Лыжи искали мотор...
ЛЫЖИ ИСКАЛИ МОТОР...
Полная версияфото из архива автора и Андрея КАРАСЕВА Первой моторизованной повозкой для езды зимой, построенной еще в дореволюционной России, в советской прессе называли "моторные сани" Николая Коробанова. Они приводились в движение при помощи двух костылей, которыми отталкивались от земли. К сожалению, более полными и достоверными сведениями об изобретении соотечественника мы не располагаем. А вот то, что известно достоверно (даже зарубежные историки признают этот факт): в 1903 году известный русский авиаинженер Сергей Неждановский соорудил первые аэросани. Конструкция оказалась настолько удачной, что ее серийно выпускали в Риге и использовали во время первой мировой войны. Но не об аэросанях сейчас речь. В советской прессе утверждалось, что где-то в 1913 году тот же Неждановский соорудил и сани с "лыжноцепным движителем". К сожалению, фотографий нет - приводятся лишь эскизы. На деревянную раму устанавливали двигатель мотоциклетного типа, в движение они приводились двумя боковыми металлическими гусеницами. Управление осуществлялось при помощи специальной лыжи, поворачиваемой рулем велосипедного типа. Водитель помещался на велосипедном седле. Демонстрация изобретения прошла в 1914 году в Москве на Ходынском поле. При мощности двигателя всего 1,5 л. с. скорость движения по рыхлому снегу составила 12 км/ч. Отдел изобретений Московского военно-промышленного комитета выдал Неждановскому охранное свидетельство в 1916 году (по другим источникам - в 1924). Если бы кто-то из историков-профессионалов смог бы внести более полную документальную ясность в этот вопрос, мы утерли бы нос всему снегоходному миру. В 1927 году Карл Элейсон усовершенствовал машину - упразднил рулевые веревки и применил мотоциклетный мотор с "нормальным" сцеплением, за что и получил патент за номером 1.650.334 на первый снегоход. Если бы не отсутствие капота и каких-либо закрытий, то по приведенному описанию можно было бы сказать, что это современная машина, разве что боковые лыжи ныне упразднены и деревянные детали заменены пластиковыми. Позже появились другие аппараты, различавшиеся размерами и примененными двигателями. Использовались 4-тактные моторы Excelsior, позже Indian и Harley-Davidson с высокой (по понятиям того времени) мощностью - около 25 л.с. Гусеницы из звеньев, скрепленных цепями. Все скользящие по снегу поверхности - деревянные. На длинных сиденьях по типу скамьи размещалось до четырех человек. Стоили в 30-е годы такие снегоходы от $350 до 550. В рекламных буклетах тех лет писали: "Идет по любому снегу, или деньги назад!" Во время второй мировой войны партию из 150 снегоходов закупила американская армия для обороны Аляски. Однако объемы производства по сегодняшним меркам были мизерными: за период 1941-1947 гг. построили около 300 штук.