Топливо: сокращения штатов
Этим летом правительство США утвердило новые нормы среднего расхода топлива для автомобилей, продаваемых на американском рынке. Мы выясняли, как повлияют эти нововведения на мировой авторынок.
Полная версияДокумент о среднем расходе топлива CAFE (Car Average Fuel Economy) появился в США после мирового топливного кризиса 1973 года. Через пару лет проект превратился в закон, в соответствии с которым к середине 1980-х бензиновый аппетит снизился вдвое. В конце 2011-го Барак Обама утвердил новый ориентир: средний запас хода автомобилей на местном рынке должен составлять 54,5 мили на галлон (4,32 л/100 км) к 2025 году. Нововведение поддержали автомобильные компании, в сумме занимающие более 90% рынка США. Ныне действующие нормы вдвое демократичнее. За невыполнение норм CAFE предусмотрены штрафные санкции: 5,5 доллара за каждые 0,1 мили недостающего пробега, умноженные на количество автомобилей, выпущенных брендом для США за год. Американская казна получает многомиллионные прибыли, но некоторые производители все же предпочитают откупиться штрафом, нежели вкладывать средства в разработку более экономичных моделей. Предельно допустимые в Европе нормы выбросов CO2 зависят от снаряженной массы автомобиля. 1372 кг – снаряженная масса среднего автомобиля. 130 г/км – законодательная норма выбросов СО2 в среднем по модельному ряду. Еще в одной крупной автомобильной державе – Японии совсем недавно обсуждали законопроект о снижении к 2020 году среднего расхода топлива по модельному ряду для внутреннего рынка с нынешних 6,1 л до 4,9 л на 100 км пробега. Нормы касаются лишь местных производителей. Как видим, условия также не мягче североамериканских. Кроме того, многие современные конструкции для американских моделей, например экономичные силовые агрегаты, сделаны по европейским и японским лекалам. И «чужеземцы», попадающие на заокеанский рынок, изначально лучше подготовлены к топливным диетам. Выходит, ужесточение норм больше нервирует местных производителей, нежели фирмы остального мира. Североамериканский стандарт расхода топлива CAFE (действующие и перспективные нормы). Правда, при переходе на более жесткие стандарты всем «передовикам» придется переписать прайс-листы. А доплату прогнозируют немалую – от 2500 до 6000 долларов на одну машину. Причем отбить эти деньги за счет экономии топлива не удастся даже через несколько лет. Потребителю, особенно американскому, привыкшему к сладким ценам, это не понравится. Ужесточение экологических стандартов и требований снижать расход топлива неизбежно. В Европе и Японии гайки закручивают в заботе об экологии (и наполнении казны), у США цели похожи, но скорректированы под себя: главное – как можно меньше зависеть от импорта нефти и сбалансировать бюджет, а уж потом забота о чистоте воздуха. Через несколько лет в более строгие рамки попадет и Россия. Пока в Техническом регламенте нет требования измерять расход топлива при сертификации моделей для отечественного рынка. Наша страна отстает от ведущих автомобильных держав, но ограничения, касающиеся потребления горючего, рано или поздно будут введены.