Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Контракт – что дышло?

Будет ли тот или иной гонщик выступать в Формуле 1 - от наличия контракта это не зависит. Что в очередной раз доказывают Виталий Петров, Кими Райкконен и команда Lotus F1 Team…
Полная версия

30 ноября Международная автомобильная федерация опубликовала список участников следующего чемпионата мира Формулы 1. Как обычно и случается, ничего сенсационного в этом списке не имелось – но один парадокс был налицо. Среди гонщиков команды Lotus F1 Team (в этом сезоне известной как Lotus GP, а еще раньше – как Renault) не было россиянина Виталия Петрова – у которого вроде бы есть контракт с этой командой. Зато был финн Кими Райкконен, который еще недели за полторы до этого вроде бы обсуждал контракт совсем с другим коллективом – Williams… Вопрос возникает сам собой: зачем нужны многостраничные документы и толпы юристов, если контракт сам по себе, а место призового пилота – само по себе?

С финским экс-чемпионом мира все просто. Команде нужен лидер – если не топ-пилот, то один из очевидных претендентов на это неофициальное звание. Такую роль в Lotus F1 Team удачно играл поляк Роберт Кубица – неудивительно, что менеджмент команды стремится повторить приятный опыт.

В идеале с самим поляком – но пару недель назад выяснилось, что восстановление Кубицы после раллийной аварии протекает слишком медленно: его участие в гонках следующего года под вопросом, а к началу сезона он точно не наберет необходимую форму. Райкконен был юридически свободен, а его двухлетнее отсутствие в Формуле 1 теоретически позволяло команде сбить цену в процессе переговоров. Одним словом, контакты между Кими и Lotus напрашивались. Можно сомневаться в  том, что Райкконен быстро восстановит форму или в его лидерских способностях, но кого еще могла привлечь команда на такую роль – Рубенса Баррикелло?

Непосредственное руководство Lotus F1 Team, как известно, осуществляет Эрик Буйе. Но по слухам, решение заключить контракт с Райкконеном принял не он, а владелец команды Жерар Лопес. Сам Буйе, как поговаривают, хотел бы видеть в команде Виталия Петрова и собственного подопечного Ромэна Гросжана (выигравшего в этом году чемпионат Grand Prix 2). Впрочем, как претенденты на оставшееся единое место упоминаются и отъездивший вторую половину сезона бразилец Бруно Сенна, и рискующий потерять место в Force India немец Адриан Сутиль, и даже активно отбивающийся от этой чести и вроде бы не собирающийся покидать свою нынешнюю команду финн Хейки Ковалайнен.

Важный нюанс в том, что у Петрова контракт с Lotus F1 Team есть, а у всех его конкурентов – нет. В теории это значит, что россиянин как минимум на год может быть спокоен за свое будущее в Формуле 1. На практике, как обмолвилась менеджер гонщика Оксана Косаченко, в контракте есть некие условия, которые не были выполнены по ходу только что закончившегося сезона. Речь может идти о результатах – но сложно представить, какие конкретные цифры могут не совпасть с требованиями команды.

Типичный метод оценки выступлений второго пилота – сравнение с первым по количеству набранных очков; говорят, самый первый контракт Петрова предусматривал продление при условии, что россиянин наберет не меньше 25 % очков от набранных Кубицей. С этой точки зрения у россиянина все должно быть в порядке: он набрал больше очков (37), чем два гонщика, выступавшие за рулем другой машины команды, вместе взятые (34 и 2). При этом Петров набрал на десять очков больше, чем в 2010 году, и в общем зачете оказался на три позиции выше.  

Второй напрашивающийся вариант ответа – проблемы с деньгами. Спонсорский взнос нередко перечисляется на счет команды по частям в течение всего сезона – и время от времени тот или иной спонсор вдруг «забывает» о своих обязательствах. В сентябре о прекращении поддержки Петрова объявил Московский межреспубликанский винодельческий завод (рекламировавший с помощью пилота водку «Флагман»). Официальной причиной стала низкая эффективность рекламной кампании – но в то же время известно, что завод испытывал в этом году финансовые затруднения. Поэтому можно предположить, к примеру, что из-за этих проблем до команды дошло меньше «водочных» денег, чем предусматривалось контрактом.  

Косвенным доказательством решающей роли денег можно счесть и тот факт, что судьба Петрова должна решиться в ходе переговоров, которые идут в настоящее время. Если все упирается в набранные пилотом очки – чемпионат закончен, его результаты не изменятся, команда может принимать решение без долгих обсуждений. Если же речь идет о размерах и сроках выплаты долгов или новых спонсорских взносов – торговаться и утрясать конкретные даты можно неделями. Опять же, можно предположить, что вопрос денег стал для с Lotus F1 Team особенно важен после появления Райкконена, который вряд ли будет гоняться за копейки…

Так или иначе, ключевой датой для российских болельщиков является 10 декабря – как говорят участники переговоров, в этот день станет окончательно ясно, останется ли Виталий Петров в своей прежней команде. Для всех остальных такой датой станет скорее 18 марта – в этот день Кими Райкконен впервые выйдет на старт гонки Формулы 1 после двухлетнего перерыва.

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
05.12.2011
Поделиться: