Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Нюхачи

НЮХАЧИ
Полная версия

В журнале «Рейс» № 5 за прошлый год в статье «Станционный строитель» мы рассказали о том, как открыть фирменную станцию технического обслуживания, озвучили предъявляемые к ней требования, определили количество постов и лишь вскользь затронули вопросы выбора оборудования для оснащения постов. Дело в том, что тема подбора оборудования и инструмента для того или иного участка весьма объемна и требует подготовки отдельных материалов. Что мы, собственно говоря, и делали. Так, наше СТО уже практически укомплектовано всем необходимым для мойки подвижного состава и монтажа колес. Сегодня речь пойдет о диагностике мотора по химическому составу его выхлопа. Для этих целей служат газоанализаторы и дымомеры.

Отметим, что газоанализаторы применяются для диагностики бензиновых моторов. Ими до сих пор комплектуют «Газель», ЗиЛ, ГАЗ, ПАЗ, а также малочисленные модификации малотоннажников Ford, Volkswagen и Mercedes-Benz. Газоанализаторы будут необходимы также при настройке и диагностике систем питания двигателей, использующих в качестве топлива сжатый (метан) и сжиженный (пропан-бутан) газ. Поэтому если на вашей СТО есть участок по переоборудованию автомобилей на питание газом, хороший газоанализатор придется кстати.

Дымомерами измеряют дымность выхлопа дизелей. Моторы с воспламенением от сжатия практически вытеснили бензиновых собратьев из-под капотов коммерческих автомобилей, однако дымомеры, как это ни парадоксально, в отличие от газоанализаторов, спросом у перевозчиков не пользуются. С одной стороны, понятно – если из трубы валит дым, то и диагностировать тут нечего – мотор требует ремонта. С другой стороны, как определить, соответствует ли по параметрам дымности автомобиль, оснащенный дизелем, соответствующим стандартам Евро-4 и Евро-5. Спору нет, современных, «чистых» грузовиков и автобусов в России пока очень мало. Большинство перевозчиков работает на старой импортной, в лучшем случае свежей российской или новой китайской технике. Но это только пока. Парк молодеет, а поскольку зарубежные автопроизводители сворачивают производство моторов, соответствующих устаревшим Евро-нормам, то российские перевозчики и работники сервисных станций очень скоро с ней столкнутся. А для диагностики современных машин дымомер будет уже необходим. Одним словом, при правильном подходе к делу и газоанализатор, и дымомер будут задействованы и приносить вам прибыль. Главное правильно подойти к выбору оборудования.

Кто, зачем и для чего?

Для диагностики бензинового мотора необходим четырехкомпонентный прибор, определяющий в выхлопе автомобильного двигателя концентрацию таких соединений как: CO, CH, NОx и О2. Двухкомпонентные приборы, измеряющие концентрацию только «хрестоматийных» CO и CH для диагностики современных силовых агрегатов, оснащаемых системами впрыска топлива и датчиками кислорода, не годятся. Применяемые при диагностике автомобилей отечественные и импортные газоанализаторы работают по принципу поглощения отработавшими газами инфракрасного излучения. Суть в следующем – молекулы газа представляют собой колебательную систему, способную поглощать инфракрасное излучение в строго определенном диапазоне длин волн. Так, молекулы СО поглощают излучение с длиной волны ~ 4,5 мкм., а молекулы СН ~ 3,4 мкм. Для «вырезания» нужной области спектра излучения применяются узкополосные интерференционные оптические фильтры. Для измерения степени поглощения газом излучения используется приемник. Оптическая схема газоанализатора состоит из: излучателя, интерференционного фильтра, измерительной кюветы, заполненной анализируемым газом и детектора. Все современные газоанализаторы имеют микропроцессор, который обеспечивает корректную работу прибора в различных условиях эксплуатации. Мало того, он же «готовит» прибор к работе. Например, электроника предлагает оператору временно заглушить отверстие заборного зонда (сообщение выводится на жидкокристаллический дисплей), в это время микропроцессор включает насос, создающий разряжение во всасывающем тракте. По величине нарастания давления оценивается герметичность системы пробоотбора. Микропроцессор тестирует пробоотборную линию и на предмет засорения фильтров. После прогрева прибора электронный мозг производит корректировку «нуля». Необходимую для этого информацию микропроцессор получает от встроенных в прибор сенсорных датчиков. Помимо измерения концентрации того или иного компонента газоанализаторы могут измерять обороты вращения коленчатого вала, а для удобства работы мастекра-диагноста – выносной пульт управления. Дымомеры также работают на принципе поглощения света пропускаемым через них газом. Для этого они имеют согласованные между собой излучатель и приемник.

МИХАИЛ ФАДЕЕВ

эксперт Компании ООО «МАХА РУССИА»

– Газоаналитический комплекс фирмы Maha включает в себя два основных прибора: дымомер MDO 2 LON – для дизельных и газоанализатор MGT 5 – для бензиновых двигателей. Приборы могут работать как в составе диагностической линии, с выдачей данных в единую карту результатов измерений по автомобилю, так и автономно с собственным терминалом данных, оснащенным жидкокристаллическим дисплеем. Оборудование имеет меню на русском языке. Для измерения оборотов двигателя рекомендуется использовать универсальный измеритель частоты вращения Dispeed 490. Данные приборы успешно используются по всей России на станциях по ремонту автомобиля и станциях по проведению инструментального контроля автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в

Боровицкий Денис
01.05.2008
Поделиться: