Подарок союзников
Словосочетания типа «Horch Геринга» или «Mercedes Евы Браун» уже настолько набили оскомину, что не воспринимаются всерьез. Да и сочиняют такие истории в основном для наживы или ради саморекламы. Наш случай другой – тут и автомобиль полностью оригинальный, и документы к нему прилагаются.
Слушай!Марка Audi родилась в результате курьезного случая. Когда своенравного Августа Хорьха выперли из основанной им же компании Horch, он создал новое предприятие и присвоил ему имя Audi. Дело в том, что немецкое слово horch, в переводе означающее «слушать», звучит по-латыни как audi. Чтобы Audi ассоциировалось с господином Хорьхом, на рекламных постерах стали рисовать огромное ухо. Эмблема фирмы была простой – слово Audi в овале. В начале 20-х капоты автомобилей Audi украсил новый символ – единица на земном шаре. Этот знак, по словам Августа Хорьха, наилучшим образом выражал «высокое качество и, кроме того, символизировал талисман, приносящий удачу и счастье, в достижении которых такую большую роль играют цифры вообще, а особенно главная среди них — единица». Хорьх делал ставку на автомобили высшей ценовой категории.
Нынешний символAudi – четыре переплетенных кольца – появился в 1932 году. Он означал союз четырех немецких фирм, объединившихся в концерн Auto Union. В него входили Audi, Horch, Wanderer, делавший автомобили для среднего класса, и DKW, выпускавшая малолитражки. Так концерн охватил все сегменты рынка, а чтобы фирмы Horch и Audi не конкурировали между собой, последняя стала производить модельAudi Front с передним приводом – ее выпускали с 1933 по 1938 год. Но все-таки переднеприводные модели шли тяжело, и руководство концерна приняло решение свернуть их производство и перейти к заднеприводной схеме. Так появилась модель Audi 920, которая заняла новую ценовую нишу – между среднеценовым Wanderer и откровенно дорогим Horch.
Разработка новой модели держалась в строжайшем секрете. Когда опытный образец Audi 920 проходил испытания, на него установили облицовку радиатора и капот от обычного Wanderer, а колесные колпаки позаимствовали у Horch – чтобы запутать автопапарацци.Премьера 920-й состоялась на Международной берлинской автомобильной выставке в феврале 1939 года – это был последний автосалон в еще мирной Европе. Журналисты хвалили новинку от Auto Union, а продажи шли просто отлично. Audi 920 была превосходной машиной, только появилась она на свет не вовремя. До перевода немецкой промышленности на военные рельсы оставались считанные месяцы – в сентябре началась война, отодвинув гражданские машины на второй план. До августа 1940 года заводу Audi удалось выпустить лишь 1281 автомобиль модели 920. Большая часть готовых автомобилей согласно положению о мобилизации отправлялась на службу в Вермахт, но 1264-й экземпляр Audi 920 с кузовом кабриолет, выпущенный 30 апреля 1940 года, так и не покинул ворота предприятия – его поместили в заводской музей, где он и простоял всю войну. Вряд ли кто-то в 1940 году мог подумать, что он когда-нибудь окажется в России…
Ваш маршал МонтгомериВ апреле 1945 года город Цвиккау, где находился завод Audi, оказался в союзнической оккупационной зоне, но согласно договоренностям отошел к советской стороне. Хотя в руки советской военной администрации его передадут позднее – в июне, а в апреле и мае полновластными хозяевами предприятия были американцы и англичане. Победители не озаботились сохранностью музейных экспонатов, и новенький кабриолет попал в распоряжение командующего британскими войсками фельдмаршала Бернарда Монтгомери.
Тот подарил машину советскому полковнику Рыбакову, причем не напрямую, а через маршала Константина Рокоссовского, написав пером от руки на техпаспорте автомобиля «Dear marshall K. Rokosovsky with gratitude for colonel Ribakov (and his unforgetable help) yours marshall Montgomery. 15/ VI 45». Только после того как Audi 920 легализовали, поставив на учет, ее вручили советскому офицеру. Кто такой этот полковник Рыбаков, какую незабываемую помощь он оказал союзному военачальнику – неизвестно, а вот его кабриолет сохранился, причем вместе с тем самым техпаспортом, на обложке которого и красуется автограф Монтгомери. Машина «всплыла» в 1984 году – собиратель старинной техники Александр Рождественский приобрел ее у бывшего председателя КГБ Владимира Семичастного. Оформленный на брата главного чекиста страны, автомобиль стоял на даче в поселке Мамонтово. Долго кабриолет находился у Рождественского, и он даже пытался прояснить его историю, найти полковника Рыбакова, но не смог.
Как в музееНынешний владелец этой уникальной Audi 920 – известный коллекционер и реставратор Евгений Шаманский. Сейчас кабриолет ждет очереди на реставрацию. Его состояние можно оценить как хорошее – сохранился мотор, салон, приборы, механизм тента, практически весь наружный декор. Только вот обе подвески – «волговские». Специально для укомплектования машины купили остатки еще одного кабриолета с оригинальными деталями шасси. Так что через пару лет Audi 920 засверкает – работа «Реставрационной мастерской Евгения Шаманского» славится качеством и добротностью.
…В музеях концерна в Ингольштадте и Цвиккау собраны представители всех марок, имеющих отношение к эмблеме из четырех колец. Есть там и черно-красный кабриолет Audi 920 – точно такой же, как у Евгения Шаманского, но без неповторимой истории, берущей свое начало из весны сорок пятого года.
Американский немецкийВ облике новой Audi 920 уже не чувствовалось «тевтонского духа», столь характерного для ее переднеприводной предшественницы и собратьев по концерну – Wanderer и Horch, – в ней доминировали американские черты. В первую очередь это касалось необычной облицовки радиатора: прямоугольные «окна» с горизонтальными прорезями разбивались широкой центральной решеткой. Приборы также были в американском стиле – прямоугольной формы и расположенные по центру. Отделка салона не изобиловала деревом дорогих пород, а рулевое колесо имело пружинящие спицы, амортизирующие неровности дороги. Все это напоминало интерьер какого-нибудь Cadillac или Chrysler тех времен.
Американизация коснулась и кузовного производства. Заводские закрытые кузова унифицировались с моделями Wanderer W23 и Horch 930V – такая практика широко применялась автостроителями США, когда на разные типы шасси ставились похожие кузова. А вот двухдверный четырехоконный кабриолет был творением ателье Glaser из Дрездена. Фирма не только разработала для Audi этот кабриолет, но и поставляла на завод в Цвиккау уже готовые конструкции. На шасси Audi 920 серийно выпускалось только два типа кузова: лимузин – так в Германии называют обычный седан, и «глязеровский» кабриолет. Закрытый вариант стоил 7600 рейхсмарок, открытый – 8750. Обивка сидений у лимузинов выполнялась из шерстяной ткани, а у кабриолетов – из натуральной кожи: кожаные сиденья очищать от дорожной пыли намного легче, чем тканевые.
Двигатель 920-й модели – рядная верхнеклапанная «шестерка» – разработали на заводе Horch, и этот факт сказался на его конструкции – как и у больших моторов Horch, его газораспределительный механизм обходился без коромысел, кулачки распредвала приводили непосредственно клапаны. Двигатель с рабочим объемом 3281 см3 развивал вполне приличные 75 л.с. при 3000 об/мин.Коробка передач имела четыре ступени, высшая передача – прямая, а вот ускоряющей передачи, предназначенной для езды по автобанам и характерной для многих немецких автомобилей конца 30-х, не было. Шасси не отличалось новизной технических решений: передняя подвеска независимая на поперечной рессоре и рычагах, задняя – также на поперечной рессоре, но уже высоко расположенной относительно моста, и на реактивных штангах. Такая конструкция была широко распространена на автомобилях Wanderer и DKW – она уменьшала угол наклона кузова при прохождении поворотов на большой скорости и позволяла отказаться от стабилизатора поперечной устойчивости в задней подвеске. Гидравлические амортизаторы и система централизованной смазки шасси в 1938 году являлись уже привычными элементами.
На хорошей дороге Audi 920 могла разогнаться до 130 км/ч и расходовала 16 литров бензина на 100 км пути – очень хорошие показатели. Недостатков у нее почти не было, разве что теснота – заявленная как 5-местная машина, она с трудом вмещала на заднем сиденье троих.