Подобный же упрек хочется бросить руководителям ДСО «Труд», не выставившего вообще ни одной команды на первенство страны, и ДСО «Буревестник», обе команды которого — московская и киевская — не повлияли на ход розыгрыша. В нынешнем году командное первенство определялось по новому принципу, который себя оправдал. Записав в положении, что соперничать в кроссе будут команды автомотоклубов и заводов (а не сборные команды ведомств и ДСО), организаторы соревнований добились, по крайней мере, двух существенных результатов — расширения «географии» в списках участников (в кои-то веки на первенстве СССР можно было встретить спортсменов из Тюмени и Черновиц, Липецка и Баку, Новосибирска и Кемерова!) и выявления слабых мест в работе ряда спортивных организаций. , Так, по новому методу не выдержали проверки не только упомянутые спортивные общества, но и, скажем, республиканский комитет нашего Общества в Украинской ССР, досаафовские команды которой заняли соответственно 13, 16, 23 и 30-е места. Неблагополучно обстоит дело с мотоциклетным спортом, по всей видимости, и в Белорусской ССР, Казахской ССР, некоторых городах Сибири. А вот грузинских, латвийских и эстонских досаафовцев следует поздравить с большим и заслуженным успехом. Дело не только в том, что команды АМК этих республик заняли соответственно третье, пятое и шестое места в общем розыгрыше. Они показали, что воспитывают в своих коллективах достаточно сильных мастеров, способных постоять в любых соревнованиях за честь ДОСААФ. Грузинские спортсмены, например, не завоевали ни одной золотой или серебряной медали, но все пять гонщиков команды неизменно играли важную роль в тех заездах, которые проводились при их участии. В результате 105 очков и почетное третье место среди 45 стартовавших команд. Особо следует отметить выдающуюся победу Ленинградского АМК, который оказался, безусловно, лучшим среди всех автомотоклубов ДОСААФ. Триумфальные заезды С. Кадушкина и В. Волчкевича с колясочником Е. Голынковым, впервые ставших чемпионами страны, трудно завоеванная бронзовая медаль А. Дежинова и удачный дебют юноши К. Ознобищева — вот достойный итог хорошо поставленной спортивной работы в этом клубе (тренер Л. Сандлер). И если бы не досадная неудача в финале К. Востряковой, весьма хорошо показавшей себя в отборочных соревнованиях, то ленинградская команда опередила бы даже и команду спортклуба МВО, блиставшую такими именами, как И. Озолина, Н. Севостьянов, А. Олейников, В. Пылаев и Б. Иванов; ведь всего семь очков отделяют команду-победительницу от ленинградцев! Общий итог первенства СССР, безусловно, положительный для спортсменов нашего Общества. С удивительной «точностью» они поделили с армейцами поровну золотые медали и все тридцать призовых мест. Но если по числу призеров им не удалось завоевать «парламентского большинства», то во всех других отношениях их победа гораздо более выразительна. Ведь призеры-армейцы — это в подавляющем большинстве (12 из 15) давно уже известные спортсмены, питомцы лишь одного спортклуба МВО. Другие армейские коллективы выступали весьма посредственно, заняв четырнадцатое, девятнадцатое и двадцать пятое места. А досаафовцы победили «широким фронтом» — здесь и ленинградцы, и тбилисцы, и рижане, и ряэанцы, и таллинцы, и москвичи. Почти все новые чемпионы страны из числа досаафовцев впервые завоевали это высокое звание. Прошлогодние же победители-досаафовцы (В. Лапиня, В. Адоян) сохранили хорошую спортивную форму, заняв призовые места.НЕОБХОДИМАЯ СКОРОГОВОРКАНельзя умолчать о ряде организационных недочетов, выявившихся в Кишиневе. Слов нет, проведение столь массового спортивного мероприятия — дело нелегкое. Но у нас уже есть некоторый опыт, розыгрыш первенства СССР по кроссу проводится не впервые. Как же можно допускать такие элементарные просчеты, как, скажем, назначение директором соревнований И. Зубова, не имеющего ни судейского звания, ни практических навыков по организации мотоциклетных кроссов? В результате на первый день соревнований зрители не были обеспечены ни программками, ни списками участников; а когда программки, наконец, появились, то в них можно было найти длинный перечень членов оргкомитета соревнований (отнюдь, не членов судейской коллегии), но ни слова о характерных особенностях трассы, правилах соревнований и т. д. Несмотря на то, что в числе членов оргкомитета фигурировали начальник управления торговли г. Кишинева В. Дамаокин -и начальник отдела службы управления милиции В. Хренов, обслуживание зрителей было поставлено плохо, а милиционеры не сумели навести на трассе должного порядка, довольствуясь в основном ролью зрителей. По непонятным причинам не было проведено и заключительное собрание участников, на котором можно было бы с большой пользой для дела проанализировать спортивно-технические итоги первенства. Мы говорим обо всем этом скорого воркой только потому, что главный результат — большой и заслуженный успех спортсменов ДОСААФ — настраивает, разумеется, на иной лад. Но нельзя забывать, что чем ярче успех, тем лучше освещает он и темные углы... Ю. КЛЕМАНОВ (Наш спец. корр.). Фото автора. Наименование операции Вытянуть кнопку воздушной заслонки Нажать да педаль дросселя до упораапустить двигатель в зимних условиях не так трудно, как представляют себе некоторые автолюбители. В этой статье рассказывается о наиболее часто применяемых способах пуска холодного двигателя. Прежде всего необходимо убедиться в надлежащем уровне масла в картере двигателя. При отсутствии антифриза надо приготовить достаточное количество горячей воды. Если горячей воды нет, запасите ведро с холодной водой, но не заливайте ее до пуска двигателя. Если автомобиль бездействовал более половины суток, следует подкачать топливо в карбюратор с помощью ручного рычага бензонасоса. После подкачки опустите рычаг в крайнее нижнее положение. Закрыв жалюзи радиатора, поставьте рычаг коробки передач в нейтральное положение. Перед тем как включить зажигание, надо нажать до отказа педаль сцепления. Для этой цели можно использовать распор-стержень, упирающийся одним концом в площадку педали, а другимв основание переднего сиденья. При выключении сцепления устраняются потери на поворачивание шестерен ко ­ робки передач в застывшей смазке. После такой подготовки можно приступить к пуску, 'применяя один или несколько из приведенных ниже способов. Пуск двигателя с помощью стартера. Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что пользование стартером для пуска допустимо лишь летом или при теплом состоянии двигателя. Подобное мнение глубоко ошибочно. Стартер для того и предусмотрен, чтобы безотказно, в любых условиях, в том числе и зимой, обеспечить пуск двигателя. Однако при этом надо соблюдать следующие условия: применять зимнее (маловязкое) масло для двигателя, обеспечить достаточно полную зарядку батареи, утеплить аккумуляторную батарею, точно выполнять правила пуска двигателя, перечисленные в таблице. 'Если двигатель не начал работать после ряда попыток, то возникает опасение, что .впускная труба заполнена излишним количеством неиспарившегося топлива. Для его удаления (продувки) необходимо выключить зажигание, поставить жнопку управления воздушной заслонной карбюратора на место, полностью открыть дроссель карбюратора, выключить сцепление, включить стартер на 2—3 секунды и повторить все операции, не вытягивая кнопки управления воздушной заслонкой.ЗМодель автомобиля «Москвич- € Москвич «Победа! «Волга» 400» 407» М-20 М-21 полностью 10 — 15 раз на V — » 10 — 15 разПримечание% ходаполностью 2 — 5 ' разна'/J— в зависимости от наружной температурыхода 2 — 5 разНажать на педаль сцеплеудерживать в выключенном положения до упора нии на время работы стартера Нажать на педаль дросселя удерживать в пол- нажать на '/« — можно испольностью | нажатом i Чг хода зовать кнопку ручного положении привода 11Г другие потребиВключить зажигание на время работы стартера тели электроВключить стартер не более чем на 3 — 5 секунд энергии выключить 1114