Формула-1: Избавление от скуки
Гран-при Бахрейна, Австралии и Малайзии вышли слишком разными, оттого старт чемпионата мира оставил неоднозначные впечатления. Сезон в целом может оказаться чрезвычайно интересным, а многие гонки... на редкость скучными, считает Максим Вольнов. Фото Григория Голышева, «Ред Булл», «Рено» и «Даймлер».
Полная версия КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ Первая гонка юбилейного, 60-го чемпионата повергла в уныние даже отчаянных оптимистов. Никакого намека на обгоны и борьбу в группе лидеров: как построились на первом круге, так всю дорогу и пилили (иначе не скажешь)! Стоило ради такого зрелища изобретать очередной путаный регламент?! Естественно, прокатилась волна критики. Совладелец и бывший технический директор «Вильямса» Патрик Хед обвинил саму трассу: «У новых автодромов есть общая черта: похоже, создавший их Герман Тилке старался на ограниченной площади проложить дорожку максимальной длины. В итоге мы получили однотипные, лишенные индивидуальности повороты и связки поворотов. Старые трассы, а их в календаре все меньше, такого недостатка лишены. У большинства уникальная конфигурация и неповторимая атмосфера». Михаэль Шумахер поведал, что в этом сезоне задача пилота – благополучно уйти со старта и далее держать оптимальный темп. «Обгонять невозможно, разве что кто-то допустит ошибку. Главный сдерживающий фактор – шины: поедешь агрессивнее – они быстро придут в негодность. А лишний пит-стоп никому не нужен. С такой гоночной тактикой Гран-при вряд ли будут богаты событиями». Хозяева команд, озабоченные падением зрелищности, призвали организаторов что-то предпринять. Глава «Ред Булл» Кристиан Хорнер предложил вернуться к идее двух обязательных пит-стопов, и его многие поддержали. Хозяин всея Формулы-1 Берни Экклстоун (почти вся критика адресовалась именно ему) еще раз озвучил свой спорный замысел: шикана, которую каждый пилот может срезать фиксированное число раз за гонку. (Заимствование из ралли-кросса, где такая схема давно работает.) И он же, вкупе с шефом «Феррари» Стефано Доменикалли, призвал воздержаться от поспешных решений и подождать, как пойдет дальше. «Команды иногда не понимают, что суть наших состязаний – шоу и увеселение публики, – заявил Берни. – Им подчас важнее давление в шинах и лучшее время круга. Возможно, следует просто отстранить команды от создания спортивного и технического регламентов. Конечно, я недоволен тем, как прошла гонка в Бахрейне, но подобные этапы нередко выпадали и в прошлом». И почему-то никто не ругал погоду. Представьте: 35 градусов в тени, а вам предстоит полтора часа гнать по изнурительному солнцепеку. Причем ответственность высока: как-то некрасиво ударить лицом в грязь на первом Гран-при сезона, особенно если выступаешь за топ-команду. Какую тактику вы изберете? ПЕРЕМЕНА ПОГОДЫ Дождь, даже небольшой и короткий, – гарантия того, что Гран-при получится интересным. Почему бы трассы не оснастить дождевальными установками? Главный судья Формулы-1 Чарли Уайтинг включал бы их по своему усмотрению – интрига обеспечена! Это несложно, недорого и прекрасно вписывается в концепцию обязательного использования резины двух типов (с точки зрения болельщиков, бессмысленную). На Гран-при Австралии дождь, хотя и завершился после нескольких кругов, сработал идеально. Несколько аварий и вылетов с подсыхающего асфальта, множество эффектных обгонов – воплощенная мечта болельщика! Однако обгонов могло быть и больше, причем в зоне подиума да на последних кругах. Помешал тот сдерживающий фактор, о котором говорил Шумахер. Шины позволили Льюису Хамильтону отыграть 20 (!) секунд отставания от двух «феррари», но, когда пришло время обгонять Фернандо Алонсо, оказались слишком изношены. То же ощущение беспомощности испытал и Марк Уэббер: машина – зверь, а «лапы» не держат. Поставщик шин для Формулы-1 «Бриджстоун» своей продукцией доволен. Разумеется, дело не в качестве покрышек, а в их заданных свойствах. Вне всякого сомнения, можно изготовить шины, которые износятся за десять кругов (правило обязательных пит-стопов тогда не потребуется), или способные выдержать всю гонку. Поэтому именно шинный регламент многие годы придает Формуле-1 элемент здорового абсурда. В теории автогонки – это когда пилоты всю дистанцию стараются гнать как можно быстрее. На практике все едут с оглядкой на износ, «держат оптимальный темп» – и нередко отказываются от возможных обгонов ради того, чтобы поберечь шины. ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ Глава «Мак-Ларена» Мартин Уитмарш после Бахрейна предрек, что в Мельбурне ситуация сильно изменится, и добавил: «Но борьбу за лидерство будут вести все те же четыре команды. Думаю, и на всех остальных гонках тоже». Возразить нечего. Второе место Роберта Кубицы в Австралии вряд ли позволяет причислить «Рено» к «могучей кучке». Скорее всего, это разовый успех: машина «Рено» комфортно чувствует себя на тех трассах, которые условно называют «медленными». Но таких трасс немного, а в Бахрейне Кубица выглядел бледно. Дюжина команд Формулы-1 по итогам первых гонок четко поделилась на три очень неравные по силам группы: «большая четверка», крепкие середняки и обреченные аутсайдеры. В числе последних – все новички чемпионата мира: у них нет надежд на значимое улучшение результатов. Виной тому не моторы «Косворт» (с этим же мотором «Вильямс» – середняк), а шасси – их ведь создавали в режиме авральной спешки. Постоянно совершенствовать машины по ходу сезона не позволит бюджет, ограниченный 40 миллионами фунтов. Российский дебютант Формулы-1 Виталий Петров, как и сами первые гонки, оставил «неоднозначные впечатления». Превосходно провел старты, но финишного флага так и не увидел. Хотя, если судить только по темпу его езды, мог рассчитывать на очки. В Бахрейне подвел рычаг подвески – конструктивный просчет инженеров команды (у Кубицы были иные настройки шасси, и только потому рычаг не расколотил болт крепления). В Мельбурне на еще не просохшей трассе Виталий ошибся при торможении и увяз в гравии. В Малайзии отказала коробка передач. Приятно, что команда его хвалит. Эрик Буйе, шеф «Рено F1»: «Петров только постигает науку Формулы-1 – и уже порадовал нас отличными стартами. Думаю, у него хорошие перспективы». А сам Виталий вдохновлен неплохой боеспособностью машины – оказывается, и подиум реален! После Сепанга в тройку лидеров чемпионата наконец-то попал пилот, который мог выиграть все три гонки! В Бахрейне верную победу у Себастьяна Феттеля отобрал отказ свечи зажигания, в Мельбурне – плохо закрепленное колесо, повредившее тормозной диск. После схода немец был в ярости: «Я страшно ругался и хотел в тот же момент уехать домой. Мог ведь стать лидером чемпионата!». Гран-при Малайзии прошел для Феттеля идеально, и нам теперь не надо ломать голову над тем, кто же главный фаворит.