Формула-1: год Квята
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Правила Формулы‑1 хороши тем, что их в любой момент могут отменить или переиначить до неузнаваемости. Это вам не футбол, где с 1891 года пенальти бьют с 11 метров. Правила Формулы‑1 меняют каждый год, а иногда прямо в разгар турнира. Это вроде не очень удобно для команд, которые строят долгосрочные планы именно на основании тех или иных правил – а к ним, безусловно, относится и технический регламент. Но многие поправки, как ни странно, вносятся по настоянию команд. Радикальных изменений в области техники в этом году немного. Ура, мы получим передние обтекатели гораздо более приличных форм! Норматив поперечного сечения увеличен, так что не вписывающиеся в него «хоботы» и иные узкие отростки окажутся под запретом. Главная же новация – и она, несомненно, обострит сюжет – в другом: моторы разрешено модернизировать по ходу сезона. То есть отменили правило замораживания конструкции моторов на несколько лет.КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ситуация в команде Red Bull сложилась неоднозначная. Прошлый сезон для нее в целом не задался, но Даниэль Риккардо как-никак выиграл три гонки. А вот Себастьян Феттель словно растворился. Что с ним случилось? По официальной версии, озвученной и командой, и самим немцем, «не смог приспособиться к управлению новым болидом». Кто поверит в эти сказки? Пилот такого уровня – и не смог? Давайте лучше сразу рассмотрим более правдоподобные версии. Первая: после четырех титулов подряд Феттель утратил мотивацию. Вторая: явный спад у Феттеля обусловлен чьими-то высокими соображениями о том, что его бесконечные победы могут отпугнуть зрителей. То есть, попросту говоря, Себастьяна принудительно затормозили. И, возможно, тем самым побудили его перейти в Ferrari, где как раз освободилась вакансия – Фернандо Алонсо пресытился обещаниями построить для него чемпионский автомобиль и ушел поднимать McLaren. Вполне выгодный контракт для пилота, не лишенного амбиций, поскольку новые моторы Honda на тестах показали себя очень хорошо. И для МакЛарена тоже выгодный, так как равноценной замены Льюису Хэмилтону команда в прошлом году не нашла. Такие перемены – чехарда чемпионов – подогревают интерес к предстоящему сезону. Но кадровые проблемы ныне настигли всю Формулу‑1 как таковую. По правилам, на старте должно быть не меньше двадцати автомобилей, а команд в первоначальном заявочном списке мы видели всего девять. Недостача! Кроме того, приход 17‑летнего Макса Ферстаппена в Toro Rosso в качестве призового пилота вызвал волну негодования у специалистов. Дескать, нельзя великую Формулу‑1 принижать до того, что в ней стартуют мальчишки, у которых даже нет водительских прав. А кроме того, по здравом рассуждении, у столь юных пилотов слишком мало гоночного опыта, вдобавок психика может оказаться не очень выносливой – есть риск загубить талант на корню. Ответом было новое правило, внедренное FIA: возрастное ограничение (не моложе 18 лет) плюс балльная система, согласно которой на работу в Формуле‑1 можно нанимать только пилота с достойным послужным списком. Ферстаппен под это правило не попал – успел проскочить!ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Они касаются, впрочем, только команд со скромным бюджетом. Так было всегда: бедные разорялись и уходили. Но в последние годы стало особенно тревожно, поскольку не набирается дюжина команд, некогда провозглашенная как «клуб избранных». Мол, у нас элитные гонки, незачем нам много гонщиков – вполне хватит двадцати четырех. Теперь уже и двадцать не могут собрать. Между тем причина тому – странная схема распределения части доходов Формулы‑1 между командами-участницами. Она детально оговорена в Договоре согласия – главном коммерческом документе Формулы‑1.ПРОБЛЕМЫ ЗРЕЛИЩНОСТИ
Шестнадцать из девятнадцати прошлогодних гонок прошли по стандартному сценарию, и половина была откровенно скучна. Отчасти по этой причине разрешили модернизировать моторы – не дело, когда в серьезном чемпионате за счет технического перевеса доминирует одна команда. В ходу и все другие способы привлечения интереса – тут и скандал вокруг Ферстаппена, и намеки на «третьих пилотов», и появление новых трасс (Мексика). Думается, что стартовый Гран-при Австралии соберет хорошую аудиторию. Дальше всё зависит от того, насколько интересной будет первая гонка сезона. Некоторые автодромы, тем не менее, предчувствуют недоброе и предприняли определенные меры. Так, за три месяца до гонки в Бахрейне билеты начали продавать со скидкой в 10–15%, а директор автодрома в Сильверстоуне планирует снизить цены на треть (со 155 до 99 фунтов). Это при том, что арена в Бахрейне вмещает скромные 50 тысяч зрителей, действующий чемпион – англичанин, а Гран-при Великобритании принадлежит абсолютный рекорд посещаемости: 315 тысяч зрителей за уик-энд. Может, они знают что-то, чего не знаем мы? Или у них просто нет Даниила Квята?Десять важных перемен
1. Переход Себастьяна Феттеля в Ferrari, а Фернандо Алонсо – в McLaren. Мы помним, к чему привел переход Льюиса Хэмилтона в Mercedes. А трансферы пилотов чемпионского уровня нередко основаны на инсайдерской информации о ближайших перспективах той или иной команды.
2. Приход в Формулу‑1 нового моторостроителя – фирмы Honda. Японцы потратили на создание двигателя два года. И почти нет сомнений, что он получился удачным. Вопрос в том, насколько он лучше или хуже, чем моторы Mercedes.
3. Отмена прежних сверхжестких ограничений по модернизации двигателей. Renault и Ferrari, накопившие достаточно информации о соперниках, способны быстро внедрить эффективные изменения. Тогда как у мотора Mercedes возможности совершенствования не столь велики.
4. Команда Lotus отказалась от моторов Renault и стала клиентом концерна Daimler (моторы Mercedes-Benz). Ожидается, что ей удастся существенно улучшить результаты, хотя в прошлом году она выглядела несколько беспомощно.
5. Количество двигателей, выделяемых одному гонщику на сезон, вновь сокращено. Теперь в случае, если этапов в чемпионате не более двадцати, разрешено использовать не более четырех моторов.
6. Ужесточены нормативы на работы, проводимые командами в аэродинамических трубах. Количество рабочих часов в неделю сокращено с 80 до 65. Количество часов с включенной продувкой – с 30 до 25 часов в неделю.
7. Минимальная масса машин, как и обещали, увеличена – с 692 до 700 кг. Это позволит нескольким крупным пилотам забыть о жесткой диете, которая отчасти вредила их здоровью.
8. Внедрение VSC – виртуальной машины безопасности. В зоне действия двойных желтых флагов пилот получит на дисплей указание придерживаться заданной скорости.
9. Отмена двойных очков на последнем этапе сезона. Единственный прошлогодний эксперимент не дал ожидаемого эффекта и не понравился никому, прежде всего зрителям и командам.
10. Некоторое смягчение системы штрафов: к десятисекундному добавлен пятисекундный – за менее тяжкие прегрешения. А наказания за замену элементов силовой установки не будут переноситься на следующий Гран-при.