Четырехглазики
У «Москвичей», как и у любой советской техники, предназначенной «для широких масс», был ряд недостатков, прежде всего это огрехи сборки. Совсем другое дело автомобили в экспортном исполнении. Часть продукции АЗЛК отправляли на продажу в страны Варшавского договора, Швецию, Финляндию, Норвегию, Бельгию и Грецию.
Покидавшие конвейер «Москвичи» проходили дополнительную подготовку в техцентрах фирм-экспортеров. На автомобили, в частности, устанавливали фонари и датчики заднего хода (в советских машинах до начала семидесятых они не были предусмотрены), катафоты на задней панели, вентиляционные решетки на задних стойках кузова, а иногда еще и ремни безопасности. Помимо этого скандинавы крепили на кузов шильдики «1400» или «1360», указывающие на объем двигателя, и «Elite». Представьте себе, «элитная» модификация в Финляндии и Швеции пользовалась спросом. К концу шестидесятых экспортировалась половина выпускавшихся «Москвичей»! ПижонСравнение с американскими машинами, которые впечатляют своими габаритами, конечно, не в пользу «Москвичей», но именно заокеанские образцы вдохновляли тех, кто работал над экстерьером М-408. Задние крылья, украшенные хромированными «стрелками», напоминают плавники; высокие, заостряющиеся кверху фонари, каких не было ни у одной из советских моделей, сразу привлекают внимание; хромированные ручки дверей своеобразной формы; каплевидная кнопка замка...
Впервые на советском автомобиле петли капота расположили спереди, а карбюратор К126П снабдили пусковым полуавтоматом прогрева; обивка салона выполнялась полностью из синтетических материалов. Рычаг переключения передач находился на рулевой колонке справа – прямо как на 21-й «Волге» или штатовских машинах. Для водителя и переднего пассажира до 1967 года устанавливали удобный диван. Экспортные «Москвичи» в отличие от машин, которые предназначались для внутреннего рынка, имели раздельную головную оптику (советские автомобилестроители впервые применили такое решение именно на этой модели). Изящный «четырехглазик», сверкающий хромированной решеткой радиатора, бамперами и молдингами, для многих советских граждан был воплощением мечты об автомобиле. Купить раритет – Найти в Калининградской области «Москвич-408Э» в хорошем состоянии непросто, – рассказывает студент Дмитрий Савицкий. – Изящный 408-й запал мне в душу еще до учебы в автошколе. На поиски подходящего варианта я потратил почти два года – расклеивал листочки с заголовком «Куплю» в гаражных обществах, помещал объявления в газетах, расспрашивал знакомых... Поговорив с теми, кто ездит на «Москвиче-408» долгие годы, поймешь: задешево экспортное авто никто не продаст. Автомобиль в почти идеальном состоянии может стоить 1,5–3 тысячи долларов. Но Дмитрию повезло – он приобрел отлично сохранившийся вишневый «Москвич» за значительно меньшую сумму. Восстановительные работы Савицкого не пугают, благо есть единомышленники. Александр Анатольевич Бобровский, например, по сей день ездит на таком же «Москвиче-408Э» и готов поделиться своим опытом. Еще один поклонник модели – Михаил Бурашников, сменивший восстановленный собственными руками «Москвич-403» на более поздний вариант. В Калининграде я нашел еще несколько человек, увлекающихся моделью 408. Сдается мне, пройдет лет пять-шесть – и желающим приобрести «Москвич» придется раскошеливаться на 2–3 тысячи «вечнозеленых».