Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Глухая защита

ГЛУХАЯ ЗАЩИТА
Полная версия

ЭКОНОМИКА

/ДОКУМЕНТ

ГЛУХАЯ ЗАЩИТА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АВТОПРОМА

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Вот спасибо-то родному государству и его мудрому правительству, что опять решили о нас позаботиться, порадеть, так сказать, о нашем счастливом будущем. Обеспечить в нем, светлом, автомобильную промышленность такую, что - ах! Сердечное им, благодетелям нашим, мерси. Это нынче автопром такой, что - ох! Но - исключительно по объективным причинам. То есть по причине того, что государство родное душило его, душило, душило-душило... И налоги драконовские устанавливало, и посредством инфляции оборотных средств лишало, и путчами-дефолтами инвесторов отпугивало, и тарифы повышать естественным монополиям дозволяло - всего и не перечислить! И, конечно, исключительно из благих побуждений: рынок же строится, реформы опять же. Ну, ничего. Теперь все пойдет по-новому. Нашло на государственных мужей озарение: промышленность, оказывается, нужна, она населению работу дает, рынку - товар, бюджету - доход. Как же ей не помочь? Люди, опять-таки, туда пришли уважаемые... Потому надо все по-серьезному, по-взрослому: создать концепцию, принять государственную программу. И ка-а-ак поддержать!

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ

Вот оно, свершилось. Концепция принята, программа создана. Народ, правда, шумит, но это исключительно от несознательности. Думают, понимаете ли, только о себе. Эгоисты! Нет чтобы мыслить по-государственному. А они уловили одно: повышение пошлин - и ну бузить! Не разобравшись. А надо не лениться читать важные документы, приобщаться к первоисточнику, проникаться, так сказать, масштабностью государственной мысли. Попробуем?

Сначала она, концептуальная мысль, витает в критической плоскости. Обозревает со всей широтой состояние автомобильной промышленности. И к выводам приходит удручающим. Технологически отрасль отстает, эффективность ее низка, качество продукции оставляет желать - и все в таком печальном духе. Ну, для нас-то, обывателей, простых автомобилистов, никаких открытий нет. Мы-то не на "ауди" с "мерседесами" и БМВ, как радетели наши, раскатываем. Нам-то о "жигулях" с "волгами" рассказывать не надо. Ездим на них не меньше, чем ползаем под ними - знаем! А правительство, видимо, ужаснулось такому факту (чего только стоит фраза: "низкая безотказность отечественных автомобилей...").

Производители комплектующих не в состоянии обеспечить автозаводы нормальными компонентами. Автопроизводители отягощены огромной непроизводительной сферой, множество неэффективных производств. В то время как автомобильная промышленность мира давно строится по принципу крупноузловой сборки, у нас каждый завод - огромное натуральное хозяйство.

Собственно, если бы правительство читало наш журнал, оно об этом знало бы давным-давно: ситуация была такой много лет, о чем мы неоднократно писали. Ну, да ладно. Лучше поздно, чем никогда. По-человечески понять власть можно: разве за всем уследишь в такой большой стране. Но ведь впечатлились-то как! Ясно, что после этого и меры будут предлагать не какие-нибудь там, а самые что ни на есть решительные. Концептуальные, словом.

Скорее читаем дальше. "Расширение производства высокоуровневых автомобильных компонентов"... "Увеличение производительности труда на 30-35%"... "Обеспечить выпуск автомобилей и автобусов в соответствии с требованиями Евро II в 2003-2004 гг., Евро III в 2005-2007 и Евро IV в 2008-2010 гг.". "Модернизация выпускаемой техники"... Бог мой! Кто бы спорил, кто бы возразил против эдакого-то рая на земле! Только чудится в этих словах утешительных что-то смутно знакомое. Прямо дежа вю какое-то... Ба! Да это же программа "500 дней"! Помните, была когда-то такая: там очень красиво расписывали буквально по дням, какие положительные сдвиги будут в нашей экономике случаться. Да вот беда - почему бы им и за счет каких таких действий случаться, сказано не было. Вроде "прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете..."

ПОДДЕРЖКА ИЛИ...

А ведь не зря народ-то возмущается. По сути дела, единственная предложенная концепцией мера содействия отечественному автопрому - это защита от конкурентов. Причем одним единственным способом - при помощи таможенной политики. Повысить пошлины на иномарки и, наоборот, снизить на комплектующие, которые у нас не выпускают (а у нас, кстати, практически все выпускают, только качества плохого).

Остальные государственные меры, предлагаемые концепцией, гораздо более размыты и неопределенны. "Совершенствование законодательной базы", например, каждый понимай, как хочешь. "Совершенствование системы ценообразования", "создание условий для привлечения инвестиций, включая прямые инвестиции", "государственный заказ" (о, это мы уже не раз проходили): "развитие стандартизации и сертификации" (вот, пожалуй, только это положение дальше конкретизируется). Могут возразить: концепция и не предполагает конкретики. Это лишь основа, подход к решению каких-то задач. Оно конечно. Только, граждане начальники, пока благие и очень концептуальные положения будут наполняться реальным смыслом, выливаться в поправки к законам, указы, постановления и всяческие инструкции, таможенные пошлины уже будут вовсю действовать, перекрыв российский рынок для подержанных иномарок.

Интересно, как "поддержка" трансформировалась в "защиту"! Скажете, стилистика? Ничего подобного: когда тяжелобольной человек, превозмогая недуг, делает гимнастику, заставляет организм бороться и победить болезнь, это - поддержка. А когда он ограждает себя от внешних воздействий, лелеет свою болезнь - это защита, и ничего хорошего ждать от нее не приходится. Вот и автопром: если его не "поддерживать", а "защищать", то станет совсем нежизнеспособным.

Действительно, какие стимулы? Рынок остается за нашими автомобилями, какими бы убогими они ни были. Ну, может быть, еще за иномарками, собранными двумя-тремя заводами на территории России (их доля будет невелика из-за достаточно высоких цен). Стоимость отечественных автомобилей будет повышаться: даже если их производители откажутся от соблазна получить большую маржу, которой все равно не хватит на развитие, цены повысят энергетики или железнодорожники. Ведь сейчас они это делают, и цены на автомобили растут без изменения качества.

А зачем бы автозаводам, например, реструктуризироваться? Реструктуризация - болезненный процесс. На КамАЗе (единственный наш автозавод, прошедший через это!), например, было сокращено около 65 тысяч человек, в том числе и тех, кто занимал руководящие должности. Сомнительно, что администрации других заводов пойдут на сокращения из одной сознательности, без жизненной необходимости. А какая жизненная необходимость в тепличных условиях при отсутствии конкуренции?

То же - и с качеством. Если вникнуть, все эти стенания о плохих комплектующих не так уж искренни. Вот вам история: некое московское предприятие закупило за границей дорогущее оборудование, заказало, тоже за рубежом, разработку и начало выпускать, предварительно получив сертификат, одну важную детальку для АвтоВАЗа. К слову, завод в этой детальке нуждался, поскольку получал ее от, так сказать, традиционного поставщика не лучшего качества. Но когда новый производитель пришел в Тольятти и предложил свою продукцию, причем по более низкой цене, особого энтузиазма вазовское начальство почему-то не проявило. Почему - предполагать не будем, не наше это дело. Наше - констатировать: АвтоВАЗ продолжает покупать комплектующие более низкого качества по более высокой цене, а наивный производитель, поверивший в честную конкуренцию и честный бизнес, разоряется. История реальная, все заинтересованные могут узнать подробности.

Но сейчас - не об именах, а о ситуации. Если она не вынуждает (если больше нравится - стимулирует) производителя активно действовать, он и не будет. Так уж жизнь устроена.

Интересное все-таки у нас государство! Оно заботится о промышленности, лишая ее стимулов развиваться, и собирается предоставлять ей льготы, включая прямые инвестиции, что обычно приводит, как показывает наш же опыт, к полному развалу. Нет ничего более неэффективного, чем материальная помощь государства - это знают во всем мире. И потом, почему правительство решает поддерживать автопром за наш счет? Да, промышленность важна, а мы, граждане? Хорошенький подход: нас обрекать на потребление продукции сомнительного качества, оправдывая это "высшими интересами". Но разве государство - это не люди, живущие в нем?

ВОЛКИ СЫТЫ, А ОВЦЫ?

Почему-то самые популярные в нашем правительстве - так называемые "непопулярные" меры. А ведь применять их вовсе не обязательно. Более того, концепция и программа, будь они продуманными, обязательно защищали бы интересы ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. И, кстати, "Программа развития автопрома до 2005 года", разработанная специалистами лет пять назад, предусматривала это.

Ведь так просто: надо давать людям кредиты на покупку автомобилей. Долгосрочные дешевые кредиты - они помогут купить машину тем, кто о ней пока и мечтать не смеет. И они-то, вероятнее всего, станут потребителями отечественной техники - она дешевле. Те же, кто сегодня недоволен российскими машинами, но имеет лишь 4-6 тысяч долларов на покупку, смогут приобрести иностранные. Государству только нужно стимулировать банки давать гражданам ссуды, предоставляя гарантии на кредитование такого рода.

То же - с кредитами заводам. Не дело государства влезать в производство. Оно может и должно лишь давать определенные гарантии инвесторам, решившим участвовать в программе стимулирования автопрома. А уж кредитор оценит заводской бизнес-план, решит, насколько он реален. Чтобы получить такой кредит, предприятие вынуждено будет провести технический и финансовый аудит, реструктуризироваться, добиться эффективности производства.

Наверняка существует еще много иных способов вдохнуть в наш автопром новую жизнь, побудить его работать, развиваться. Не нам здесь фантазировать, какие это способы - для того оно и правительство, чтобы думать, дальновидность и мудрость свою проявлять.

Главное - думать надо не о том, как помочь уважаемым людям из автопрома, а как заставить этот автопром развиваться.

ЕСЛИ АВТОПРОМ

НЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ,

А ЗАЩИЩАТЬ - ОН СТАНЕТ

НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫМ

НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ПОДДЕРЖИВАТЬ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, НО И

СТИМУЛИРОВАТЬ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

НЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВА

ВЛЕЗАТЬ В ПРОИЗВОДСТВО!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2002
Поделиться: