18
19
С. КАРЕВИСПРЯВЛЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ ПРОСТЕЙШИМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ОРУДИЕМПечатая настоящую статью, редакция обращает внимание читателей, что центр тяжести предложения автора заключается не в том, чтобы применять снаряды „Рондаль", (которыми, вообще говоря, в дорожном деле работают уже давно), а в том, чтобы на грунтовых дорогах с малой грузонапряженностью, не применяя профилирования (или так называемого „американского" выпуклого профиля), просто проборонить дорогу, слегка выгладить, укатать ее и пустить проезд. Подобный способ исправления дорог, как известно, иногда применяется на черноземных дорогах Украины. Желательно знать мнение дорожных техников и крестьян по этому вопросу.ТЯТЬЯ „Удачный опыт", напечатанная в „Правде" от 10 октября 1928 г., дает примерное представление о всей сложности задач, стоящих перед дорожным строительством республики и связанных с ними огромных затратах. Если взять цифры статьи;, только по Московской губернии по грунтовым дорогам, то для устройства улучшенных грунтовых дорог лишь в одной Московской губернии (меньшей по своей территории и протяженности путей, чем остальные губернии Союза) потребуются следующие затраты (исходя из расчета, что общая протяженность грунтовых путей равна 40.500 км. и что устройство одного км стоит около 1.500 руб.)—1.500 руб. X 40.500 = 60.750 тыс. рублей. Шестьдесят один миллион рублей только на постройку грунтовых дорог! Даже богатейшая Московская губерния может затратить такую сумму не менее как в 10—15 лет. Я к этому сроку первоначально сделанные дороги, если их не ремонтировать, придут в первобытное состояние и потребуют вновь тех же затрат. Вот здесь-то и возникает вопрос, не лучше ли нам сразу строить более дорогие, но и бол ее долговечные дороги, а существующие грунтовые улучшать дешевыми способами, без капитальных затрат. В качестве одного из орудий, значительно улучшающих полотно дороги и во всяком случае могущих поддерживать уже улучшенные дороги, предлагаю использовать довольно распространенный в сельском хозяйстве — д иско ­ вый культиватор „Рондаль". Первоначальное применение этого орудия для исправления грунтовых лесных дорог я встретил до войны в Щаповской сельскохозяйственной школе, а затем сам применял его на дорогах Московской губернии. Обычным временем для исправления дорог был июнь—период послевесеннего сева, когда грунт просыхал от находящихся на поверхности вод, но в то же время почва была немного влажна. При таком состоянии почвы пускается в работу „Рондаль". Дышловая парная запряжка, а в некоторых местах тройка лошадей, являются тяговой силой этого сельскохозяйственного орудия.СПроцесс работы таков: в начале операции диски культиватора ставятся под прямым углом к линии движения для резки полотна дороги, по возможности, на глубину колей; сделав вдоль дороги 4—6 ездок по одному следу и достаточно его изрезав, диски „Рондаля" устанавливаются под углом ив таком положении продолжается дальнейшая работа. При этой операции культиватор выполняет работу по продолжению резки дороги, доводя ее окончательно до уровня хода колесного обода, т.-е. достигает уже уплотненного колесом экипажа материка, почти не поддающегося разрушению. Поставленные под углом диски, кроме того, оборачивают сильно изрезанную почву, перемешивают ее равномерно по всей глубине, заравнивая прорезы, колеи и неровности профиля. От этого вся поверхность дороги становится ровной, покрытой разрыхленной землей на одном уровне от материка, без прорезов и колей. Хорошо после этого еще пустить утюг или волокушу, а затем каток. Исправленная такими средствами дорога 1—2 года находится в удовлетворительном состоянии; прорезов, главных препятствий к езде, не имеется. Производительность „Рондаля" 12-дискового, при ширине захвата 1,5 м, зависит от состояния дороги ив среднем может быть определена в 0,6 км в день. При подобной производительности, исправление 1 км пути будет стоить при одном рабочем и упряжке 3 лошадей 16 руб. 66 коп. В течение сезона „Рондаль" может иметь 100 рабочих дней, что даст возможность исправить одним орудием 60 км пути, а при двухсменной работе 120 км, т.-е. обслужить 10—15 селений Московской губернии в сезон. По простоте своей конструкции и прочности „Рондаль" является орудием, на котором может работать совершенно неподготовленный человек, и оно исключительно редко будет требовать ремонта. Желательно теперь же поставить опыты с „Рондалем" в десятках самых разнообразных совхозов, но проводить работы по одной и той же инструкции, точно уясняющей сущность каждой операции. Опыты эти в совхозах практически не вызовут никаких затрат. Тула С. Карев18 АсфальтированиемостовойФото-этюд С. Ф ридлянда 19