Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

На пути к совершенству

На пути к совершенству
Полная версия

Автомобильный свет постоянно на пути к совершенству. И если не касаться систем инфракрасного света, то обозримая вершина его на сегодня – головные фары на светодиодах. По вполне понятным причинам (высоченная цена прежде всего) в массы такие изделия не попадают. То же можно сказать и о ксеноновом свете – он пока что удел дорогих автомобилей, оснащенных автокорректором. Большинство же ездит с обычными лампочками в фарах, которые, между тем, тоже совершенствуются…

[/caption]
[/caption]
[/caption]Еще в 1995 году у однонитевой лампы Н1, стоявшей, кстати, во внутренних фарах вазовской «шестерки», появилась альтернатива – более современная Н7 для отражателей со свободной поверхностью. Такие фары не имеют рассеивателя, зато более критичны к точности расположения спирали. В лампах Н1 нередко встречались геометрические несоответствия требованиям: например, спираль внутри не в фокусе, отчего страдают светораспределение и четкость светотеневой границы. В случае с Н7 это редкость.

[/caption]
[/caption]
[/caption]Большое значение играет и фиксация лампы в патроне, ведь ее минимальное смещение пагубно скажется на выдаваемых параметрах: у Н7 фиксация более надежная. Но как бы то ни было – без экспертизы не обойтись. Мы купили десять наименований «аш седьмых» различных производителей и исполнений, которые через некоторое время «обменяли» на протокол у экспертов НИИАЭ.

[/caption]
[/caption]
[/caption]Результат обнадежил: семь из десяти испытуемых соответствуют стандартам. Можно и более детально. К примеру, по Правилам ЕЭК ООН № 37 допустимая мощность лампы категории Н7 не должна превышать 58 Вт. Все проверенные экспертами образцы, за исключением Autobrite (Max Blue) и Autobrite (Super White), имеют мощность примерно 48 Вт. У нарушителей же 78 и 68 Вт соответственно. По тем же правилам, но касающимся геометрических параметров и светового потока, к не выдержавшим испытания добавляется лампа Comtech (Road Vision). В цветность излучения уложились также не все: Autobrite (Max Blue), к сожалению, не вписался в стандарт.

[/caption]Более подробно о каждой лампочке – в комментариях к фото. Общее впечатление? Скажем так: есть простор для совершенствования…

НАША СПРАВКА

Чтобы лучи, отраженные нижней половиной рефлектора, не задирались вверх, ослепляя водителя встречной машины, необходимо отказаться от простейшей параболической формы отражателя. Пришлось строить кривое зеркало из нескольких сегментов, каждый из которых освещает назначенную ему зону дороги. Совершенно очевидно, что для получения идеально точного светораспределения, соответствующего европейскому стандарту, количество сегментов отражателя должно быть как можно большим, а размер нити накаливания – как можно меньшим. Тогда можно вплотную подойти к условиям геометрической оптики и рассчитать путь для «каждого отдельного лучика», испускаемого лампочкой. В итоге сегменты рефлектора становятся такими маленькими, что сливаются в одну сплошную поверхность очень сложной «свободной» формы, что удачно нашло отражение сразу на двух европейских языках: FF=free form по-английски или freie Fla..che по-немецки. В таких фарах для освещения дороги используется уже почти весь световой поток лампы – за исключением разве что ее торца, прикрытого непрозрачным колпачком. Кроме того, спиралька лампы Н7 (по-научному – тело накала) намотана гораздо плотнее, потому и раскаляется до больших температур. Если в Н1 на поверхности нити было максимум 3100°К, то в «семерке» уже есть участки с 3700°К. Излучаемый свет кажется глазу не таким желтым, он ближе к голубому.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.09.2006
Поделиться: