Кредит: Ставки сделаны
Других ставок у банков для нас нет
Полная версияПо данным агентства Nielsen, каждый третий автомобиль в городах России с населением свыше 100 тыс. человек в этом году был куплен в кредит. Цифры эти приближаются к докризисным. Да и сами продажи автомобилей стали расти. Что касается намерений россиян, то 35% опрошенных собираются купить машину в ближайшие 12 месяцев, а 66% намерены сделать это в ближайшие три года. Кажется, ситуация нормализуется. Вот если бы еще банки пошли навстречу народу и слегка понизили ставки по автокредитам… Новое. Дорого. Уже даже Дмитрий Медведев возмутился тем, что банки завышают ставки по кредитам: «Ставка рефинансирования самая низкая за всю историю России, ниже никогда не была, а кредитные ставки высокие». Данные о 18-процентных ставках неприятно поразили президента. «Это хамство какое-то, честно говоря», – заявил Медведев. Напомним: последний раз, 31 мая, ЦБ РФ снижал ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта и довел ее до нынешних 7,75%. «При наличии ставки рефинансирования более чем в два раза меньшей, чем эта ставка, – это какая же маржа получается? Более чем 100%. Где это видано?» – возмущается глава государства. Но у банкиров свои резоны. Довод первый: риски в экономике сейчас гораздо выше, чем в 2006–2008 годах, а ставки порой ниже, чем были до кризиса. Крупные российские банки могут не получить обратно каждый десятый выданный кредит. На это мы ответим: негативный опыт кредитования всех и каждого (даже бомжи, бывало, получали кредит на автомобиль) давно научил качественно оценивать потенциальных заемщиков. И кредитуют теперь очень избирательно, человеку «с улицы» (то есть без кредитной истории) взять в долг у банка сегодня непросто. К тому же автомобиль – залог довольно надежный и застрахованный по всем статьям. Довод второй: свободные ресурсы банки не могут использовать для кредитования, так как вынуждены всеми правдами и неправдами погашать стабилизационные кредиты, полученные во время кризиса от Центрального Банка. И здесь у нас есть ответ: нужно и дальше развивать систему субсидированного кредитования. Народ поверил в нее – количество заявок, поданных на получение льготного автокредита после возобновления программы в конце февраля, превысило 200 тысяч. По результатам их рассмотрения выдано 95 562 льготных автокредита. Сейчас мошенническим образом перепродается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей. Вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей неоднократно поднимался банковским сообществом. При этом наиболее активно обсуждалась возможность фиксации информации о залогах автомобилей в базе ГИБДД. Однако такой базы до сих пор нет. Минфин разработал механизм для снижения уровня мошенничества в залоговом кредитовании. Ведомство намерено законодательно закрепить процедуру регистрации заложенных автомобилей и другого движимого имущества, создав единую базу по таким залогам в Центральном каталоге кредитных историй при ЦБ. Уже разработан проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». На мой взгляд... Елена Шитикова, редактор: – Конечно, серьезного падения ставок по кредитам ждать не приходится. К тому же при росте спроса от понижения ставок может быть и другой эффект – сильно сократится денежная база, и тогда выдавать кредиты банкам будет просто не из чего. А если цены на авто снова поползут вверх вслед за спросом, это спровоцирует новый виток обращений за кредитами. Необходим компромисс, достичь которого непросто, но возможно. Все зависит от политической воли властей и банкиров. Ведь понятно – чем выше стоимость использования кредита, тем меньше будут этим кредитом пользоваться. Сегодня же нужно дать людям возможность покупать, и это оживит экономику.