Б. ФИТТЕРМАН, главный конструктор КБ легковых автомобилей НАМИКАК СОЗДАВАЛСЯ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬозданию советского микролитражного автомобиля предшествовала большая работа конструкторских бюро многих предприятий и организаций. К их числу относились Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), Ирбитский (ИМЗ) и Серпуховскин (СМЗ), мотоциклетные заводы и Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Нужно было не только испытать различные зарубежные конструкции, изучить иностранный опыт, следовало создать оригинальные, отвечающие нашим требованиям агрегаты, всесторонне проверить их, а уж потом скомпоновать советский микроавтомобиль. Все эти исследования и конструктивные разработки велись одновременно. Непосредственная работа по созданию микроавтомобилей началась в 1955 году. Первыми были построены на ИМЗ два опытных автомобиля «Белка». Особенностью их являлась так называемая вагонная компоновка, характеризуемая выносом сиденья водителя в зону передней оси. Достоинства такой компоновки — расширение пассажирского помещения и лучшее распределение веса по осям, недостатки — некомфортабельная посадка водителя и находящегося рядом с ним пассажира, а также неудобство входа и выхода. Следует отметить, что выпущенные позднее зарубежные автомобили с подобной компоновкой («Фиат-Мультипла», БМВ-600, «Цюндапп-Янус») имеют те же положительные и отрицательные качества. В 1956—1957 годах был создан ряд новых конструкций экспериментальных микроавтомобилей. Построенный на МЗМА опытный автомобиль «444» имел четырехместный несущий кузов, расположенный сзади двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 650 смЗ (модель ИМЗ), шестеренчатую передачу в колесах, введенную для увеличения дорожного просвета. НАМИ и СМЗ изготовили опытный автомобиль «031» рамной конструкции, также с двигателем ИМЗ. Передняя и задняя его подвески — балансирного типа с упругим элементом в виде пластинчатых торсионов. ИМЗ совместно с НАМИ спроектировал и построил опытный микроавтомобиль повышенной проходимости с открытым кузовом для эксплуатации в сельской местности. В основе всех этих конструкций лежала общая идея: создать такие унифицированные агрегаты, из которых можно скомпоновать различные модификации автомобилей, меняя в основном только кузова.СБыла принята следующая монтажная схема автомобиля: силовой блок, объединяющий двигатель, сцепление, коробку передач и главную передачу; передний мост с подвеской и рулевым механизмом, ступицами колес и тормозами; задняя подвеска со ступицами колес и тормозами; кузов, включающий в себя механизмы управления, топливный бак и раму (если принята рамная конструкция). Таким образом, появились предпосылки для создания целого семейства микроавтомобилей, а именно: для инвалидов, легкового общего назначения на 4 места, грузопассажирского на 4 места или на 2 места и 250 кг груза, грузопассажирского повышенной проходимости на 4 места или на 2 места и 250 кг груза. Как отмечалось выше, одновременно с этими работами проводились изучение и испытания иностранных микролитражных и малолитражных автомобилей. В результате их были сделаны следующие выводы: можно создать сравнительно дешевый в производстве и эксплуатации микроавтомобиль, пригодный для использования в разнообразных дорожных условиях нашей страны; узлы ходовой части и некоторые элементы других узлов испытанных нами зарубежных автомобилей не имеют достаточного запаса прочности; двигатели и трансмиссии зарубежных автомобилей достаточно работоспособны и надежны при хорошей фильтрации воздуха, масла и применении качественных топливо-смазочных материалов; кузова и несущие системы микроавтомобилей вполне приемлемы для на-МЗМА-444, 1957.НАМИ-048, 1959.ших эксплуатационных условий и требуЮт лишь некоторого усиления в местах крепления узлов подвески; дорожные просветы недостаточны, и их нужно увеличить. На основании полученных-данных были значительно углублены и расширены проектные и опытные работы. На МЗМА развернулось конструирование шасси и кузова нового микроавтомобиля «965». Многие его узлы и агрегаты существенно отличаются от узлов и агрегатов опытной модели «444». Конструкторы отказались от колесного редуктора и усилили коробку передач, заменили передние рессоры торсионами. Изменен и усилен Кузов. Все это повлекло за собой некоторое увеличение веса автомобиля по сравнению с зарубежными моделями, но сделало его гораздо более надежным. Укажем для примера, что автомобиль «Фиат-600» весит 540 кг, тогда как советский микроавтомобиль — 600—605 кг. На ИМЗ в содружестве с НАМИ были изготовлены и испытаны новые образцы грузопассажирского автомобиля с закрытым кузовом, получившего название «Огонек» (см. «За рулем» № 2 за 1959 год). Испытания показали, что по способности преодолевать бездорожье «Огонек» не уступает таким автомобилям, как ГАЗ-69, «Виллис», «Москвич-410». Вместе с тем выявилось, что некоторые детали подвески недостаточно прочны. При соответствующей доработке автомобиль «Огонек» должен, на наш взгляд, решить проблему индивидуальных транспортных средств на селе.НАМИ-А 50, 1959.НАМИ-032Г, 1957.15