможности получения гарантий по уплате УС у тако-ГрузовикиЯнварь – декабрь 2011 г.Весь рынок – 331,94 тыс. ед.АвтобусыЯнварь – декабрь 2011 г.Весь рынок – 60 607 тыс. ед.129,2038,9%16,124,9%12 74321,0%34385,7%21,346,4%165,2849,8%742312,2%37 00361,1%Иномарки, импортированные новыеИномарки, импорт. подержанныего производства нет, так каконо не будет соответствовать тем требованиям поутилизации, которые действуют на территории РФ.И вот уже компания Volvoобъявляет о строительственового завода полного цикла по производству кабин(см. мнение). Таким образом, есть реальный шансперейти от локализованного производства резиновыхковриков и подфарниковк производству «серьезных» деталей (кабин, двигателей, коробок передач).Перенесение производствакабин из Швеции в Россиюобеспечит новые рабочиеместа, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, мультипликативныйэффект производства повысит деловую активностьв регионе.Есть некоторые сомнения относительно высокойбазовой ставки и коэффициентов применительнок большегрузным самосвалам, эксплуатирующимсяв условиях бездорожья,которые в России не производятся. Из-за высокойстоимости и ограниченного характера использованияих обычно берут в лизинг.Если уплату УС лизинговаякомпания будет перекладывать на лизингополучателя, то есть перевозчика, тоИномарки российской сборкиОтечественные моделиэксплуатация таких машинс экономической точкизрения станет невыгодной.В самое короткое время необходимо решить этот вопрос.Вернемся еще раз к данным таблицы 2. Так, длямашин массой до 20 т ставка составляет 150 тыс. руб.,коэффициент для новых1,47, для трехлеток и более –10,06. Таким образом, УСв первом случае составляет220 тыс. руб., а во втором –1,5 млн руб.Что же касается самосвалов, предназначенных дляэксплуатации в условияхбездорожья массой до 80 т,при ставке 150 тыс. руб. коэффициенты для новых машин – 13,6, для трехлетнихи более – 31. Таким образом,за право обладать почтиновым самосвалом необходимо заплатить 4,6 млнруб. Цифры говорят самиза себя.Реакция транспортногосообщества на снижениеввозных пошлин и одновременное введение УС незаставит себя ждать. Как изменятся цены на машины,ввезенные, произведенныеу нас, какие организациии на каких условиях будутутилизировать машины?Вопросов пока больше, чемответов, и мы будем следитьза ситуацией. МНЕНИЕАЛЬФРЕДОДЭРРИКОгенеральныйдиректор«Ивеко Руссия»– Вступлениев ВТО однозначновлечет за собойповышение ценна коммерческиеавтомобили. Мыоценили все возможные экономические риски,в том числе и длянебольших частныхкомпаний, которымпридется переплачивать за технику,и приняли решениеоставить прежниецены на автомобили Daily до концаэтого года. Наданный моментDaily самая востребованная в Россиимодель IVECO,и мы не можемдопустить паденияспроса и уж темболее внезапного удорожания,МНЕНИЕЮРИЙ БОБЫЛОкоммерческийдиректор«Чайка-НН»(АЗ «Чайка-сервис»)– Безусловно, любойдополнительныйсбор ведет к увеличению цен и падениюпокупательскойк которому малыйбизнес можетбыть не готов. Удорожание Trakkerсоставило примерно 1000 евро,а Stralis – 5-7%от текущей стоимости. Eurocargoподорожал, но этасреднетоннажнаямодель не до концаеще «освоена» российским бизнесом,поэтому «привыкать» к новой ценена эту модель большинству предприятий не придется: понашей статистикеза последниенесколько летв России гораздобольше клиентов,решивших взятьэтот автомобильвпервые.На стоимостизапасных частейперемены в ближайшей перспективеникак не отразятся,поскольку в списокимпортируемыхтоваров, на которыебудет менятьсяпошлина, запасныечасти не вошли.Напротив, мы оченьждали ратификации и рассчитывалина снижение уровняпошлин, но этого,к сожалению, непроизошло. Чтокасается сервиса,то мы не планируемкорректироватьцены на обслуживание в связис вступлением вВТО, посколькумы по-прежнемустремимся предоставить клиентамнаиболее выгодноепредложение нарынке.способности населения. На переченьорганизаций, производящих сервисноеобслуживание,утилизационный сборможет повлиять только в сторону уменьшения количестватаких организацийиз-за уменьшения количества покупаемойи, соответственно,эксплуатируемойтехники.Конечно же,процент отечественных автомобилейпод надстройкивозрастет, так какотечественные производители не будутуплачивать утилизационный сбор.Импорт в Россию в 2011 году автомобилей* (таблица 3)Легковые автомобилиГрузовые автомобили,включая тягачиАвтобусыВсегоновые925 172всего новые932 626 18 282,2110 486 16 154 126 640 4325,212 1671 047825Комплектующие для иномарокроссийской сборки и отечественных моделей (ВАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и др.)Запасные части для паркаимпортных машин (импортной и отечественной сборки), паркожидаемые на 2011 годИтогоЗапасные части дляимпортных комплектующихотечественных моделейштукб/у7454343627 044млн $б/увсего35,8 18 318,0148,74473,915 603 396,118,2414,31 074 23 003,5 202,7 23 206,286915 641,2легковые 15 574,4 тыс. шт.грузовые 1051,0 тыс.шт.автобусы 190,1 тыс. шт.10 902,14204,0855,415 961,5экспертно принято 10% от суммы запасных 1596,0частей импортного паркаИтогоРекламаИмпорт56 404,9* по материалам ОАО «АСМ-холдинг»2012 НОЯБРЬРЕЙС19