Зимние дороги: холодное обливание
Зима – как война. С дорог поступают оперативные донесения о погибших и раненых, «убитых» и впавших «в кому» автомобилях. Откуда столько жертв, ведь от дорожников поступили сводки о горах заготовленных реагентов! Пескосоли не хватило?..
Полная версияСитуацию комментирует руководитель Межрегионального центра "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев.
Крепко засолены
Дефицита песка и соли, слава богу, нет. Просто, разбрасывать их по проезжей части, хоть двойными дозами, – пустые хлопоты. После того как по посыпанному участку проедет примерно 500 автомобилей, до 80% смеси рассеивается, летит на обочины — и под колесами снова скользко. Потому-то европейские и североамериканские страны отказались от засолки дорог еще полвека назад: неэффективно! И вредно. После оттепели песок попадает в ливневую канализацию, забивает ее, и приходится чистить (а это большущие затраты — людские, временные, финансовые). Тот, что не смоется и останется на асфальте, в конечном счете, превращается в пыль. Между тем, по данным международных экологических организаций, именно пыль (частицы диаметром 10 микрон и меньше) составляет ровно треть — 33% состава смога в городах. Теперь прикиньте: до недавнего времени на зимние дороги одной только Москвы высыпали до полумиллиона тонн песчаной смеси.Аж провода горят
Эти данные общедоступны и общеизвестны. Спрашивается, почему до сих пор в большинстве регионов дороги солят? Ответ: так привычнее. Но главное, проведенная работа оценивается по объемам созданных запасов, а они впечатляют (сотни тысяч тонн!), и начальникам в головы не придет ругать «заготовителей». А надо считать издержки — последствия ДТП и заторов машин, убытки из-за опозданий с доставкой пассажиров и грузов, страховые выплаты, затраты на весеннюю очистку от песка дорожного полотна и коммуникаций, выплаты по больничным листам пострадавшим в авариях. Это потери очевидные, но существуют и малоизвестные. Скажем, специалисты служб городского транспорта пришли к мнению, что засоленность дорог вызывает испарение агрессивных веществ, они осаждаются на проводах питания электротранспорта и ускоряют их порчу вплоть до обрыва. Питерские экологи уже давно бьют тревогу: городской воздух перенасыщен пылью, что ведет к большим бедам. А хранители старины напрямую связывают необходимость пескоструить памятники (их иначе не очистить) с зимней антигололедной профилактикой.Дешевле, да лучшее
На Западе потери считают в деньгах. Скажем, в США знают, что зимние неприятности наносят ущерб на сумму около 20 млрд долларов, а дорожные компании могут разориться на компенсациях по медицинским страховкам. Дешевле применять лучшие технологии и материалы, конкретно - жидкие реагенты. Про них в России знают и уже начинают использовать в некоторых городах, масштабно — пока только в Москве. И как бы ни роптали вечно недовольные, снежно-гололедное начало нынешней зимы прошло для автомобилистов столицы сравнительно благополучно: улицы «едут», и не намного хуже, чем летом.Посыпать – в последнюю очередь
Суть прогрессивной технологии: гололеду и снежному накату не дают образоваться. Превентивная мера — за час до снегопада полить асфальт солевым раствором (в его базовом составе 22% хлористого кальция и 6% хлористого натрия), тогда выпавший снег будет таять. Конечно, образуется неприятная жижа - ее нужно сгрести и поскорее вывезти. Когда же осадки продолжаются целый день, раствор теряет «боевую» концентрацию. Поскольку проливать им уже образовавшийся наст бессмысленно (он не будет «работать»), поверх снега приходится сыпать твердые реагенты – гранулированные смеси солей. Жидкие реагенты различаются по составу, каждый рассчитан на определенную температуру воздуха — в зависимости от нее меняют пропорции хлористых кальция, натрия и калия. При самых сильных морозах замешивают некоторые другие компоненты, например, хлористый магний, а при температуре до -30 град используют чистый кальций. В качестве реагента можно использовать и сахар, однако он, как и другие вещества, дополняющие или заменяющие базовый состав, удорожает растворы. Хотя, когда припрет, поливают и сиропом.Прогулки по рассолу
Кстати, о деньгах. Все привыкли, что новые технологии дороже предыдущих. В данном случае наоборот. Раньше в течение зимы на улицы столицы ежесезонно высыпали примерно 500 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А позже, когда отказались от песка и разбрасывали только соль - ее требовалось 350 тыс. тонн. Для раствора же достаточно 120-130 тыс. тонн твердых веществ. Дело в том, что пескосоль расбрасывается в расчете по 250 гр. на квадратный метр, в растворе всего - по 50 гр. соли. При этом эффективность жидкого реагента в 3-4 раза выше. Поэтому «растворная» технология сократила затраты и снизила экологическую нагрузку на почву и растительность в разы. Насколько безопасна новая технология для человеческого организма? А для обуви и колес? Об этом наши коммунальные службы ничего не скажут – не изучали. Могли бы ответить некоторые мировые шинные производители - в свое время они исследовали вредоносность российской зимней "каши". Но изучали ее сугубо в корпоративных интересах – чтобы сделать стойким состав резиновой смеси. Однако полученные данные никому не предложили. Единственное можно сказать: жидкие реагенты относятся к разряду умеренно раздражающих веществ, что соответствует третьему классу опасности. То есть они настолько же вредны, насколько вредна пищевая соль. Что уже неплохо: на асфальт попадает очищенный материал. А вот в песчано-соляную смесь добавляют что ни попадя, в том числе всякую дрянь из промышленных отвалов, а в ней бывают очень едкие включения, тяжелые металлы и даже радиоактивные вещества. Визуально-тактильное сравнение можно вынести после прогулок по улицам. У москвичей если и остаются следы на брюках и обуви, то незначительные. После шатания по шурге в Санкт-Петербурге (улицы которого только посыпают) на высохших штанах образуются обширные белесые разводы, а ткань на ощупь – как картон.Не только в Москве
Новая технология поддержания в порядке зимних автодорог требует соблюдения нескольких условий:- Дорожные службы должны получать точный метеопрогноз, хотя бы за несколько часов до снегопада.
- Необходимо правильно дозировать концентрат при создании растворов (в Москве для этого закупили современное оборудование).
- Самое сложное – оперативно вывозить с улиц шургу, образовавшуюся после снегопада.