Культурный городок
Расположен Autostadt в немецком городе Вольфсбурге, рядом с заводом Volkswagen. Создавался «городок» примерно с теми же целями, что и любой ДК в памятную эпоху развитого социализма – образовывать, развлекать, обогащать, развивать и воспитывать. С той лишь разницей, что в Autostadt воспитывают не «полноценных членов справедливого общества», а будущих покупателей продукции Volkswagen. Причем делают это за их же счет – капитализм все-таки. Берут, впрочем, недорого – взрослый входной билет стоит 15 евро, детский – 6 евро.
Просвещайся не спеша В Autostadt нужно приезжать на целый день, а лучше на уик-энд (переночевать можно тут же в отеле Ritz-Carlton), потому что быстро осмотреть огромный комплекс со всеми его павильонами, экскурсиями и развлекательными программами невозможно физически. Помните, как раньше советские граждане приезжали на ВДНХ? С утра пораньше, чтобы и павильон животноводства разглядеть во всех подробностях, и на каруселях покататься, и сосиску с хлебом на берегу пруда съесть. Примерно так же отдыхают немецкие граждане в Autostadt – гуляют по территории, наслаждаясь ландшафтным дизайном и современной архитектурой, чревоугодничают в местных ресторанах и в перерывах между первым и вторым приобщаются к науке, искусству и достижениям концерна Volkswagen. Сходство с ВДНХ усиливают трамвайчики у главного входа. Наши были построены на базе микроавтобусов РАФ, а немецкие созданы на шасси Volkswagen T4. Трамвайчики возят отдыхающих на экскурсии по заводу, чтобы они собственными глазами увидели, в каких стерильных условиях и какими замечательными людьми собираются «народные автомобили». Это не то, что вы думаетеНа территории комплекса Autostadt каждому автомобильному подразделению концерна Volkswagen отведен собственный павильон. Таким образом, марочных строений набирается семь штук: Audi, Bentley, Lamborghini, SEAT, Skoda, Volkswagen и Volkswagen Nutzfahrzeuge (коммерческие автомобили). Внутри, вопреки ожиданиям многих посетителей, не текущая продукция подразделений во всем ее многообразии и даже не музей каждой конкретной марки. Автомобилей в этих павильонах вообще мало, они там как бы вторичны и служат всего-навсего сырьем для разного рода занимательных инсталляций и развлекательных аттракционов.
С архитектурной точки зрения самый оригинальный павильон у Bentley: он представляет собой уходящую в подземелье шахту. Отдыхающие спускаются вниз по спиральной лестнице, вьющейся вокруг гигантского вращающегося коленвала. Внизу в полумраке – парочка дорожных автомобилей Bentley, гоночный прототип EXP Speed 8 и уголок британского фетишиста со всякими аксессуарами и артефактами, украшенными логотипом Bentley.
Павильон Skoda – это витиеватый лабиринт с перетекающими друг в друга залами: в одном разместились скульптурные исторические сценки из жизни бывшей Республики Чехословакии, в другом – искусственное дерево из стекла и стали, в третьем – какие-то светящиеся фарфоровые коконы, в которых гнездятся современные автомобили Skoda. В таком же духе выполнен и павильон Audi: его экспозиция – это интерпретация марки в современном искусстве. Дизайн, комфорт, роскошь и спортивные достижения автомобилей Audi олицетворяют душещипательные сценки с участием манекенов, чьи головы для пущей художественной убедительности заменены портретами.
Марка Volkswagen воплощена в стеклянном здании с формой куба, внутрь которого вписан гигантский шар стального цвета. Внутри шара сферический кинотеатр, напоминающий планетарий, только вместо звезд зрителям здесь показывают авангардное кино. С акцентом на видеоряд спроектирован и павильон марки SEAT, а павильон Lamborghini воздействует на посетителей громкими звуками, лазерным шоу и дымовой завесой, за которой то появляется, то исчезает прилепленный к стене суперкар Murcielago.
Маленьким детям больше всего нравится павильон коммерческих автомобилей Volkswagen, потому что он интерактивный. Здесь можно поиграть в машинки, как в настоящие, так и в игрушечные, поработать крановщиком и регулировщиком. Тут же, кстати, под стеклянным колпаком хранится ценнейшая реликвия – блокнот с эскизом первого VW Transporter, рассказ о юбилее которого мы публиковали в 41-м выпуске ГЗР.
Сувенирная историяВ отдельном павильоне с говорящим названием ZeitHaus, что в вольном переводе с немецкого означает «исторический музей», собрана небольшая коллекция олд- и янгтаймеров. Большинство из них производства концерна Volkswagen, но есть и чужеродные экспонаты, вроде моделей Porsche. Впрочем, ввиду возможного слияния Volkswagen и Porsche слово «чужеродные» в отношении штутгартских машин может скоро стать неактуальным.
Посетители проводят в ZeitHaus много времени. Но задерживаются в нем отнюдь не из любви к истории: на первом этаже этого павильона находится большой сувенирный магазин с гигантским ассортиментом масштабных моделей автомобилей, фирменных футболок, сумок, кружек, брелоков и прочей «жизненно необходимой» продукции. Цены кусаются, но подавляющее большинство гостей не в состоянии отказаться от покупки.
Когда клиент готовТем, кому уже не надо доказывать и объяснять многочисленные достоинства автомобилей марки Volkswagen, – прямая дорога в KundenCenter, сиречь в павильон покупателя. Здесь можно ознакомиться с текущей производственной линейкой легковых автомобилей с эмблемой VW и тут же оформить заказ либо приобрести одну из готовых машин, хранящихся неподалеку в стеклянных башнях-близнецах.
Если у вас уже есть автомобиль Volkswagen, то в Autostadt вас научат, как правильно его водить: на выбор предлагаются курсы без опасной езды, экономичной езды и езды по бездорожью. Образовательные услуги этим не ограничиваются: в Autostadt действует обширная программа подготовки начинающих специалистов в самых разных областях автомобильной промышленности. Наибольшей популярностью, конечно же, пользуется программа подготовки дизайнеров, в рамках которой любого желающего научат рисовать красочные эскизы автомобилей. Самых способных учеников всячески ангажируют к дальнейшему углубленному обучению с последующей стажировкой в подразделениях концерна Volkswagen. Куют кадры, одним словом.