Citroen Rosalie: розы и шипы
Марка «Ситроен» ассоциируется с необычными конструкциями и решениями. Модель «Розали» не из таких, но роль в истории фирмы она сыграла очень важную.
Полная версияПРОЗА ЖИЗНИ
Андре Ситроен удивительно сочетал в себе буржуазную практичность и инженерную прозорливость с прямо-таки авантюрной смелостью. Он чуть ли не первым в Европе перенял конвейерные методы Генри Форда, запустил в серию цельнометаллические кузова. В 1920‑х успешные недорогие «ситроены» даже копировали другие фирмы. Однако параллельно месье Ситроен снаряжал экспедиции в Африку и Азию (знаменитые Черный и Желтый рейды), планировал грандиозные дорожно- транспортные преобразования Черного континента. А еще фирма уже в 1930‑е годы влила огромные деньги в разработку легкового дизеля, переднего привода и автоматической коробки передач. И всем этим до поры до времени можно было заниматься благодаря моделям-кормилицам – таким как «Розали». Эта модель дебютировала осенью 1932 года на Парижском автосалоне. Машина с женственным (и даже немного приторным) именем сменила сразу две модели – С4 и С6. Именно поэтому «Розали» выпустили в трех версиях – с индексами, фиксирующими облагаемую налогом мощность: 8CV, 10CV и 15CV. На первых двух стояли четырехцилиндровые моторы объемом 1,5 и 1,8 л, а на последней – «шестерка» объемом 2,65 л.ИГРА ПО-ЧЕСТНОМУ
Я понимаю зажиточных французов тех времен: автомобиль прямо-таки излучает основательность и обстоятельность. Металл – металлический, другие детали тоже не вызывают сомнений в прочности. Сукно, которым обиты двери и обтянуты диваны, может, и не самое дорогое, но приятное на ощупь и не позволяет сомневаться в своей долговечности. Уже первое знакомство с органами управления не оставляет сомнений: это вовсе не грузный аппарат, подвластный лишь натренированному профессионалу. Педали довольно податливы, да и руль менее тяжелый, чем я ожидал. Ходы рычага трехступенчатой коробки с синхронизаторами на второй и третьей передачах довольно размашистые, но включения четкие: сразу ясно, куда попал. «Розали» оправдывает мягкое имя: это семейный автомобиль для людей разных профессий, для мужчин и женщин. Именно поэтому «Розали» держала фирму на плаву в начале финансово неблагополучных 1930‑х и помогла миновать так называемую «мертвую зиму» 1933–1934 годов – пик экономического спада во Франции. Но этот синий седан 1936 года – уже из другой эпохи, наполненной самыми разными и не всегда радостными для компании событиями.ПРИВОДЫ И ПРОВОДЫ
За три года до рождения этого автомобиля, весной 1933‑го, Андре Ситроен предпринял очередную смелую акцию, которая принесла фирме пользу. На автодроме «Монлери» чуднáя внешне машина с открытым кузовом, скрывавшим серийные агрегаты «Розали 8CV», носилась по кругу… 133 дня 17 часов и 37 минут! Останавливались лишь для дозаправки и смены шин. Удивительную гонку закончили не потому, что автомобиль попросил пощады, а лишь из-за наступления осени. Показав среднюю скорость 93 км/ч, «Розали» установила множество международных рекордов и, что самое главное, доказала покупателям свою прочность и надежность. В январе 1934 года машину подвергли рестайлингу. Новая версия получила индекс NV (фр. nouvelle habillage – новая одежка). Но на подходе была уже совсем другая модель – революционный переднеприводный «Ситроен‑7CV», известный во всем мире как «Траксьон Аван» (фр. traction avant – передний привод).МАДЕМУАЗЕЛЬ «РОЗАЛИ»
«Ситроен-Розали» выпускали с 1932 по 1938 год. Сначала с четырехцилиндровыми моторами 1.5 (32 л.с.), 1.8 (36 л.с.) и шестицилиндровым 2.65 (56 л.с.). Затем на версии 7UA и 11UA ставили двигатели рабочим объемом 1,6 л (35 л.с.) и 1,9 л (42 л.с.).
Автомобили делали с двух- и четырехдверными кузовами, как открытыми, так и закрытыми. Выпускали также шасси под маленькие грузовики и спецмашины. Всего изготовили 88 090 автомобилей, из них 7230 – с «шестерками». Машин модификации 7UA c 1935 по 1938 год сделали 7313 штук.