64
65
66
68
70
АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТВ НОГУС ЕВРОПОЙРоссийские мегаполисы ужесточают требования к общественному транспорту – делая его более экологичным и безопасным.Инициатором очередных обновлений модельного ряда «ЛИАЗ»стала Москва, закупившая больше двух тысяч этих городскихавтобусов экологического стандарта Евро-4, Евро-5 и EEVТехнические характеристикиМодельГабаритные размеры, мФормула дверейЧисло посадочных мест/полнаяДвигательМощность двигателя,л.с. при об/минМаксимальный крутящиймомент Н.м при об/минЭкологический классСистема нейтрализацииотработанных газовАКППРулевой механизмЛИАЗ-52922212 / 2,5 / 2,882-2-220 / 105MAN 0836 LOH 65ЛИАЗ-529271 CNG12 / 2,5 / 3,142-2-220 / 105MAN E0836 LOH 01ЛИАЗ-621371 CNG18,04/ / 2,5 / 3,142-2-2-234 / 153MAN E0836 LOH 01250 при 2300280 при 2200280 при 22001000 при 1200-17501000 при 900-19001000 при 900-1900Евро 5EEVнейтрализаторотработавших газовZF 6HP 504CZF 8098 интегральный8 мет/пластиковыхбаллонов по 120 л (960 л)360EEVнейтрализаторотработавших газовZF 6HP 504CZF 8098 интегральный12 мет/пластиковыхбаллонов по120 л (1440 л)360EGRZF 6HP 504CZF 8098 интегральныйЕмкость топливного бака, л220Уровень полаРесурс основных узлови агрегатов, тыс. кмМежсервисный пробег10001000100020 тыс. км.20 тыс. км.20 тыс. км.64РЕЙС НОЯБРЬ3602012 ЛИАЗИменно требования конкурсовна поставку автобусов заставляют производителей модернизировать производство,пересматривать конструкцию и агрегатную базу выпускаемой техники,использовать по максимуму весь свойпотенциал. Благодаря этому только запоследние пару лет на «ЛИАЗе» произошли существенные преобразованияв области организации производства.Была проведена его реструктуризация,модернизация главного конвейера. Вобщий поток конвейера была включена сборка сочлененных автобусовЛИАЗ-6212, низкопольных ЛИАЗ5292 и ЛИАЗ-6213. Чтобы обеспечить объем и качество поставок,было заменено старое и внедреноновое оборудование и технологии, продолжается оптимизацияпроизводственных процессов,направленная на повышение качества выпускаемой продукции,увеличение производительноститруда и улучшение условий труда. Инвестиции за этот периодсоставили более 555 317 миллионов рублей. В 2011 году весьмодельный ряд «ЛИАЗ» сталоснащаться двигателями экологического стандарта Eвро-4,включая двигатели Cummins иЯМЗ-536. Доля низкопольныхавтобусов в производственномплане выросла с 2007 года в 23раза и в 2011-2012 годах составила 60% .В 2011-2012 гг. Ликинскийавтобусный завод стал поставщиком автобусной техники для транспортныхнужд Москвы. Требованияк столичному транспортуНа дюжину летДля людей с ограниченными возможностями заводом предусмотреныаппарель и система книлингаПо контракту с ГУП «Мосгортранс»автобусы поставляются с датчикамиконтроля давления в шинахявляются самыми высокими в России и практически соответствуюттребованиям ведущих европейскихстолиц, в том числе и по экологии.В этот период «ЛИАЗ» поставит 2730автобусов большого и особо большого классов экологических стандартовEвро-4, 5, EEV (Eвро 5+) на общуюсумму более 22 млрд руб. На сегоднядоля автобусов «ЛИАЗ» в парке Москвы составляет 65%.Вторым городом, который массовозакупает низкопольную технику производства Ликинского автобусногозавода, является Санкт-Петербург.С 2008 по 2012 гг. в Петербург былопоставлено 642 автобуса «ЛИАЗ», изних 541 – низкопольных ЛИАЗ-5293,ЛИАЗ-5292, ЛИАЗ-6213. Доля автобусов Ликинского завода в парке СанктПетербурга сейчас составляет 60%.Чтобы соответствовать современнымтребованиям заказчиков (таких, какГУП «Мосгортранс») и чтобы гарантированный срок эксплуатации составил не менее 12 лет и миллиона километров пробега, «ЛИАЗ» в 2011-2012годах ввел более 40 изменений в конструкцию своих автобусов. Касаютсяони увеличения ресурса, безопасности, комфорта пассажиров и водителя,а также снижения эксплуатационныхзатрат. После модернизации внешне автобусы почти не изменились, ив их принадлежности ликинскомупроизводству сомневаться не приходится. Из тех изменений, что сразубросаются в глаза, – панорамное, безразделяющей вертикальной стойки,лобовое стекло, передняя линзовая оптика Hella с функциейдневных ходовых огней. Экс-2012 НОЯБРЬРЕЙС65 АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНа обновленных ЛИАЗах дооснастили рабочее место водителя, установив новуюкомбинацию приборов, видеонаблюдение, ГЛОНАСС и тахографУстановили УКВ-радиостанцию и экраннаблюдения за салономКонтрольные лампочки теперьсгруппированы справа от водителятерьер приобрел новое боковое остекление – форточки со стеклопакетамиевропейского типа, «веерного типа»стеклоочистители, а также интегрированную в стекло (с электроподогревом) форточку водителя. Из заметныхтолько искушенному знатоку ЛИАЗовновшеств – внедрение пластиковойкрыши весом 45 кг. Ее металлическийаналог весил в три раза больше. Присборке кузовов «ЛИАЗов» все большеприменяют клеевые технологии, обеспечивающие гидроизоляцию и нужную подвижность соединению. Аркиколес теперь из оцинкованной сталис увеличенным слоем цинка. Чтобыповысить живучесть кузова в городских условиях, применили воскованиеднища и антигравийную обработкуюбки.В салоне улучшена система вентиляции и установлен кондиционермощностью 30 кВт. Уровень шума отдвигателя уменьшили его капсули-рованием. Изменили и дизайн салона, обновив пластиковую обшивкуи установив новые антивандальныесиденья с консольной системой крепления. Изменена система крепленияпоручней, а освещение салона теперь– сплошной световой линией. Водитель тоже не остался без вниманияконструкторов: в его распоряженииновое более комфортное сиденье.Еще одно отличие от предыдущихмоделей нового городского ЛИАЗа –удобная панель приборов Continentalоригинального дизайна с компактной, но информативной комбинациейприборов.Конструкторы уделили вниманиеи улучшению обзорности автобуса.Новое панорамное ветровое стекло,как упоминалось ранее, не разделено перегородкой и потому открываетбольший визуальный сектордля водителя. Для контроля задорогой и пассажирами вне-66РЕЙС НОЯБРЬ2012Новое, более комфортабельноесиденье водителя C.I.B.E.По левую руку клавиши управленияоборудованием автобусаИНФОРМАЦИЯАЛЕКСАНДР КАЗАКОВуправляющий директор ООО «ЛИАЗ»– Сегодня на «ЛИАЗе»трудится 2061 человек,средняя заработнаяплата 29 тысяч рублей.На сентябрь запланирован выпуск 220 кузовов.Как показала практика,завод в две сменыспособен производитьдо 500 кузовов. Тоесть сейчас мы умеембыстро расширить производство и такжебыстро снизить обороты. В нашейпрактике были темпы 24-26 машин всутки. В прошлом году мы заплатили 900миллионов рублей налогов в бюджеты всехуровней. За первую половину 2012 годаэта цифра приблизилась к 700 миллионамрублей. Каждое рабочее место на «ЛИАЗе»дает 34-37 рабочих мест наших смежников.К примеру, мы используем двигатели MAN,Cummins, ЯМЗ; коробки передач Voith,Allison, ZF; мосты RABA, ZF, «КАНАШ». АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТМоторный отсек обновили,значительно снизив шум от двигателяПомимо интерьера в салоне ЛИАЗа поменяли и пассажирские креслана антивандальные, с консольной системой крепленияПульт управления климатическойустановкой – над головой водителяУстановив новые короба колесныхарок, снизили шум в салоне на 1-2 дБдрены видеорегистратор хода движения, видеокамеры в салоне и кабиневодителя, а также камера заднего вида,выводящие картинку на монитор, расположенный на панели приборов. Изпрочих систем контроля появилисьГЛОНАСС и электронный цифровойтахограф.Новыми в конструкции ЛИАЗовявляются и двигатели MAN 0836 LOH,стандартно для всех ликинских автобусов расположенные в заднем свесе.Доступ к моторному отсеку – черезоткрывающийся задний люк снаружи и через специальные люки, расположенные в корме салона, что оченьудобно при обслуживании и ремонтесилового агрегата. Дизельные двигатели MAN 0836 LOH максимальноймощности 250 и 280 л. с. и моментом1000 Н.м достигают Евро-5 без применения мочевины, а лишь засчет рециркуляции отработавших газов. МодификацииВ стеклопакеты встроили форточки, как у европейских аналогов, а потолокобшили более качественными пластиковыми панелями68РЕЙС НОЯБРЬ2012Для «Мосгортранса» усовершенствовали и систему отопления салонов АВТОМОБИЛИОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТВнешне обновленный ЛИАЗ отличает от предшественниковцельное лобовое стекло и стеклоочиститель «веерного» типамоторов MAN, адаптированных подгазовое топливо (устанавливаются и насочлененные версии), укладываются вболее жесткие рамки стандарта EEV.Как и положено городским автобусам,двигатели «ЛИАЗ» совмещены с автоматическими коробками передач ZF6HP 504C.Новейшая историяЛикинский автобусный завод, входящий в состав «Группы ГАЗ», отмечаетв 2012 году 75-летие со дня основания.За всю историю предприятия быловыпущено более 285 тысяч автобусов,а модельный ряд «ЛИАЗа» включаетоколо 20 модификаций автобусов. Сегодня завод выпускает линейку городских автобусов 12 и 18 метров, работающую на различных видах топлива(дизель-газ-электричество), в томчисле низкопольную гамму: ЛИАЗ-5293, ЛИАЗ -5292, ЛИАЗ-6213. В 2011 г.запущено серийное производство низкопольных городских автобусов ЛИАЗэкологических стандартов Eвро-5и EEV (Eвро 5+). В 2012 году в рамках выставки был представлен опытный образец электробуса ЛИАЗ-6274на базе низкопольного автобуса ЛИАЗ5292. В 2013 году будут проведены сертификационные испытания и выпущена опытно-промышленная партияэлектробусов.За 8 месяцев 2012 года завод реализовал 1430 единиц техники, что на93% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сентябре «ЛИАЗ» изготовит более 160 автобусов. План производства до концагода рассчитан на 2000 автобусов.МНЕНИЕНИКОЛАЙ ОДИНЦОВдиректор дивизиона«Автобусы»«Группы ГАЗ»– За последние три года«ЛИАЗ» сделал серьезныйскачок в улучшениикачества продукции. Естьстатистика по уменьшению количестварекламаций, затрат нагарантийное обслуживание. Нашими ключевымизаказчиками являютсягорода-миллионники илимегаполисы, которым мывсегда предлагаем что-тоновое, стараемся быстроудовлетворить их потребность в технике. Причемкогда мы говорим «клю-70РЕЙС НОЯБРЬ2012Ближайшая перспектива – пассажирский транспорт на электрической тяге. Пока это лишь опытный образец «ЛИАЗа»чевые», мы понимаем, чтоэто на год, то есть именнона этот период заключаются контракты на поставку. В последние годыполучать такие контрактысовсем не легко, так каквсе это госзакупки – значит, обязательны конкурсы,тендеры. КонкурированиеОлег ПрохоровФото авторав этих условиях потребовало инвестиций, и если мыэкономили в 2008-09-10годах (когда автобусныйрынок «упал» в двараза), то в 2011-12 годахинвестиции на «ЛИАЗе»составляют до 1,5%. Намодернизацию производства было потрачено400 млн рублей, которыебыли инвестированы в тринаправления.Первое – технологичность (более современный инструмент, болеесовершенная геометрия,окраска кузовов). Второенаправление НИОКР(научно-исследовательские,опытно-конструкторскиеи технологическиеработы). Это газовыеДвигатели MAN 0836 LOH экологических стандартов Евро-5 и EEVВ моторном отсеке автоматическаясистема пожаротушенияавтобусы и электробусы.Коммерческого смыслав электробусе пока мы невидим, но считаем, что этоперспектива, и поэтомуактивно испытываем прототип, чтобы наработатьпрактику к тому моменту,когда технологии достигнут уровня, при которомвозможно массовое производство. То есть стоимостьэлектрической частипозволит перевозчикуэкономить. Сегодня, еслиавтобус стоит 6 млн рублей,электрическая часть, установленная на крыше, стоит9 млн рублей.Третье направлениеинвестиций – это качество,на его улучшение мыпотратили 9% бюджета(обучение персонала, процессы, бальная оценка отнаших коллег-конкурентов).Перспективы рынка мыоцениваем как позитивные,так как инициативы Минтранса и правительстванаправлены на более интенсивное (чем в прошлыегода) обновления парка.Пока составляющая новойтехники не дотягиваетдо 5% (если считать весьрынок автобусов). Приэтом будет усложнятьсятехнологичность машин.Взять, к примеру, контрактс ГУП «Мосгостранс» – емумы поставили машины скоробками передач новоготипа, двигателем стандарта Евро-5, видеорегистрацией и видеонаблюдением.