Рис. 4 Степень радиоактивного заражения зависит от высоты атомного взрыва над поверхностью земли, характера местности, метеорологических условий, времени, прошедшего после взрыва, а также от направления и силы ветра, воздействующего на радиоактивное облако. В результате опытного взрыва атомной бомбы 17 марта 1953 года в США было установлено, что тучи радиоактивной пыли, образованные взрывом, осели на автомобили и через открытые или выбитые окна проникли внутрь кузова. Потребовались специальные работы по обезвреживанию зараженных автомобилей. Радиоактивность быстро уменьшается после взрыва. Считается, что уже по истечении 15 минут после воздушного взрыва можно без ущерба для здоровья преодолевать зараженную площадь на автомобилях, если принять меры, чтобы радиоактивная пыль не попадала в организм человека. Обобщая сказанное о воздействии атомной бомбы малого калибра на автомобили, можно придти к следующимвыводам (рис. 4). На расстоянии до 800 м от центра взрыва незащищенные автомобили чаще всего будут полностью разрушены, на удалении до 12001500 м — опрокинуты или перевернуты. На еще большем удалении автомобили получат повреждения: у них будут выбиты или выгнуты автомобильные стекла, на кузовах появятся вмятины, но если автомобиль не пострадал от пожара или при обвале зданий, то ходовая часть и двигатель его могут оказаться исправными. Еще меньшие повреждения получат автомобили на расстоянии до 3,2—3,5 км, особенно, если у них будут открыты окна. Можно считать, что при взрыве атомной бомбы малого калибра минимальным расстоянием от центра взрыва, при котором неукрытый автомобиль может остаться не поврежденным, является 3,5 км . Как показали опыты, у автомобилей, перевернутых взрывом, не наблюдалось серьезных повреждений рам, переднихи задних подвесок, крепДеттай двигателя и других основных частей. Исправные до взрыва, они оказывались на ходу и после него. Случаев взрыва бензиновых баков также не было, хотя у всех 51 автомобиля они были наполнены горючим. Следовательно, горюче-смазочные материалы загораются только тогда, когда возникает пожар на автомобиле. Покрышки и резиновые прокладки страдают только от пожара. Случай разрыва покрышки был лишь у одного перевернутого взрывом грузового автомобиля. Особого влияния атомного взрыва на электрооборудование и другие агрегаты автомобиля отмечено не было. Естественные и искусственные укрытия значительно уменьшают поражающее влияние атомного оружия. Вопросам противоатомной защиты автотракторной техники и людей будет посвящена следующая статья.О тредакции : Автор в своей статье не касается вопроса воздействия атомного оружия на бронетанковую технику. Приводим некоторые данные на этот счет, взятые из американского журнала «Армор». В 1955 году атомная бомба условной мощностью в 30.000 тонн взрывчатого вещества была взорвана на высоте 150 м. Танк-амфибия, находившийся в непосредственной близости от места взрыва, был полностью уничтожен. Легкий танк, расположенный в 350 м, оказался разрушенным. башня была отброшена на 270 м. Иначе вели себя средние танки, размещенные в 400 м от центра взрыва.Танк, обращенный к нему лобовой частью, сдвинулся назад на 3 м. Серьезных повреждений у него не обнаружено. У танка, стоявшего бортом к взрыву, была порвана гусеница, лопнул бензобак, пушка имела незначительные внешние повреждения. Третий танк, стоявший под углом, перевернулся, обе его гусеницы вышли из строя, горючее и масло вытекли. Журнал подчеркивает, что танковые подразделения и мотопехота на бронетранспортерах, располагавшиеся соответственно в3и 3,5 км от места взрыва, спустя 8 минут начали наступление через этот район.НА КУБОК ЦК ДОСААФ СССРФинал гонок по ипподромуВТОРОЙ раз мотоциклисты ДОСААФ разыгрывали переходящий кубок по ипподромным гонкам, учрежденный Центральным комитетом Общества в 1955 году. Как и прежде, эти соревнования проводились в два этапа: вначале по 27 зонам и затем — финальная встреча. Зональным соревнованиям, в которых приняло участие около 1500 спортсменов от 163 автомотоклубов, предшествовали ипподромные гонки на первенство клубов и областей. По сравнению с прошлым годом в Положение о соревнованиях были внесены существенные поправки. Так, если раньше не разрешалось изменять состав команд-победительниц, то теперь автомотоклубы могли послать на • финал спортсменов по своему усмотрению из числа участников зональных соревнований. Кроме того, помимо мотоциклистов, входящих в состав команд, на финальные соревнования в личном зачете допускались чемпионы зон и мастера спорта. Наконец, участники имели право выступать на спортивных мотоциклах, Все эти изменения сделали ипподромные гонки более массовыми и дали возможность привлечь к участию в них сильнейших гонщиков Общества. Соревнования на переходящий кубок ЦК ДОСААФ превратились в большое спортивное событие, способствовавшее повышению активности клубов и вызвавшее широкий интерес среди любителей мотоциклетного спорта. Финальные соревнования состоялись в Харькове. В розыгрыше личного первенства приняло участие 147 спортсменов, из них 6 мастеров спорта и 112 перворазрядников. Гонщикам предстояло преодолеть восемь кругов (8,5 км). Вначале на старт выходят женщины. Их всего пять, поэтому звание чемпиона они оспаривают в одном заезде. Первой приходит к финишу мастер спорта В. Липская (Свердловский АМК) с результатом 7.02,9. У мужчин, выступавших в классе до 125 см 3 , победителем стал Н. Васильев (Новосибирский АМК), показавший время 6.33,6. Его одноклубник Ш. Амерханов первенствовал (5.45,0) среди гонщиков на мотоциклах с рабочим объемом до 350 см 3 . В финальном заезде мотоциклистов в классе до 750 см 3 лидировал рижский спортсмен Э. Крузе, прошедший дистанцию за 5.46,6. На трехколесных мотоциклах звание чемпионов в упорной борьбе завоевали представители Таллинского клуба К. Ринальдо и М. Миккер. Они прошли дистанцию за 6 минут. В борьбе за переходящий кубок ЦК ДОСААФ отличного результата (18.34,4) добилась команда Иркутского автомотоклуба в составе И. Костяева, М. Скороумова и Д, Дудченко. Им и вручен этот почетный трофей. Интересно отметить, что время победителей на 23,3 секунды лучше результата прошлогоднего чемпиона — команды Рижского автомотоклуба. Если тогда рижане победили с результатом 19,07,7, то теперь команда Москвы, повторившая их время, оказалась лишь на пятом месте. Значительно перекрыты прежние результаты и в. классах мотоциклов до 350 и 750 см 3 . Все это, несомненно, свидетельствует о возросшем мастерстве спортсменов-досаафовцев. Ипподромные гонки — увлекательный вид спорта, пользующийся большой популярностью у зрителей. Например, в Орле во время зональных соревнований на ипподроме присутствовало около двенадцати тысяч «болельщиков». Приходится сожалеть, что подобные мотоциклетные состязания не проводятся в других спортивных обществах. Думается, Всесоюзный комитет физкультуры и спорта сумеет ликвидировать этот пробел: в спортивном календаре 1957 года должны найти свое место и встречи мотоциклистов на ипподроме. Е. Дискин, зам. главного судьи.14