Зачем нужны ксеноновые фары? Фирменные, по нешуточной цене под сто тысяч рублей за штуку? Можно, конечно, рассказать про избитые уже до оскомины преимущества, мол, ксеноновая лампа дает вдвое больше света и при этом потребляет меньше энергии, срок ее службы намного дольше, а водитель видит дорогу отчетливей, что безопасней. Но, похоже, «колхозному» ксенону приходит конец.
У какой доли автомобилей штатный
ксенон? Напомню, что к нему положены особый отражатель, омыватель фар и корректор угла установки
фар. Да не просто корректор, а автоматический, потому что только он гарантирует, что водители встречных автомобилей не будут ослеплены. Осмелюсь предположить, что доля их в общей массе установленного ксенона невелика — большинство используют так называемый «колхозный» ксенон, сработанный в Китае. Толку от него, положа руку на сердце, не просто мало, а нет совсем: пучок света рассеянный, то есть фара светит «в небо», ослепляя встречных. Да и сам водитель мало что видит на дороге. Так что, дело тут вовсе не в безопасности. А в чем?
В магазинах можно найти галогенки с цветными колбами и надписью «ксенон». Эти лампы и рядом не стоят с газоразрядными лампами: у них нет никакой электрической дуги, а есть лишь обыкновенная спираль накаливания. Эти лампы благодаря цветному стеклу излучают просто голубой свет. Что, конечно же, лишь ухудшает видимость на дороге.
Зачастую у этих ламп увеличенная электрическая мощность, что кроме нагрузки на батарею, генератор и цепь освещения никаких бонусов владельцу не дает: свет от фары с такой лампой почти всегда никудышный, хотя бы потому, что большая его часть уходит «в небо».
Это не красный — это фиолетовый!
Удивительно, что и эти лампы пользуются весьма устойчивым спросом. По той же самой причине, что и «колхозный» ксенон, — для красоты! Горит синеньким, выглядит дорого – как раз то, что надо. Конечно, внешний вид может быть таким же фетишем, как мощность, управляемость или надежность – у каждого свои предпочтения. Плохо лишь, когда она вредит безопасности. А нельзя ли сделать так, чтобы фара смотрелась как ксеноновая, но при этом светила нормально? Оказывается, можно! Лампу, дающую эффект цветного оттенка на фаре, разработали в компании Philips и уже наладили производство. Называется она ColorVision.
Что же скрывается за этим названием? Галогенка. Правда, не просто галогенка, а весьма продвинутая. Инженеры умудрились сдвинуть
цветовую температуру весьма близко к солнечной и одновременно увеличить яркость аж на 60%, не поднимая электрической мощности. Фара с такой лампой дает ровный пучок чисто-белого света: не желтоватого, не голубоватого, а именно белого. Для того, чтобы добиться такого эффекта, инженерам пришлось поколдовать с составом смеси газов, которыми заполняется колба лампы. Дело в том, что у обычной лампы накаливания колба из силикатного стекла. Воздух из нее выкачан, а к электродам прикреплена вольфрамовая спираль. Вольфрам понемногу испаряется, оседает на стенках колбы, и стекло теряет прозрачность, темнеет. Но гораздо хуже, что спираль истончается, растет ее сопротивление, и она в конце концов перегорает. Вольфрам нельзя раскалять беспредельно, он просто расплавится. Поэтому температуру ограничивают, и свет получается желтоватым. Чтобы увеличить силу света и яркость, приходится удлинять и утолщать нить, а чем она длиннее, тем труднее фокусируется фарой. Наконец, КПД лампы накаливания всего-то 3% — львиная доля электроэнергии бесполезно превращается в тепло.
Зеленый: вот так фара и играет красками
У галогеновой лампы колба заполнена смесью газов из группы галогенов. Галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с колбы на спираль. Значит, ее можно разогреть до большей температуры, реально до 2700–3000°С. Светоотдача галогенок примерно в два раза больше, чем у классических ламп. Так вот, подбором компонентов смеси газов, а заодно увеличением давления этих газов (почти вдвое, примерно до 10 бар), инженерам удалось разогреть нить сильнее: частицы вольфрама в этой смеси при высоком давлении успевают осесть на нить и компенсировать испарение вольфрама. А чем выше температура – тем лучше светимость, и, стало быть, КПД. Разумеется, состав газов и их процентное соотношение – большой секрет, и хранится за семью печатями.
Свет у новой лампы действительно яркий и белый, весьма комфортный, водитель вряд ли увидит сильные отличия между ним и ксеноном. Но главная ее особенность вовсе не в этом. Дело в том, что определенные части колбы лампы окрашены. Не краской, разумеется, а специальным многослойным покрытием, технология которого тоже хранится в секрете. Это покрытие (конечно, нанесенное точно в нужном месте) создает весьма необычный эффект: расцвечивает саму фару. Не густым сочным цветом, а светлыми насыщенным цветными всполохами. Если прожектор граненый, цветные полоски отражаются от тонких секторов. Конечно, это надо просто видеть, фотография не может передать игры красок.
Желтый: к сожалению, фотографией невозможно передать игру красок
Самое любопытное, что пучок света этой цветной фары — белый. Думается, такая лампа – находка для тех, кто старается украсить свой автомобиль. Пока есть только формфакторы Н4 и Н7 и то всего четырех цветов… Но это больше, чем болезненно-синюшный псевдоксенон. Правда, лампа дает цветной эффект лишь в фарах с рефлекторной (нелинзовой) оптикой. Пожалуй, это единственный существенный ее недостаток.
Хочется надеяться, что новинка если не вытеснит «колхозный» ксенон, то хотя бы частично убережет наше зрение, и нас реже станут слепить на дорогах.
В России лампа появится уже скоро, так что ждем цен
Любопытно, что в каждую упаковку ламп вложено подтверждение разрешения на эксплуатацию. Оно должно служить веским аргументом в пользу того, что использование лампы вполне законно: это сертифицированный продукт, допущенный к использованию во всей Европе, включая Россию. Поэтому тем, кто купит «попробовать», не стоит спешить расставаться с блистером: хорошенько изучите его содержимое и найдите упомянутое подтверждение. На случай, если инспектор заподозрит неладное и остановит.
Так выглядит сама лампа