Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Запчасти: покупать ли оригинал?

Что выгоднее – приобрести оригинальные запчасти или сэкономить и купить у альтернативного производителя, который часто оказывается поставщиком этой детали и на заводской конвейер? Вывод в пользу экономии кажется очевидным, вот и вступивший в действие Федеральный закон №223 подталкивает перевозчика к такому решению... Этот вопрос обсудили на Круглом столе автоперевозчики и производители автобусов.
Полная версия

Достойна ли альтернатива?

Чтобы досконально разобраться в данной проблеме и оценить возможные последствия для автопредприятий, журнал «Рейс» обратился к руководству Автоколонны 1417 из города Коломны Московской области с предложением обсудить данную проблему. На территории Автоколонны 1417  состоялся круглый стол «Сервисное обслуживание современных автобусов», в рамках которого были рассмотрены вопросы использования оригинальных и альтернативных запасных частей, а также технологий, позволяющих поддерживать подвижной состав в рабочем состоянии.

Участники круглого стола – крупные игроки бизнеса пассажирских перевозок и официальные представители эксплуатируемых ими автобусов, производители автомобильной техники ООО «ЕвоБус Русслэнд» (автобусы Mercedes-Benz, Setra), ООО «Хендэ КомТранс», ООО «Скания Сервис» и ООО «MAН Трак энд Бас РУС». От автоколонны присутствовал коллектив руководителей структурных подразделений во главе с генеральным директором Николаем Сиделевым и директор автоколонны 1793 из города Орехово-Зуево Андрей Гришин.

В процессе обсуждения проблемы и анализа представленных на специально подготовленной для круглого стола выставке оригинальных и альтернативных запчастей выявилась редко встречающаяся близость позиций производителей транспортных средств и автоперевозчиков в вопросе применения альтернативных запасных частей. Мы попробовали разобрать все плюсы и минусы использования тех или иных комплектующих, с тем чтобы руководитель любого автопредприятия смог принять решение исходя из своих условий и возможностей.

Количество фильтровальной бумаги у оригинального фильтра (слева) больше

Площадка

Почему в качестве площадки для обсуждения обозначенной выше темы была взята именно Автоколонна 1417? Дело в том, что предприятие начало активно развивать обслуживание и ремонт подвижного состава, в частности, импортных автобусов междугороднего класса еще в 2002 году и более чем за десять лет накопило огромный пласт знаний, наработок и полезной информации, которые позволяют оценить реальную выгоду от применения оригинальных и альтернативных комплектующих, а также пролить свет на ситуацию, сложившуюся на рынке с введением в действие 223 Федерального закона, регламентирующего порядок закупок запасных частей. Кроме того, автоколонна активно развивает междугородние перевозки, что также откладывает свой отпечаток на качество как самого подвижного состава, так и его обслуживания, ремонта. Это сложно, но вполне реально, тем более что в случае успеха автопредприятие имеет все шансы переманить к себе клиентов, которые ранее пользовались услугами железной дороги. Еще в начале развития туризма коломенское автопредприятие столкнулось с проблемой отсутствия качественного комплексного сервисного обслуживания для импортных автобусов, а они, к слову, были в основном с пробегом. Новых машин было относительно немного. Автобусы ломались, становились в ремонт, простой же техники приводил к финансовым потерям. Развитие сервисной структуры началось с налаживания деловых отношений с представительствами компаний – производителей техники. Одним из первых было соглашение с ООО «ЕвоБус Русслэнд» и получение официального статуса сервисного партнера. Далее сотрудничество привело к тому, что была произведена замена автомобилей «Газель» на Mercedes Sprinter, работавших на линиях маршрутных такси. Это позволило сравнить эффективность перевозок на различных по стоимости машинах. Сделанные выводы вылились в запуск на базе автоколонны сборочного производства автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (2005 год). Данный факт в истории предприятия очень важен, так как позволяет специалистам а/к 1417 давать объективную оценку оригинальным и 7альтернативным комплектующим. Заметим, что всего на площадях автопредприятия было собрано 499 автобусов. Сегодня по стопам автоколонны в сегменте сборки «маршруток» идут сотни компаний-сборщиков по всей России. Положительный опыт сотрудничества имеется и с компаний ООО «MAН Трак энд Бас РУС», автобусы которой также стоят на балансе автопредприятия. Из последних проектов с участием автоколонны стоит назвать приобретение автобусов Hyundai Universe в количестве 450 штук для «Мострансавто». Техника работает на маршрутах уже более года. Для справки, в автоколонне 1417 таких автобусов 10 шт. Кроме того, предприятие будет поставлять автобусы для обслуживания Олимпиады.

Накладки тормозных колодок произведены одной фирмой из разных смесей

Мнение

НИКОЛАЙ СИДЕЛЕВ, директор Автоколонны 1417

– Проблемы в снабжении запасными частями мы решаем в следующем порядке. Например, на территории нашего автопредприятия имеется большой склад запасных частей, организованный совместно с компанией ООО «ЕвоБус Русслэнд». Неснижаемые запасы рассчитываются специальной программой. Наш партнер «заморозил» в виде запчастей сумму, равную 150 миллионам рублей, что гарантирует поставку деталей покупателям в самые короткие сроки и, что немаловажно, приемлемый уровень цен. При этом перевозчику нет никакой надобности изучать, чем отличается одно изделие от другого. Перевозчик должен выполнять свою основную работу – перевозить людей и грузы. А за запчасти пусть полностью отвечает производитель автомобиля, который осуществляет и поставку оригинальных запасных частей.

Также для нас, перевозчиков, важными показателями являются показатели стоимости владения транспортными средствами и остаточной их стоимости. Для наглядности приведу пример по остаточной (продажной) стоимости автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, которые работали в качестве маршрутного такси. Машины были взяты в лизинг на срок 48 месяцев. Обслуживались на базе собственного технического центра с применением оригинальных запасных частей по технологиям фирмы-производителя. Срок эксплуатации шесть лет. Пробег автомобилей за указанный срок составил около 600 000 км. Цена машин на аукционе составила 580 000 рублей. Стоимость машин от других предприятий, которые обслуживались с использованием альтернативных комплектующих, не дотягивала и до 300 000 руб. Это существенная разница.

Оригинальный ремень и альтернативный – на ощупь разной жесткости

Мнение

АЛЕКСАНДР УМЯРОВ, главный инженер, Автоколонна 1417

– Принятие закона №223 преследовало цель наведения порядка в экономике, но, увы, в нем оказались некоторые недоработки, которые требуют исправления. Мостранс недавно сменил поставщика горючего. Теперь мы получаем горючее от компании «Газпром-нефть», а ранее топливо было не столь высокого качества. А как известно, от его свойств зависит состояние двигателя и  интенсивность окисления моторного масла. Со сменой поставщика мы зафиксировали улучшение коэффициента выхода автобусов на линию, в том числе и в морозы. Также была отмечена и положительная динамика в ходимости моторных масел, что было зафиксировано с нашими партнерами – представителями производителей смазочных материалов. Напомню, автоколонна постоянно проводит мониторинг моторных масел с целью определения оптимального интервала их замены. Так в 2002-2003 годах, когда мы начали сотрудничество с компаний Mobil, на ряде автобусов были определены оптимальные интервалы замены масел, а также подобраны продукты, наилучшим образом подходящие под конкретный тип подвижного состава. Весьма успешная работа в данном направлении идет с компаниями Shell и Castrol. Мы не можем замыкаться на одном поставщике, так как любой сбой в поставках может привести к простою машин, срыву перевозок и финансовым потерям. Сейчас, когда поставщика масел определяют электронные торги, накопленный нами опыт может быть попросту аннулирован, так как продукты, заливаемые в моторы, коробки передач и мосты от альтернативного производителя могут иметь различные с прошедшими испытания смазками физико-химические показатели, и ситуация, сложившаяся с аккумуляторными батареями, повторится. Особенно тревожит на этом фоне судьба моторов Caterpillar, устанавливаемых на автобусах ЛиАЗ, в том числе сочлененных. Дизели работают в жестких условиях, зачастую на пределе своих возможностей, и поэтому к смазочным материалам, применяемым в них, мы относимся особо ревностно. Как поведут себя дизеля на смазках, которые мы будем вынуждены закупать по закону и насколько придется сократить срок их службы, чтобы обеспечить защиту моторов? Вот вопросы, которые придется решать в экстренном режиме. Кстати, тесные связи с производителями техники нужны еще и потому, что нам как перевозчикам порой приходится идти на крайние меры для улучшения надежности работы подвижного состава. Так, чтобы сократить издержки на обслуживание и ремонт моторов Caterpillar, мы на одном из автобусов ЛиАЗ в качестве эксперимента заменили его на силовой агрегат MAN (Евро-4). Результат оказался положительным, а завод дал свое разрешение на эксплуатацию модернизированной машины. Интересно, а какой силовой агрегат нам удалось бы приобрести, если тендер был выставлен на торги и чем закончилась бы данная модернизация?

Найти внешние отличия в продукции LUK для «оригинальной» и «альтернативной» поставок практически невозможно

Из закона 223

Федеральный Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый 18 июля 2011 года, вступил в силу с 1 января 2012 года. Целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Настоящий ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Статья 3 ФЗ устанавливает принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг. Пункт 1 этой статьи определяет принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ и услуг:

  • информационная открытость закупки;

  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Законность выбора

Для того чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо поддерживать подвижной состав в состоянии высокой технической готовности. Для этого необходимо не только грамотно проводить регламентные и ремонтные работы, но и использовать только качественные запасные части. Казалось бы, что проще – покупай оригинальные детали или запасные части высокого качества от проверенных поставщиков и работай спокойно. Однако согласно действующему сегодня закону 223, регламентирующему закупку запасных частей, автопредприятия обязаны приобретать нужные детали через процедуру торгов. Победителем становится тот, кто дает самую привлекательную цену. Правда, в законе есть оговорка, что приобретать можно «с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции», но как его документально зафиксировать, этот жизненный цикл? Парадокс заключается еще и в том, что, приобретая новый автобус, находящийся на гарантии, перевозчик скорее всего вынужден будет обслуживать его с применением альтернативных запасных частей, в то время как производитель техники требует в гарантийный период использовать только оригинальные комплектующие. При этом частные предприятия не подчиняются  закону 223 и поэтому имеют перед фирмами с государственным участием (более 50%) преимущества в выборе поставщиков запасных частей и марок.

Мнение

ПЕТР КАЦ, директор по сервису и гарантийному обслуживанию, «MAН Трак энд Бас РУС»

– Разница между оригинальной и неоригинальной деталями очевидна и проста. Оригинал всегда идеально точно становится на свое место, ремонт ведется по строго заводским  технологиям, а экономический эффект от применения качественной запасной части максимален. Главная задача производителя техники – донести оригинальные детали до конечного клиента. Спору нет, стоимость оригинала может быть выше стоимости аналога неизвестного происхождения и качества. Но, подчеркну: говорить всегда стоит не о затратах на покупку запасных частей, а о стоимости владения транспортным средством. Практика показывает, что оригинальные детали имеют более длительный срок службы, и вся конструкция в целом работает с ними более надежно. Именно это и позволяет в конечном итоге снизить стоимость владения машиной за счет увеличенного ресурса техники. Что касается построения ценовой политики по оригинальным компонентам, то продавец с перевозчиком могут и должны приходить к устраивающему обе стороны варианту – и в этом заключается искусство взаимодействия. Что касается восстановленных запасных частей, и в частности, проблемы вывоза силовых агрегатов на ремонт в Европу, то, я считаю, что данная задача может решаться, например, путем выкупа агрегата у перевозчика с произведением оценки. Главное – чтобы силовой агрегат стоял на балансе автопредприятия. Да, объем документов, которые необходимо оформить – приличный, однако ненамного больше, чем требуется для ввоза в Россию нового мотора. Естественно, рентабельность бизнеса будет напрямую зависеть от оборота агрегатов.

Безопасность

Принято считать, что использование неоригинальных или контрафактных запасных частей в ряде случаев приводит к тому, что на дорогах случаются аварии, в которых, к сожалению, страдает не только техника, но и гибнут люди. Но так ли это на самом деле? Статистики, которая отражала бы зависимость между качеством деталей и количеством аварий, произошедших по вине контрафактных и низкокачественных запасных частей, нет. Тем более что в случае человеческих жертв разбор полетов ведется уже не на территории автопредприятия, чья машина попала в ДТП, а в прокуратуре, где с перевозчика спросят, почему он использовал некачественные запасные части и довел технику до состояния, когда не обеспечивалась должная безопасность перевозок. Заметим, что механик автопредприятия, выпуская на линию автобус, несет за него ответственность, вплоть до уголовной. Но он не может повлиять на то, какие запасные части будут использоваться для обслуживания и ремонта подвижного состава, а неприятности с техникой, в частности, аварийные разрушения узлов и агрегатов, происходят зачастую внезапно. Попало колесо в яму – рычаг и лопнул, рулевая тяга разобралась, тормоз заклинило и так далее. Возникает резонный вопрос: «Учитывает ли производитель оригинальной запасной части глубину этой самой ямы, в которую попало колесо, или все три детали (оригинал, альтернативная и контрафактная) как одна вышли бы в данном случае из строя?» Где критерий, по которому идет оценка прочности? Правда, «для прокурора» использование оригинальных запчастей все же лучше, чем от сторонних производителей.

Весомых, подтвержденных экспертизами доказательств того, что альтернативные запасные части опасны, увы,  пока нет.

Мнение

ИГОРЬ ЕРШОВ, заместитель генерального директора по сервису «Скания Сервис»

– Наше участие в круглом столе было во многом определенo предстоящими поставками автобусов производства Голицынского автобусного завода, которые будут обеспечивать пассажирские перевозки в Сочи во время проведения Олимпийских игр. Все автобусы будут изготовлены на шасси производства Scania. Нас волнуют проблемы, которые могут возникнуть в связи с действием 223 Федерального закона в процессе сервисной поддержки техники (выполнения гарантийных обязательств) как во время работы машин на сочинских маршрутах, так и после завершения Олимпиады на маршрутах Московской области. Сервисный контракт, который готовится со стороны «Скания Сервис» и ГУП МО «Мострансавто», очень сильно тормозится именно 223 законом, так как обеспечение оригинальными запчастями и технологиями натыкается на принцип «минимальной цены» по условиям тендера, что практически не сопоставимо с ценами на оригинальные запасные части. Согласно разрабатываемой программы сервисной поддержки продукции Scania в предприятиях «Мострансавто», мы организуем с нашими партнерами так называемые «клиентские мастерские», в которых будет ремонтироваться и обслуживаться техника. Одна из таких мастерских будет и на базе автоколонны №1417. Технический персонал мы обучим, специальными инструментами и технологией обеспечим, а гарантировать наполнение складов оригинальными запасными частями и расходными материалами, увы, возможно, не сможем, так как оригинальные детали по ряду позиций обойдутся дороже альтернативных.

Оригинальный тормозной диск имеет более качественную мехобработку

Почему по ряду позиций? Потому что мы имеем положительный опыт игры на электронных торгах и можем в некоторых ситуациях пробиться сквозь пласт поставщиков, предлагающих более дешевые запасные части. Пути для этого: совместная работа с национальным дистрибьютором над ценообразованием и продажа восстановленных агрегатов. Слово «восстановленный» не должно пугать перевозчика, так как ресурс «восстановленного оригинала» ничем не уступает новой детали. Это гарантирует Scania. Однако это не покрывает всю номенклатуру запасных частей. Также отмечу, что восстановление агрегатов производится исключительно на заводах фирмы. У серьезных автопроизводителей восстановленные агрегаты по своим техническим характеристикам, показателям надежности и ресурса ничем не уступают новым. К сожалению, существует серьезная проблема по процедурам передачи агрегата на расположенный за рубежом завод для восстановления. Это экспорт, а отлаженной системы документооборота, которая учитывала бы все нюансы таможенного законодательства России, чтобы обеспечить возврат агрегатов и узлов на восстановление, нет. В результате владелец ТС лишается возможности получать качественные запчасти по доступной цене и вынужден доплачивать к цене восстановленной детали остаточную стоимость детали до восстановления.  Ассортимент восстановленных деталей достаточно велик. Это не только крупные, но и относительно небольшие узлы, например, турбины, генераторы, стартеры.

Украинская и немецкая батарея значительно отличаются не только ценой

Качество

Главный вопрос, встающий перед любым перевозчиком, который вынужден закупать запасные части согласно правилам закона №223: «Каково качество приобретенных компонентов?» Увы, как выясняется, это зачастую дело случая. Так, автоколонна 1417 закупила взамен недешевых немецких аккумуляторов емкостью 225 А.ч аналог, произведенный в Украине. Да, действительно на первоначальном этапе (при закупке) перевозчик получил экономию на закупке запасных частей. Правда, спустя непродолжительное время установленные на автобусах, работающих по маршруту Рязань–Москва, украинские батареи начали массово выходить из строя, и водители автоколонны были вынуждены после стоянки в конечном пункте «прикуривать» от немецких батарей. Хорошо, что есть возможность воспользоваться аккумулятором-донором, а если таковой нет? Какие потери понесет перевозчик вследствие того, что автобус не выйдет на линию или потребуется срочно выводить на маршрут подменную машину – никто, разумеется, кроме транспортника, не считает! Кстати, после разбора полетов и проведения экспертизы выяснилось, что закупленные по системе электронных торгов аккумуляторы относятся к продуктам «эконом-класса» и не предназначены для установки на высоконагруженную в плане электропотребления автомобильную технику. Иными словами, данные батареи вообще нельзя было и близко допускать до батарейных отсеков автобусов. А что такое современный лайнер повышенной комфортности? Это техника, буквально нашпигованная всевозможными потребителями электроэнергии, в числе которых силовая установка, мультимедиа (в каждом кресле индивидуальный монитор), кондиционер, система отопления и вентиляции, туалетная комната и кухня. Что говорить, когда только нагревательные приборы, предназначенные для разогрева пищи, потребляют по 1,5 кВт. Электроэнергию расходуют и маршрутоуказатели – пусть немного, но на общий энергетический баланс влияет любая нагрузка. И это, заметим, только один из примеров.

Судить о качестве фильтра по его весу нельзя: бумага разная!

Мнение

МИХАИЛ ДЕРНАЛОВ, генеральный директор ООО «Хендэ КомТранс»

– Хочу пожелать всем поставщикам оригинальных компонентов выигрывать торги не уступая своих позиций компаниям, продающим альтернативные запасные части под теми же номенклатурными номерами, но более низкого качества. Но пожелать одно, а выиграть совсем иное дело. Проблема обеспечения качественными запасными частями реальная, и решать ее необходимо перевозчику совместно с производителем техники – поставщиком запчастей. Для этого есть следующие весомые причины. Во-первых, официальный представитель завода-изготовителя техники всегда имеет на территории страны крупный склад запасных частей, который позволяет поставить перевозчику любую запасную часть за 5-7 дней. Как следствие, во-первых, отпадает необходимость перевозчику организовывать и содержать крупный собственный склад. Во-вторых, нет необходимости «замораживать» денежные средства в предоплаты за поставки альтернативных запчастей. И, в-третьих, использование склада производителя значительно сокращает время простоя автомобилей в ожидании ремонта. Приведу простой пример. В 2010 и 2011 годах мы поставили в «Мострансавто» 450 автобусов. Для того чтобы обеспечить такое количество единиц техники грамотным сервисом и качественными запасными частями, руководством представительства было принято решение о сертификации ряда станций технического обслуживания, принадлежащих данному перевозчику. На сегодня сертифицировано семь СТО.

Автоколонна 1417 стала партнером программы относительно недавно. Так вот, сертификация подразумевает не только обучение персонала, но и приобретение необходимого и достаточного диагностического оборудования, специального инструмента и наличия необходимого количества, скажем так, «правильных» запасных частей.  Вот на этом этапе мы столкнулись с тем, что наше желание помочь партнерам в реализации сервисной программы вошло в противоречие с законодательством, а именно 223 федеральным законом. Руководство автоколонны 1417, размещая лоты на тех или иных электронных торгах, заведомо попадает в ситуацию, когда мы как поставщики «правильных» запасных частей (я говорю «правильных», так как с точки зрения юриспруденции понятие оригинальных запасных частей весьма условно), несмотря на предлагаемый нами продукт высокого качества, проигрываем нашим оппонентам, продающим запасные части из Китая по более низкой цене. Причем детали из КНР идут под одним и тем же номером, что и оригинальные, однако по качеству, надежности и ходимости сравнить оригинал и альтернативу просто невозможно. Однако «правильная» запчасть по ресурсу использования превосходит альтернативную более чем в три раза, при этом гарантирует надежную работу всех агрегатов.

Дешево не значит качественно, а перевозчик оценивает технику по стоимости владения! Пока не будет дана четкая формулировка понятию «оригинальная запасная часть», мы будем постоянно наступать на одни и те же грабли. Ведь уже не раз доказано реальной эксплуатацией, что перевозчик не всегда может обеспечить надежную работу техники и высокий коэффициент выхода ее на линию, применяя более дешевые запасные части. Для примера того, как созданный для борьбы с нечестной конкуренцией закон ударил по перевозчику и производителю техники, приведу реальный случай из практики. Наодном из автобусов, проданных нами перевозчику «Мострансавто», вышел из строя мотор. Как выяснилось, причиной тому стал некачественный масляный фильтр, приобретенный взамен оригинального. В конечном счете использование «правильных» запасных частей приводит к снижению стоимость владения автомобилем.

Оригинальная и неоригинальная запчасти – близнецы. Отличие в цене

Так, по линии электронных торгов на автомобили Mercedes-Benz Connecto были закуплены два вида воздушных фильтров, один из которых оказался гораздо тяжелее другого. С одной стороны, говорить о том, что масса детали напрямую связана с ее качеством, нельзя. Да, действительно – чем больше фильтровальной бумаги в фильтроэлементе, тем больше ее площадь, грязеемкость и выше ресурс. С другой стороны, не будем забывать и то, что масса бумаги зависит от ее вида – изготовленная из целлюлозы, синтетики или композиции первых двух. Так вот, именно то, какой материал применяется в конкретном фильтре, и будет влиять на массу конечного изделия. Однако чтобы узнать, какой из фильтров действительно лучший и есть ли смысл присуждать победу в торгах фирме, чей продукт на рубль дешевле, необходимо произвести ряд экспертиз, затратив на это средства из бюджета предприятия. Продавец не станет вкладывать средства в данное мероприятие, так как ему нужны продажи, а не истина. Кстати, эти траты закон о закупках, увы, не учитывает.

Оригинал и альтернатива часто отличаются составом чугуна

Мнение

АНДРЕЙ ГРИШИН, директор Автоколонны 1793

– У нас в компании работают как технические специалисты, которые ратуют за использование неоригинальных запасных частей, так и инженеры, придерживающиеся принципа работы с оригиналом. Я считаю, что главным критерием, по которому должен идти конкурсный отбор поставщиков автомобильных запасных частей и компонентов, должны быть качество и ресурс деталей, а не их стоимость, как сейчас. Причем на первом этапе необходимо отбирать поставщиков выделяя стабильно работающие компании и убирая однодневок, а потом уже проводить конкурс среди лучших.

У оригинального стартера (черный) контактная группа из меди

Еще один яркий пример по теме качества оригинальных и альтернативных деталей. Специалисты автоколонны 1417 при эксплуатации автобусов Hyundai, как, впрочем, и некоторых других марок, столкнулись с проблемами при ремонте и замене стекол, которые были вызваны качеством альтернативных компонентов. Если сравнивать два стекла, которые были представлены на суд специалистов службой снабжения автоколонны 1417 (оригинальное и неоригинальное), можно отметить много отличий, которые влияют как на безопасность эксплуатации автобусов, так и на их монтаж. На оригинальном стекле установлен кант, которого нет на продукции альтернативного производителя, так же как нет шелкографии и активного слоя, на который наносится клеевая композиция. На стекле от альтернативного производителя также имеется активный слой, только он требует нанесения дополнительного слоя праймера. И, наконец, последнее: оригинальное стекло поставляется в упаковке, исключающей повреждение его краев. А как известно, любой скол – концентратор напряжения, в процессе эксплуатации машины может стать причиной появления трещин. Что говорить, если неоригинальное стекло неплотно ложится в проем, вызывая «оттопыривание» молдингов. Идем дальше – толщина оригинальной детали составляет девять, а неоригинальной 6,5 мм. А это уже напрямую влияет на прочность детали. Вклеенное же стекло является силовым элементом конструкции кузова, значит, воспринимает нагрузки в том числе при лобовом ударе машины о препятствие. Мало того, от качества стекла зависит то, как быстро оно будет затираться. А это уже напрямую отражается на том, насколько хорошо будет видеть дорогу водитель, как сильно будет напрягаться его зрение и, как следствие, насколько быстро будет наступать его утомляемость. Кстати, на ряде стекол от альтернативных производителей радужные разводы от воздействия песка и грязи появлялись уже через пару месяцев эксплуатации автобуса. Ну и где здесь экономия, если стекло придется менять раньше обычного?

Вообще оценка качества той или иной детали от конкретного производителя, который зачастую поставляет компоненты как на сборочный конвейер, так и на рынок запасных частей, дело весьма непростое, так как нет четко выработанных критериев, по которым следует проводить эту самую оценку. А основываться в своих выводах лишь на субъективные ощущения, например, чистоту обработки поверхности, массу или геометрию, увы, не совсем корректно. Кстати, именно по этой самой причине журнал «Рейс» и проводит ресурсные испытания расходных материалов и компонентов.

В ряде случаев качество альтернативных и оригинальных запасных частей действительно различны, но однозначно утверждать что альтернатива всегда будет хуже оригинала, нельзя.

Надежность запасных частей

Надежность техники, работающей в российских условиях, зависит не только от качества применяемых запасных частей, но и от иных факторов. Так, тот же Mercrdes-Benz Connecto, отработанная и доведенная до, казалось бы, совершенства модель автобуса, требовала достаточно пристального внимания со стороны технической службы автоколонны 1417 как в гарантийный, так и постгарантийный периоды эксплуатации. А ведь купленные перевозчиком 600 автобусов обслуживались по оригинальным технологиям с применением оригинальных же запасных частей. И это при наличии собственного сервисного центра и фактически круглосуточном контакте специалистов СТО и инженеров представительства. Что бы происходило с машинами, которые обслуживались с применением альтернативных «расходников» и запасных частей, увы, не известно. Но если детали имели бы сомнительное качество, то явно расходы на обслуживание и ремонт плюс убытки из-за простоя техники оказались весомыми и перекрыли более значительные первоначальные вложения в оригинальные запасные части.

При проведении конкурса на поставку запасных частей для все тех же автобусов Mercrdes-Benz Connecto, которые являются одними из основных тяговых «лошадок» бизнеса, в списке победителей официальный поставщик не значился. Выиграл тот, кто гарантировал меньшую стоимость, но это не означает, что эти запасные части равноценны оригиналу по надежности и ресурсу! Кстати, на детали, которые имеют высокий рейтинг продаж, то есть пользуются популярностью, продавцы не только заламывают цены, но и для увеличения прибыли закупают запчасти по более низкой цене и реализуют их автопредприятиям в прямом смысле ящиками. Такое, например, характерно для резинометаллических шарниров (сайлентблоков), которые часто выходят из строя из-за низкого качества дорожного покрытия. Кстати, именно невысокой цены продукты и выигрывают в электронных торгах. Иными словами, перевозчик, проводящий закупки запасных частей и расходных материалов, руководствуясь ФЗ №223, автоматически становится клиентом компаний, продающих дешевые запчасти.

Мнение

ВАДИМ БАБУШКИН, заместитель директора по техническому сервису, Автоколонна 1417

– Наше автопредприятие эксплуатирует современные импортные автобусы более десяти лет. Накопленный опыт показал, что данная техника обеспечивает и комфорт, и безопасность, и невысокие эксплуатационные затраты. С момента приобретения машин мы тесно работаем с поставщиками оригинальных запасных частей (от производителя автобусов), что гарантирует высокий коэффициент выхода техники на линию – важнейший показатель для транспортной компании, особенно работающей в условиях жесткой конкуренции. О кронтрафакте или подделках речи не идет. Я хочу разделить запасные части, которые поступают непосредственно от производителя автобусов, и запасные части, которые производит компания – поставщик деталей на сборочный конвейер, но предназначенные для рынка запасных частей. Почему я повожу между компонентами черту? Дело в том, что в ряде случаев качество и технические характеристики этих двух групп запасных частей различаются. Именно по этой причине, а также для того, чтобы обеспечить максимально возможную надежность автобусов, мы заказывали исключительно запасные части, поставляемые производителем техники. Почему мы отсекли одного поставщика (замечу, не производителя, а именно поставщика) и отдали предпочтение другому, покажу на конкретных примерах.

Перед вами два комплекта сцепления производства фирмы LUK (Германия). Один комплект поставляется в фирменной коробке Mercedes-Benz, о чем говорит голограмма, второй – в упаковке от производителя, то есть с логотипом LUK. Несмотря на очевидное внешнее сходство, эти узлы, как показывает практика эксплуатации, обладают различными эксплуатационными свойствами, и в частности, разнятся по ресурсу. Пример второй – тормозные рычаги производства компании Haldex. Продукция, упакованная и в фирменную от автопроизводителя, и брендовую упаковки, обладает одними и теми же качествами, то есть разницы между ними нет. При этом стоимость одной и той же запасной части различается примерно в 1500 рублей в пользу неоригинала. Третий пример – тормозные диски для автомобиля Mercrdes-Benz Sprinter. Вот тут уже разница деталей, идущих по линии оригинала и поставляемых на вторичный рынок, заметна, что называется, невооруженным глазом. Оригинал имеет более качественную механическую обработку, что сразу чувствуется, если провести по рабочей поверхности пальцем.

Пример четвертый – наконечники рулевых тяг. У оригинальных изделий, предназначенных для установки на автобусы Mercedes-Benz, палец не имеет отверстия под шплинт, и, значит, на него должна накручиваться самоконтрящаяся гайка, которой, кстати, нет в комплекте! А альтернативная запчасть имеет сверление в пальце под шплинт и, значит, гайка, на него накручиваемая, должна быть корончатой. Возникает резонный вопрос: «Нужен шплинт или нет?»

Кстати, а как поведет себя уполномоченный сотрудник, контролирующий техническое состояние автобусов, если обнаружит, что при наличии отверстия в пальце рулевого наконечника в него не вставлен шплинт и гайка не корончатая? Быть может, он просто укажет это как неисправность в диагностической карте и «завернет» автобус. А это уже финансовые потери от простоя техники! Согласитесь, гораздо проще переложить все заботы по поставке правильных запасных частей на продавца оригинала. При возникновении любой спорной ситуации именно он должен объяснять компетентным органам, почему узел устроен так, а не иначе. Он же должен выступать гарантом того, что соединение не саморазберется в процессе эксплуатации автомобиля. Приобретая запасные части у производителя автобуса, мы получаем гарантию, что компоненты обладают требуемой надежностью и ресурсом.  Во всех других случаях мы вынуждены брать ответственность за приобретаемые детали на себя. Автобус это тонкий механизм, и внедряться в него, устанавливая альтернативные запасные части, мы не желаем.

Еще один весьма показательный пример – при замене изношенных фрикционных накладок перевозчики, приобретающие продукцию более низкого ценового диапазона, чем оригинал, могут столкнуться с тем, что и сверления в накладках им придется делать самостоятельно, ориентируясь на те, что выполнены в металлическом остове. Дополнительная механическая операция требует затрат времени и применения определенного инструмента, затрат энергии, наконец. В конечном итоге, если их сложить, прибавив стоимость снятия изношенного фрикциона, удаления заклепок, мойки и чистки металлической колодки, то стоимость восстановленной детали уже может вплотную подобраться к цене новой, оригинальной. И при этом мы не исключаем того, что в результате выполнения технологических операций отверстия во фрикционе не будут смещены относительно ответных в металлической подложке или они не будут им соосны. Кроме того, в процессе переклепки, например, при нарушении порядка установки заклепок, которые также могут быть выполнены из металла, не соответствующего химического состава и физических свойств, во фрикционном материале могут возникнуть большие напряжения. А последние спровоцируют разрушение колодки в месте ее приклепки при работе тормоза в экстремальных условиях.

К чему это приведет, надеемся, пояснять не нужно. Так почему бы, чтобы исключить саму вероятность того, что детали могут оказаться менее надежными, чем оригинальные, не приобрести компоненты, надежную работу которых гарантирует производитель автомобиля? Заметим, в его линейке имеют место быть как отдельные фрикционы с точно и аккуратно выполненными отверстиями, так и колодки в сборе. При этом при замене колодки в сборе исключается повторное использование металлического каркаса, который работал в условиях перегрева тормозного узла, когда металл мог покоробиться (потерять геометрию). Справедливости ради отметим, что у ряда производителей автобусов отечественного производства имеются накладки, поставляемые в рамках договора о снабжении оригинальными запасными частями, у которых сверлений под заклепки нет. Их выполняют непосредственно на СТО. Но такова оригинальная технология, ничего не поделаешь.

Таблица оригинальных и альтернативных запасных частей к автобусам*

Цена

Простой анализ стоимости запасных частей, приобретаемых по официальной линии и предлагаемых продавцами альтернативных деталей, показывает, что разница по отдельным позициям может составлять и 100%. Для примера приведем цены на запчасти для автобусов, предоставленные технической службой автоколонны 1417. Пожалуй, единственный сегмент запасных частей, в который альтернативщикам сложно будет попасть – сегмент кузовных деталей. Во-первых, изготовление «кузовщины» есть сложный и дорогостоящий процесс, требующий применения определенного вида прессового оборудования. Во-вторых, если правильно сформулировать требования к запасным частям, то большая часть производителей запасных частей отсеется сама собой. Кстати, те, кто все-таки ряшит сделать попытку стать поставщиком и участвовать в тендере, могут заказать нужные позиции по люкам, панелям, стеклопакетам у  производителя оригинальных компонентов. Или заказ оформить только на эксклюзивные позиции, а остальные дополнить из линеек альтернативных производителей.

Слева оригинальное лобовое стекло. Справа более дешевая альтернатива

Восстановленные запчасти

В качестве оригинальных запасных частей поставщики могут предлагать и восстановленные агрегаты, например, рулевые редукторы. Как к ним относиться? С одной стороны, получить восстановленную запчасть вместо новой никто не хочет, даже если она и обойдется в половину цены. С другой стороны, если агрегат был восстановлен в заводских условиях, по оригинальной технологии, и на него дается гарантия производителя, то ничего плохого в этом нет. Единственное «но» – восстановленный узел  должен продаваться по цене, заметно меньшей, чем новый, а его происхождение должно быть отображено в сопроводительных документах. Заметим, что в ряде развитых стран восстановление агрегатов, например, коробок передач, стартеров или генераторов, вообще есть отдельное и весьма успешно развивающееся направление бизнеса. И все бы хорошо, только перевозчики и компании-производители автомобильной техники столкнулись с проблемой вывоза из России агрегатов на восстановление. Это не только затраты на  перевозку, но и, что более значимо, чехарда с оформлением документов. Тем не менее дело того стоит. Так, автоколонна 1417 по данной программе отправила несколько моторов автомобилей Mercedes-Benz Sprinter на капитальный ремонт в Германию. Насколько опыт окажется положительным, покажет время.

У пальца оригинального шарнира нет отверстия под шплинт

Складской учет

Запасные части, поступающие от различных поставщиков, могут приходить под разными номерами и  названиями, что вносит сумбур и неразбериху в  складскую и бухгалтерскую документацию. Причем проблемы из-за путаницы с номенклатурными номерами возникают не только при приеме, но и обмене некондиционных деталей. В результате имеющаяся деталь по складским документам может «испариться» или «превратиться» в иную в самый неподходящий момент. Нельзя не упомянуть и такой весомый «плюс» работы с крупными центральными складами дилеров – перевозчику нет необходимости замораживать средства на покупку запасных частей. Чем меньше собственный склад, тем ниже нагрузка на группу учета и бухгалтерию, а сокращение расходов на обеспечение отражается на рентабельности бизнеса в целом.

Стоптанные накладки педалей – обслуживание не на фирменной СТО

Проведение тендера не всегда позволяет снизить затраты средств и времени  – выигравшая торги компания неспособна обеспечить автопредприятие всей необходимой ему номенклатурой запасных частей. А это означает, что на поставку той или иной линейки деталей или агрегатов перевозчику придется проводить торги снова. Это время и потери от простоя подвижного состава, для вывода на линию которого требуется, например, мотор или коробка передач. Поставщик же запасных частей по официальной линии или крупный «мультибрендовый» продавец гарантирует и полноту этих самых запасных частей, и, что немаловажно, их своевременную доставку. Заметим, что если у компании, торгующей альтернативными запасными частями, вдруг не окажется нужной перевозчику детали, то она перекупит нужную позицию у конкурентов – хоть у самих официалов, чем закроет все позиции сформированного заказа.

На складе официального сервисного центра всегде есть крышки

Надежность работы установленной на автомобиль запасной части будет зависеть не только от ее свойств и характеристик, но и от того, в каких условиях работает техника. Увы, часто этот важный параметр не принимается во внимание.

Смятая дверь – явный признак лопнувшей петли

Поставка

Помимо обеспечения качества запасных частей компании-поставщики обязаны обеспечить своевременную доставку сформированного заказа своему клиенту. У официальных дилеров имеются большие склады, на которых есть в наличии практически все запасные части, причем с возможностью как доставки по стандартной схеме (занимает примерно пару недель), так и оперативной (детали приезжают к перевозчику в течение суток, а то и быстрее, в зависимости от того, где базируется автопредприятие; разумеется, за срочность придется доплатить). У каждого поставщика наценка своя, но, как правило, она не превышает 7-10% от стоимости заказа, который, к слову, не должен быть меньше полутора-двух сотен евро. Кроме того, запасные части, поступающие со склада официального представителя марки, даже если они были произведены партнером с именем, всегда проходят внутренний ОТК, а значит, количество рекламаций будет минимально, а если прокол все же и случится (увы, 100% гарантии никто не дает), то наличие постоянно пополняемого склада гарантирует также и минимальные сроки обмена некондиционных деталей. Не секрет, что компании, торгующие альтернативными запасными частями, не желая принимать проданную и отгруженную продукцию назад и менять ее на аналогичную, часто «мурыжат» перевозчиков месяц, а то и больше (сроки прописаны в договоре поставки – смотрите до подписания бумаг). Месяц же простоя коммерческой техники из-за, скажем, отсутствия сцепления оценивается десятками тысяч рублей в зависимости от типа машины и выполняемой работы.

А что же поставщики альтернативных деталей? В случае когда транспортная компания работает с крупной фирмой, сотрудничающей с большим количеством поставщиков автокомпонентов и имеющей также большой, постоянно пополняемый склад, срок поставки заказа также не будет заметно отличаться от того, что озвучен по отношению к официалам. Скажем больше, при наличии грамотно работающей логистической службы в среднем, по программе стандартной доставки, запасная часть придет к заказчику в течение трех дней, в самом худшем случае на доставку потребуются озвученные выше две недели. Заметим, что еще не так давно, когда на рынке наблюдался дефицит запасных частей, вызванный стремительным ростом парка коммерческой техники в докризисный период, срок поставки составлял месяц и даже более. Чем короче срок поставки деталей, тем меньше нужно их держать на собственном складе.

То есть нет нужды замораживать деньги. Имея же свободные оборотные средства, перевозчик может развивать свой бизнес. Работая с официальным поставщиком или крупной торговой мультибрендовой фирмой, перевозчик может получить запасную часть и рассчитаться за нее через месяц. Ускорить получение можно самостоятельно, забрав ее с центрального склада. Иное дело, когда автотранспортному предприятию приходится «по закону» связываться с небольшой фирмой, которая выиграла торги благодаря более выгодным в плане цены условиям поставки. В данной ситуации перевозчик может оказаться в положении заложника – с одной стороны, он обязан покупать запасные части и расходные материалы согласно результатам проведенных торгов, с другой – все прекрасно пронимают, что торги эти может выиграть компания, которая продает детали не самого высокого качества, а поставки запасных частей могут быть сорваны или вовсе не состояться по причине ухода (исчезновения) фирмы с рынка. Компаний, которые возникают из ниоткуда и исчезают в никуда после непродолжительного времени ведения коммерческой деятельности, как правило, сбыта партии товара несоответствующего качества, множество.

Мнение

СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ, руководитель отдела запасных частей и логистики «ЕвоБус Русслэнд»

– Хочу отметить, что существует как рынок оригинальных запасных частей, которые представляет непосредственно производитель техники или его дочерние предприятия, официальные дилеры, сервисные партнеры, так и рынок всевозможных заменителей, которые называются неоригинальными запасными частями. Споры о том, какие из запасных частей выгоднее применять для обслуживания и ремонта техники, идут давно. Наша компания, представляющая торговые марки Mercedes-Benz и Setra, в свое время проводила сравнения оригинальных и неоригинальных запасных частей. По многим позициям, несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть деталей, заменители, даже производимые той же самой компанией, которая изготавливает комплектующие, идущие на сборочный конвейер, демонстрировали худшие эксплуатационные свойства. Это можно продемонстрировать на представленных в экспозиции деталях, которые были отобраны специалистами Автоколонны 1417. Возьмем приводные ремни навесных агрегатов. Одна и та же деталь от оригинального и альтернативного источников даже на ощупь имеет различия. Более эластичный ремень имеет маркировку оригинальной детали, тот, что тверже – аналог от известного производителя приводных ремней. Жесткость ремня задается свойствами материалов, применяемых при его изготовлении. Как показывали проводимые нами испытания, в одинаковых условиях работы оригинальный ремень прослужит дольше альтернативного. Второй пример – тормозные накладки колодок тормозных механизмов барабанного тормоза. У неоригинальной детали, аналогичной по внешнему виду, фрикцион «пыльный», пачкает пальцы. Оригинальный имеет более плотную структуру. Это говорит о том, что они изготовлены из разных фрикционных материалов, хотя производитель один – Textar. Как поведет себя альтернативная колодка в оригинальном тормозном узле, увы, предсказать сложно.

Все детали проверке не подвергнешь. Да это и не требуется, так как все компоненты были уже подобраны конструкторами автобуса, который хоть и состоит из частей, но представляет собой единое целое. Именно по этой причине каждый производитель автомобильной техники предъявляет к запасным частям строго определенные требования, и пренебрегать ими себе дороже. Не так давно мы проводили анализ подшипников, которые поставляются на рынок в качестве запасных частей к автобусам Mercedes-Benz. Попавший к нам в руки недорогой аналог оригинальной детали  – подшипника передней ступицы еще до его установки имел коррозионное повреждение рабочих поверхностей. Кроме того, оценка легкости вращения подшипников, которая свидетельствует как о точности геометрии, так и чистоте обработки, показала: оригинал вне конкуренции. Аналогу же потребуется более длительная приработка, а его ресурс при этом будет ниже. Большее сопротивление вращения обойм подшипника также говорит еще и о том, что на материалах, которые составляют львиную долю стоимости детали, производитель аналога сэкономил. И таких примеров, поверьте, много. При этом производители комплектующих не скрывают разницу между деталями, производимыми для конвейера, и деталями, изготавливаемыми для реализации на рынке запасных частей. Так, один из известных производителей вентиляторов систем охлаждения четко указывает разницу между деталями, поставляемыми на конвейер, имеющими маркировку Double long life, что означает с продленным сроком службы, и вентиляторами, поставляемыми на рынок в качестве запасных частей с маркировкой Long life.

Аутсорсинг

А нужна ли перевозчику головная боль, вызванная подбором поставщиков, испытаниями и экспертизами продукции от альтернативного производителя? Разумеется, нет. Для него важно установить деталь высокого качества на автомобиль и выполнять свою основную задачу – осуществлять перевозки. Именно такой подход к бизнесу у большинства европейских транспортных компаний. Все, что не касается процесса перевозок, отдается на откуп фирмампартнерам. Они ремонтируют, обслуживают, моют и заправляют транспортные средства. Такой подход называется передачей функций на аутсорсинг. Применим он не только в отношении технического обслуживания транспортных средств, но и, например, в сегменте бухгалтерского обслуживания автопредприятия. Но Россия не Европа, и правила игры у нас иные. Поэтому у нашего перевозчика еще долго будет болеть голова, причем болеть на законных основаниях.

Начнем с того, что сервиса, подобного европейскому, у нас нет, и еще долго не будет. То есть переложить свои заботы на чужие плечи, увы, не удастся. Иначе автопредприятия не развивали бы данное направление на своей базе. А поскольку и обслуживать, и ремонтировать технику перевозчику придется самому, то и от проблем, связанных с запасными частями, транспортнику не убежать. И это значит, что ответ на вопрос: «Кто будет нести ответственность, если техника выйдет из строя по причине, например, установленного в систему смазки или впуска купленного по системе электронных торгов некачественного масляного/воздушного фильтра?» – автопредприятию придется искать самому. Разумеется, тот, кого признает виновным экспертиза. Все верно, только кто оплатит перевозчику простой техники и кто компенсирует ему потерю репутации? Ведь не секрет, что сход машины с маршрута приводит к его перегрузке, а разгневанные пассажиры, особенно те, что имеют активную жизненную позицию, добьются того, чтобы маршрут был передан другому автопредприятию, способному перевозить требуемое количество пассажиров.

А ведь экономия на закупке рокового фильтра наверняка составила не более 100-200 рублей. Хорошо, если техника вышла из строя в уездном городе, а если недоразумение случится с машиной, которая будет обслуживать грядущие спортивные мероприятия в Сочи? И проблема произойдет не с одним автобусом, а сразу несколькими единицами техники? Закупки запасных частей ведутся партиями. Это уже будет не просто удар по финансовому благополучию перевозчика, а по имиджу страны – организатора Олимпийских игр.

Именно такой подход к бизнесу – возможное будующее автопредприятий. Только сколько времени потребуется для того, чтобы перевозчик мог заниматься своим делом – возить людей и грузы, увы, даже спрогнозировать невозможно. Сеть сервисных станций у нас еще по-прежнему очень редкая.

Конкуренция

Следует еще раз отметить, что применение закона является обязательным только для предприятий, доля государственного участия в которых составляет не менее 50%, то есть все автоперевозчики разделяются на тех, для кого закон писан, и свободных в выборе. И если при грузоперевозках эти две группы могут и взаимососуществовать, то при пассажирских оба типа предприятий сойдутся в схватке на конкурсах на пассажирские маршруты. Трудно сейчас сказать, что более вероятно: частные перевозчики, упирая на качество и надежность оригинальных запчастей, смогут более убедительно представить свое автопредприятие или, решив, зачем лишние расходы, если конкурент на них не идет, откроют дорогу и альтернативным комплектующим и контрафакту. Последние, заметим, мы даже не рассматривали в данной публикации, однозначно выведя за пределы нормальной эксплуатации транспортных средств. Очевидно, что 223 закон, явно ставя целью и борьбу с коррупцией, поставил часть автоперевозчиков в более жесткие условия, чем конкурентов. Какова будет эффективность данного ограничения в борьбе с откатами, неизвестно, а усложнение работы для госпредприятий обеспечено. Представляется такой командный подход малоэффективным – не стоит ограничивать дееспособность руководителей, поставленных на ответственные посты: от их деятельности зависит и жизнь людей. Дороже выйдет.

Затраты на эксплуатацию Mercedes-Benz Sprinter

Mercedes-Benz Sprinter

Автоколонна №1417

Автобус 32376 на базе Mercedes-Benz Sprinter 413CDI производства ООО «Самотлор НН»

VIN X9N32376060000328, кузов №WDB9046631R915505

Год выпуска – 2006

Дата начала эксплуатации в «МАП №2 Автоколонна 1417» г. Коломна 29.06.2006 г.

Эксплуатировался на городских маршрутах в режиме маршрутного такси.

Пробег со дня начала эксплуатации составил 516 387 км.

Техническое обслуживание проводилось в сервисном центре «МАП №2 Автоколонна №1417» г. Коломна.

Интервал между техническими обслуживаниями 15 000 км.Во время технического обслуживания использовались только оригинальные запасные части.

Общая стоимость запасных частей, затраченных на ТО и текущий ремонт без учета стоимости работ, смазочных материалов и антифриза, за период с начала эксплуатации по сегодняшний день, составляет 971 637,03 руб. Крупных ДТП со значительными повреждениями не было. Капитального ремонта агрегатов не производилось. Удельные затраты по запчастям составили 1,89 руб./км.

Автоколонна №1793

Автобус 32376 на базе Mercedes-Benz Sprinter 413CDI

VIN: WDB9046631R938214

Год выпуска – 2006

Дата начала эксплуатации в «Автоколонне №1793» филиале ГУП МО «Мострансавто» г. Орехово-Зуево – 14.06.2006 г.

Общий пробег с начала эксплуатации – 555 177 км. Пригородные перевозки. Автобус не подвергался ремонту в результате ДТП, двигатель капитально не ремонтировался, хороший экипаж закрепленных водителей (немаловажный фактор).

1-е ТО – 15 000 км, проведено в техцентре «Авилон» на Волгоградском проспекте, стоимость ТО – 10 216 руб.

ТО до пробега 90 000 км проводилось собственными силами (в филиале), затем до 175 000 – в сервисном центре ГУП МО «Мострансавто» г. Сергиев Посад. Суммарная стоимость ТО и Р в СЦ г. Сергиев Посад – 79 327 руб. за 4 обслуживания (напомню, периодичность ТО для наших условий эксплуатации – 15 000 километров). Естественно, с увеличением пробега стоимость сопутствующих работ увеличилась.

Последующие работы по ТО и ремонты проводились ремонтной мастерской нашего филиала. Расход запасных частей со склада филиала за весь период эксплуатации составил 1 090 746 руб. с учетом НДС (все предыдущие цены тоже с НДС). Запасные части за все годы были разные, но в основном неоригинальные. Все затраты представляю без учета стоимости смазочных материалов.

Итог: за весь период эксплуатации расходы на запасные части с учетом обслуживания в СЦ составили 1 180 289 рублей (при обслуживании в СЦ учитываю стоимость работ, при обслуживании в филиале – нет), а удельные расходы по той же статье – 2,13 рублей/километр пробега.

Подпишитесь на «За рулем» в

Боровицкий Денис
15.05.2013
Поделиться: