Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Завод двигателей Jaguar Land Rover: сто гениев в час

Турбодизели семейства Ingenium, которыми оснащают автомобили Jaguar и Land Rover, рождаются в Вулверхэмптоне – в самом сердце Великобритании. Илья Пименов отправился с инспекцией на британское предприятие, чтобы увидеть рождение новых моторов.
Полная версия

 

Я на новом моторном заводе фирмы Jaguar Land Rover, объединенном с центром разработки и тестирования двигателей. Пока здесь делают лишь 2,0-литровый турбодизель Ingenium (163 или 180 л.с.), который открыл новую эру в жизни британской компании – это первый за многие годы мотор собственной разработки. Его устанавливают на седаны XE и XF, кроссоверы Range Rover Evoque, Land Rover Discovery Sport и Jaguar F‑Pace. В перспективе двигателями семейства Ingenium будут оснащать весь модельный ряд фирмы: британцы планируют существенно увеличить объем выпуска машин, а с чужими моторами, оставшимися в наследство со времен пребывания в составе компаний BMW и Ford, сделать это гораздо сложнее. 

Перед входом в цех управляющий производством Пол Блекман попросил оставить фотоаппаратуру и не пользоваться смартфонами. За нами по пятам следует местный аккредитованный фотограф, но и его Пол постоянно одергивает. Вот снова: 

– Снимать нельзя, это головка бензинового двигателя, который еще не поступил в серию. 


Производство бензиновых Инджениумов – двухлитровых, с турбонаддувом – запустят в середине лета. А сейчас готовят пробную партию из двадцати моторов, которые испытают здесь же, в центре тестирования, а потом разберут для изучения. 

Почти все операции автоматизированы: в одном только «дизельном» цехе вкалывают 173 робота (их суммарная стоимость – 200 миллионов фунтов, а весь завод обошелся в миллиард!). Из них треть – английского производства, остальные по большей части «немцы»: Liebherr, MAG, Niles-Simmons, JW Froehlich. Примерно такое же территориальное деление и среди поставщиков комплектующих: алюминиевые отливки блоков и головок цилиндров идут из Германии, заготовки коленвалов – из Испании, остальное – английское. В Вулверхэмптон приходят комплектующие от семи десятков поставщиков – это 34 фуры ежедневно. А собранные моторы отправляются на автосборочные предприятия в Солихалл, Касл- Бромвич и Хейлвуд. 

Несмотря на почти полную автоматизацию, сотрудников немало: 860 человек. А со временем их станет тысяча четыреста. Люди нужны для наладочных работ и обслуживания станков, перемещения комплектующих. И конечно, для сборки двигателей. Женщин меньше: производство считается тяжелым. Впрочем, если верить мистеру Блекману, рабочим здесь комфортно, особенно под защитой профсоюза. К тому же после покупки в 2008 году фирмы Jaguar Land Rover индийским гигантом Tata Motors условия труда улучшились. 

 

Здесь почти всё безупречно: чисто, светло и довольно тихо, во всяком случае для помещения со множеством работающих станков. И высокотехнологично, причем это касается не только производственного процесса. Крыша, например, состоит из 21 тысячи солнечных панелей и способна обеспечивать электроэнергией треть городских строений. Всё тщательно продумано, ничего лишнего. Только зачем всех посетителей заставляют переобуваться в ботинки с жесткими вставками? Неужели здесь есть шанс уронить на ногу что-то тяжелое? И экскурсии водят по строгому маршруту, объясняя это требованиями техники безопасности. 

Завод работает в две смены, выпуская по двигателю каждые 36 секунд (100 моторов ежечасно). Вскоре объем производства возрастет вдвое. А в более далекой перспективе значится постройка новых цехов, поскольку к 2020 году JLR планирует преодолеть заветную планку – миллион машин в год (к британским, индийскому и китайскому автосборочным заводам подключатся предприятия в Бразилии и Словакии) и всем им нужны двигатели. 

ЭПОХА ГЕНИАЛЬНОСТИ 

В переводе с латыни ingenium – дарование, талант, гениальность. Главная особенность двигателей этого семейства – универсальная архитектура, позволяющая использовать их как при продольной, так и при поперечной компоновке, с трансмиссиями разных типов (монопривод или все ведущие). 

Объем каждого цилиндра – 500 см³. На основе существующей двухлитровой «четверки» можно сделать рядный шестицилиндровый агрегат объемом 3 литра. А можно и уменьшить количество цилиндров, если модельный ряд будет мельчать. Кроме того, моторы Ingenium годятся для использования в составе гибридных силовых установок. 

5 ТАЛАНТОВ INGENIUM

 

Перед запуском в производство двигатели Ingenium тестировали 72 тысячи часов. Опытные машины прошли 3,2 млн километров в разных климатических зонах и дорожных условиях. 

  • Отвечающие нормам Евро‑6 турбодизели Ingenium – самые экономичные двигатели в истории марки. Заявленный минимальный расход топлива – 3,8 л/100 км. Одна из особенностей моторов – рециркуляция отработавших газов под низким давлением. У 163‑сильного дизеля уровень выбросов CO2 составляет всего 99 г/км. 
  • Потери на трение предельно низки благодаря использованию шарикоподшипников в опорных шейках, насосов с регулируемой подачей масла и асимметрично расположенного коленчатого вала. 
  • В двигателях Ingenium используется технология избирательной каталитической нейтрализации (SCR), ограничивающая выбросы оксида азота. 
  • Дизели Ingenium оснащены механизмом изменения фаз выпускных клапанов, что позволяет очень быстро прогреть нейтрализатор до рабочих температур. 
  • Двигатели Ingenium легче аналогичных двигателей предыдущего поколения на 80 кг.
  • Фото: Jaguar Land Rover

     

    Подпишитесь на «За рулем» в

    Пименов Илья
    21.05.2016
    Поделиться: