Произведено в России: Время собирать марки
Любой советский мальчишка мог с гордостью назвать все марки и модели автомобилей, которые производились в СССР. А сейчас далеко не всякий специалист с уверенностью скажет, сколько в России работает автозаводов и какие машины на них собирают. Пеструю картину современного автопрома пишет Игорь Моржаретто.
Полная версияТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА ЗИЛ, самое старое российское автомобильное предприятие, ведет свою историю с 1916 года. Самое большое, АВТОВАЗ, выпускает автомобили с 1970-го – меньше 40 лет. А самое молодое – завод «Ниссан» – открылось всего несколько месяцев назад. Россия по праву считается автомобильной державой с сильными традициями. Ведь мы не только занимаемся сборкой машин мировых брендов, но и выпускаем собственные модели. Более того, продаем за рубеж как готовые автомобили, так и машинокомплекты для сборки. В списке автомобильных стран по объемам выпуска Россия до прошлого года занимала почетное седьмое место. Другое дело, что кризис повлиял на ситуацию и несколько изменил расстановку сил. Но это ведь временно, мы еще себя покажем… Однако вернемся в день нынешний. Действующие предприятия российского автопрома можно классифицировать несколькими способами. Традиционный предполагает деление на «наши» и «иностранные». К числу первых (берем пока в расчет изготовителей легковых машин) обычно относят АВТОВАЗ, ГАЗ, «ИжАвто», УАЗ, ко вторым – всех остальных производителей. Это не совсем корректно, потому что в России работают принадлежащие нашим акционерам предприятия, где собирают иномарки. И наоборот, «исконно русский» АВТОВАЗ с ярко выраженными итальянскими корнями сегодня на четверть принадлежит французской компании. А куда отнести совместное предприятие «Джи-Эм-АВТОВАЗ»? Мне кажется, проще рассматривать российский автопром в региональном разрезе, потому что сегодня сложилось несколько вполне полноценных автомобильных кластеров. Термином «кластер» обозначают «совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу». В РФ с точки зрения производства автомобилей таких уже как минимум три, еще два-три созревают. ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ПОВОЛЖЬЯ Так уж сложилось, что российским центром автомобилестроения всегда было Поволжье, и регион старается сохранить эту отрасль за собой. Здесь в той или иной мере успешно работают заводы, выпускающие легковые автомобили восьми марок (ГАЗ, УАЗ, «Лада», «Шевроле», «Иж», КИА, «СанЙонг», ФИАТ). Сразу оговоримся: да, в Ижевске ситуация непростая, завод стоит, но это вовсе не означает, что выпуск машин прекращен навсегда... Количество моделей подсчитать непросто, ведь один АВТОВАЗ выпускает «лады» 25 (!) наименований и модификаций, а если вспомнить еще дочерние предприятия, которые тоже собирают на вазовских платформах свои автомобили… Поэтому для простоты подсчета договоримся, что в Тольятти делают пять базовых моделей («Жигули», они же «классика», «Самара», «Калина», «Приора», «4×4», в девичестве «Нива»); в Нижнем Новгороде – три модели «Волги» (31105, 3102, «Сайбер»); в Ульяновске – три модели УАЗа («классика», «Хантер», «Патриот»). «ИжАвто» собирал в этом году «каблучок» Иж-2717, универсал ВАЗ-2104 (тоже «классика»), «КИА-Спектра» и «Соренто». Плюс «Шевроле-Нива» из Тольятти. В общей сложности получается, что в Поволжье выпускают аж два десятка моделей легковых автомобилей. Есть из чего выбрать! Кстати, этот регион – еще и главный российский поставщик автобусов и грузовых автомобилей. Кроме традиционных нашемарок (ГАЗ, ПАЗ, КамАЗ и т. д.), здесь давно и успешно собирают иностранные коммерческие автомобили («Исудзу», «Тата», ФИАТ, «Форд»). А еще здесь расположены главные предприятия по производству автокомпонентов. Правда, большинство до мирового уровня не дотягивает… ОКНО В ЕВРОПУ Последние годы Санкт-Петербург и Ленинградская область наперебой расхваливали конкурентные преимущества своих территорий для организации сборочных автозаводов и производства автокомпонентов, предлагали самые разные льготы – и результат превзошел ожидания. Регион уже получил около 2 млрд. долларов иностранных инвестиций и надеется создать на своей территории новый российский автокластер, пафосно называемый уже с чьей-то легкой руки русским Детройтом (впрочем, это звание оспаривают и другие области). Но не в имени дело. При советской власти здесь не было ни одного автомобильного предприятия, а сейчас в городе и области работают четыре сборочных завода («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан»), еще один («Хёндай») запустят в будущем году. На действующих предприятиях выпускают автомобили пяти марок – «Форд», «Тойота», «Опель», «Шевроле», «Ниссан». Пока восемь моделей, но это только начало. ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ Сегодня общий годовой потенциал производителей – порядка 2,1 млн. легковушек, а через три-четыре года он может увеличиться до 3,1 млн. Чем не великая автомобильная держава!