ч ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯных случаях для облегчения пуска двигателя можно одновременно пользоваться рукояткой и стартером. Преимущества пуска двигателя с помощью пусковой рукоятки: надежность и безотказность действия в любых условиях, даже при частично разряженной аккумуляторной батарее. Недостатки: необходимость значительного физического усилия, некоторое неудобство при работе одного шофера без помощника. • После начала работы двигателя необходимо немного вдвинуть кнопку воздушной заслонки и немедленно проверить давление масла по манометру. Если стрелка манометра не показывает давления, следует остановить двигатель и проверить систему смазки. В случае, когда система охлаждения не заправлена антифризом, как только двигатель начал работать, постепенно заливают в радиатор воду, приготовленную заранее. Заливать в систему охлаждения холодную воду до пуска двигателя категорически воспрещается. Спускные краны радиатора и рубашки охлаждения блока перекрывают только после того, как из них начнет вытекать вода. Через 5—6 минут после пуска двигатель обычно уже может устойчиво работать на малых оборотах, и кнопка управления воздушной заслонкой полностью ставится на место. При наличии в картере зимней (маловязкой) смазки и исправном термостате в системе охлаждения полный прогрев двигателя перед началом движения автомобиля не является необходимостью. Достаточно обеспечить устойчивую работу двигателя на малых оборотах и можно трогаться с места, полностью закрыв жалюзи. Дальнейший нагрев произойдет уже при движении автомобиля, причем особого повышения износов деталей двигателя Не наблюдается. Применение пусковых топлив. Обычный автомобильный бензин А-66, на котором работают двигатели большинства автомобилей, не имеет достаточного количества легких пусковых фракций, у него слишком высокая точка кипения, он плохо испаряется. Это — одна из причин, затрудняющая пуск холодного двигателя. Поэтому зимой желательно производить пуск по возможности на более легком сорте бензина (А-72, АЗ-66) и, как только двигатель начнет работать, можно переводить его на обычное топливо. Для этой цели применяют специальные бачки с пусковым топливом емкостью 1—2 литра, укрепленные под капотом двигателя и соединенные с бензонасосом или карбюратором через отдельный трубопровод или шланг с краном. В отдельных случаях для облегчения пуска двигателя можно, сняв воздухоочиститель, залить в карбюратор немного эфира. Затем надо при выключенном зажигании 2—3 раза провернуть коленчатый вал и лишь затем включить зажигание и пустить двигатель обычным способом. Подогрев двигателя. Одним из эффективных методов, облегчающих пуск двигателя зимой, является нагрев охлаждающей жидкости, масла и основных частей самого двигателя. Наиболее распространенным является подогрев горячей водой. Самым простым, экономным пэ расходу воды и удобным при наличии в системе охлаждения антифриза считается следующий прием: бидон или ведро с горячей водой устанавливается на крыло автомобиля; между ведром и крылом следует положить лист фанеры, картона, резины или другого материала. Резиновый шланг длиной 1—1,5 метра опускается как можно глубже в горячую воду. Когда шланг наполнится водой, его конец плотно зажимается большим пальцем правой руки. После этого, не отнимая пальца, быстро вынимают часть шланга из воды и, сняв палец с конца шланга, направляют струю горячей воды на впускную трубу двигателя и нижнюю часть смесительной камеры карбюратора. Для улучшения прогрева на этих местах можно разместить кусок материи. Как только вода будет израсходована, немедленно приступают к пуску двигателя. Несколько более эффективен метод непосредственного пропуска горячей воды через рубашку охлаждения блока. Прежде отдельные специалисты считали, что заправка холодного двигателя кипятком недопустима. Это мнение, к сожалению, нашло отражение ив некоторых руководствах. В настоящее время неоспоримо доказано, что для наиболее быстрого и эффективного подогрева двигателя водой температура ее должна быть максимально высокой. Опасаться каких-либо повреждений в двигателе нет никаких оснований. Особенно хорошие результаты дает заливка горячей воды непосредственно в двигатель, как это описано в № 12 журнала «За рулем» за 1958 год. Залив в горловину радиатора половину ведра, надо проверить, вытекает ли из спускных кранов вода. Если она не вытекает, то следует прекратить заливку и немедленно прочистить каналы кранов проволокой или полить их горячей водой. Заливать воду нужно до тех пор, пока из кранов не потечет теплая вода. После этого следует перекрыть спускные краны и пустить двигатель с помощью стартера или пусковой рукоятки. Для облегчения пуска масло (летнее) необходимо подогреть. После возвращения в гараж спустить еще теплое масло из картера, а утром, предварительно подогрев его, залить в двигатель. Можно подогреть масло и непосредственно в картере. Для этого под двигатель ставится небольшой туристский примус или паяльная лампа. Их необходимо передвигать вдоль картера. Пуск с помощью буксира. Данный способ относится лишь к условно реко-Чрезвычайно важно дисциплинировать себя и строго соблюдать режим включения стартера. Никогда не поддавайтесь соблазну продлить время непрерывной работы стартера в надежде на «авось». Чудес в технике не бывает, успех пуска зависит от соблюдения правил и выдержки водителя. Достаточно заряженная аккумуляторная батарея способна обеспечить 15—20 включений стартера, но при длительных (более 3 секунд) включениях стартера возможности батареи резко сокращаются. Перерывы между отдельными включениями не должны быть менее 5—10 секунд. Если батарея все же оказалась разряженной и стартер не в состоянии развить число оборотов, необходимое для пуска двигателя, можно использовать тек называемую «буксирную батарею». Для этого используйте аккумулятор от другого автомобиля. Оба автомобиля устанавливаются навстречу друг другу так, чтобы их батареи были как можно ближе. С помощью двух проводов (возможно большего сечения) батарея подъехавшего автомобиля присоединяется к плюсовой и минусовой клеммам подготовленного к пуску двигателя. При этом желательно, чтобы двигатель автомобиля, на котором установлена «буксирная» батарея, работал на средних оборотах, обеспечивающих поступление зарядного тока в батарею. Следует помнить, что в местах присоединения проводов (особенно при недостаточно плотном контакте) выделяется большое количество тепла, и при неосторожности возможны ожоги пальцев. Преимущества пуска с помощью стартера: простота и быстрота применения, отсутствие необходимости в добавочном оборудовании ив значительных физических усилиях шофера. Недостатки: опасность быстрой разрядки аккумуляторной батареи при слишком продолжительном пользовании стартером. Поэтому, если попытки пуска двигателя стартером после 8—10 включений не дали результатов, то следует прекратить бесцельную разрядку аккумуляторной батареи и применить другой способ. Пуск двигателя с помощью пусковой рукоятки. При этом методе следует аккуратно вставить рукоятку в отверстие и убедиться, что ее выступы полностью вошли в зацепление с храповиком коленчатого вала. Последовательность операций подготовки к пуску двигателя с помощью рукоятки та же, что и стартером. Вначале следует поворачивать коленчатый вал при выключенном зажигании вкруговую, не добиваясь особой резкости и быстроты оборотов. После того, как вращение вала станет более легким, можно перейти к пуску. При этом применяется следующий прием: рукоятку из нижнего положения передвигают на 10—15° влево и затем резко поворачивают вверх. Если двигатель не пустился, прием повторяют снова. В отдель15