На пенсию
НА ПЕНСИЮ
Полная версияКЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ /АВТОПАРК ЗР НА ПЕНСИЮ МОДЕЛЬ / VAZ 21053 ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АВТОВАЗ ГОД ВЫПУСКА / 1995 ("ГОРЫНЫЧ") И 1996 ("КОЩЕЙ") В ЭКСПЛУАТАЦИИ "ЗА РУЛЕМ" / С АПРЕЛЯ 1999 ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА / 130 И 100 ТЫС. КМ (соответственно) ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ / ЗР, 1999, № 6; 2000, № 1, 10 ТЕКСТ / АНТОН УТКИН Время от времени отработавшие свое редакционные машины приходится отправлять на заслуженный отдых - уходя в частные руки, они освобождают место другим автомобилям, дающим темы для новых публикаций. Идею проекта "Грошовые пятерки" подкинул дефолт, когда все счастливчики, копившие на машину не в рублях и не в сберкассах, уже нахватали новых "жигулей" по смешным ценам. Потом задумчивый АвтоВАЗ наконец-то встрепенулся и бросился наверстывать упущенный барыш, но... было поздно - все, кто мог и хотел, уже радостно крутили баранки, вдыхая резкий запах новенькой обивки и антикора, а остальным, толпившимся у дверей банков, было не до машин - вернуть бы деньги, отложенные на черный день... На фоне затоваривания заводов упал в цене и "секонд-хэнд". Любители часто менять машины вдруг с ужасом осознали, что их свежие, ухоженные автомобили "зависли" - и надолго, а сопоставление реальной продажной цены годовалого автомобиля с той, за которую его взяли в магазине, повергало хозяина в уныние. Чуть оживленнее было в нижнем секторе вторичного рынка. Владельцы автоветеранов, купленных в дорыночные времена, наконец-то начали понимать, что хранить столь нужные сейчас триста долларов во дворе под снегом ради пяти-шести летних поездок на дачу нерационально - пусть уж лучше катается тот, кто способен покупать бензин. Впрочем, в выборе среди "грошовых" у нас была альтернатива; ведь за три сотни можно было взять и хозяйскую "пятерку" года эдак 83-го, и "укатайку" из-под наездника - середины 90-х. Два как раз таких казенных инвалида нам и подвернулись. Их жуткое состояние не пугало - в том-то и прелесть "классики", что она поддается восстановлению, даже когда от машины остались только документы, ведь "железо" стоит недорого и им завалены все рынки. Кстати, именно бумаги и определяют продажную цену "грошовых", поэтому "Горыныч" 1995 года выпуска обошелся в $280, а младший на год, но еще больше измордованный "Кощей" - аж в $350! Сразу после покупки обе "пятерки" попали в наш техцентр, где вскоре их привели в чувство. В более выигрышном положении оказался "Горыныч" - отдав совсем хилому младшему брату свои органы, он взамен получил новенькие детали из магазина. Да и в дальнейшем ему везло больше - за прошедшие два года и 70 тыс. км меняли лишь расходники: колодки, фильтры, амортизаторы и пр. Все работы были только плановые - ни одной непредвиденной поломки. Лишь недавно, минувшей зимой заменили рычаги передней подвески (появились трещины), задний сальник коленвала (потек) и сцепление (забуксовало). И вот получаем приказ - "бессмертных" срочно продать. Само собой, о ценах, по которым сами брали машины, - молчок, ведь рынок за прошедшие два года "подрос", да и отдаем уже не тех доходяг, что покупали. Закормленные дорогим "кокосовым" маслом, ухоженные и абсолютно исправные, наши "пятерки" "ушли" в первый же день после выхода объявления в газете. "Горыныч" за $600, "Кощей" - за $550. Еще бы, ведь четырех-пятилетки обычно либо вдвое дороже (хотя и не менее ржавые, чем наши), либо заезжены до утиля. А каждая из "сказочной" парочки - просто подарок для того, кому надо полгода-год покататься на чем угодно, лишь бы подешевле и без проблем. И все же, отдав "бессмертных" первым встречным, мы внакладе не остались. Семьдесят тысяч километров езды на "Горыныче" обошлись в $280 (покупка) плюс $2588 (эксплуатация, см. табл. 1), минус $600 (продажа). Итого - $2172, то есть около $0,03 за километр пробега. Как видим, львиная доля расходов пришлась на топливо, что вполне справедливо: ездишь - платишь, стоишь - экономишь. По рублю за километр: дорого или нет? Обладатель нового джипа, отдающий по доллару за версту, решит, что это почти бесплатно, а пенсионеру, которому автобус оплачивает государство, возможно, и "грошовая пятерка" (особенно ее эксплуатация) не по карману. А если не бросаться в крайности, то "Горыныч" возил нас дешевле, чем такси (вчетверо) или новый VAZ 2110. "Кощей" за весь срок службы в редакции пробежал почти вдвое меньше - 40 тыс. км, но, в отличие от "Горыныча", ему хронически не везло. Через сотню верст после покупки получил удар сзади - понадобился кузовной ремонт. Перед дальней поездкой пришлось экстренно заменить сцепление, в дороге - помятый колесный диск и разбитое камнем ветровое стекло. В другой раз "Кощея" взяли на таран, разворотив бочину, а в летний зной буквально рассыпался радиатор. Но в конечном счете его эксплуатация обошлась в $0,037 за километр, что не намного дороже, чем "Горыныча". В общих расходах на эксплуатацию львиная доля - опять-таки, стоимость сожженного топлива. Остальные затраты во многом определил случай - кто-то ухитряется годами ездить без аварий, а кому-то волей-неволей приходится пару раз в год навещать жестянщиков... По этой причине сравнивать "Кощея" с "Горынычем" по расходам на запчасти некорректно, а вот с таким же невезучим автомобилем, но купленным за пять, десять и более тысяч долларов обязательно сравним, как только представится случай. Ведь разбить иномарку можно так, что в итоге километр пробега обойдется дороже, чем на собственном самолете... А "грошовую пятерку" - невелика потеря. Сильно любишь машину - вложи долларов пятьсот и она "восстанет из пепла". А можно просто продать документы - тогда авария обойдется долларов в сто... Под уплотнителями скапливается вода, и даже на ухоженном "Горыныче" рамка ветрового стекла, как говорят, "пошла" - то есть зацвела коррозией. Сколько ни мажь пороги битумом поверх ржавчины, металл все равно идет на убыль. Где тонко, там и рвется - подгрызенный ржавчиной металл дверей ломается. А в арках колес уже дыры - даже не требуется ковырять шилом. ТАБЛИЦА 1. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ "ГОРЫНЫЧА", руб. Оформление, налоги и сборы 1500 Коврики, чехлы на сиденья 900 Стекло фары, герметик 45 Подшипник распределителя 15 Лампы, 6 шт. 90 Реле и предохранители 60 Аккумулятор 900 Поршни с кольцами, комплект 750 Прокладка головки блока 60 Шины МШЗ, М-237, 4 шт. 1680 Щетка стеклоочистителя, 2 комплекта 150 Сальник коленвала 60 Сцепление 1950 Рычаги передней подвески в сборе 600 Шины "Кама-205" 2400 Амортизаторы, 4 шт. 420 Шаровые опоры "БелМаг", комплект 180 Стекло двери 90 Колодки тормозные передние "Дафми", 3 комплекта 300 Ремень генератора "Гейтс" 90 Фильтры масляные "Невский фильтр", 3 шт. 150 Фильтры масляные "Фрам", 4 шт. 300 Фильтры топливные "Невский фильтр", 7 шт. 120 Фильтры воздушные "Невский фильтр", 7 шт. 240 Масло "Рексол" SAE 10W30, 4 л 90 Масло "Мотюль" SAE 15W50, 22 л 4200 Трансмиссионное масло "Спектрол" 85W90, 3 л 150 "Тосол" "Полярный", тормозная жидкость "Роса" ДОТ 4 150 Бензин 60000 Итого 72480 ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ "КОЩЕЯ", руб. Оформление, налоги и сборы 1500 Коврики, чехлы на сиденья 900 Тормозные цилиндры, комплект 6 шт. 600 Колодки тормозные передние "Дафми", 2 компл. 210 Шины МШЗ М-237, 4 шт. 1680 Рулевой механизм 540 Ветровое стекло 360 Запасное колесо 780 Ремонт в поездке на юг 1110 Комплект деталей и материалов для кузовного ремонта 6000 Масляный и воздушный фильтры "Невский фильтр" 90 Масляные и воздушные фильтры "Фрам", по 3 шт. 480 Масло "Рексол" SAE 10W, 4 л 90 Масло "Мотюль" SAE 15W0, 12 л 2250 Трансмиссионное масло "Спектрол" SAE 85W90, 3 л 150 "Тосол" "Полярный", тормозная жидкость "Роса" ДОТ-4 150 Бензин 33000 Итого 49890