Великий пустой
ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ
Полная версияфото из Именно столько прошло с момента изобретения колеса. Менялось в нем многое - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его основу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с предпринимательской жилкой. Однажды решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от своего нефтяного бизнеса в какую-нибудь перспективную область технологии. Стал дорабатывать проект необычной модели спортивного автомобиля и пришел к тому, что… еще раз изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (полученного 15 января 1990 года во Франции), чтобы проект получил всемирное признание. Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор фантастических идей итальянский дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, тем не менее, первым "засветил" его широкой публике на автосалоне в Женеве в 1989 году. Здесь студия Сбарро выставила сразу три мотоцикла с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их тут же окрестили Magic Wheels - "Волшебные колеса"), проект автомобиля будущего, проект автомобиля недалекого будущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, совместно с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе железных, и даже в космосе!.. Однако заказов предприниматели не дождались. Причина проста: слишком сложная и дорогостоящая в изготовлении конструкция абсолютно неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание сомневающихся заглушило бодренькую рекламу. Потерпев неудачу с колесом, Сбарро сумел, тем не менее, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale. "Хитрый" механизм, использование золота, натурального каучука и высококачественной нержавеющей стали - все это сделало часы невероятно дорогими - от 3500 евро. Но они стали не менее престижными. Их выпускают малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди. Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов забыл о них напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя великой пустоты. Он не только подготовил несколько концептов транспортных средств, но и исколесил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших мировых производителей различных транспортных средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, мотоциклов - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - Ferrari, BMW, Daimler, Nissan, General Motors, Ford, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже космическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При существующей технологии слишком очевидны недостатки осмос-колес, и главный из них - высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцикла. Понизить ее можно лишь при условии массового производства бесступичных колес. Однако этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.