Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Почему компактные хэтчбеки не прижились в России

Россия всегда считалась страной седанов, но с началом иномарочного бума у нас появились популярные в Европе компактные хэтчбеки. С тех пор они так и не получили массового признания у российских автомобилистов, а с кризисом и вовсе стали исчезать с рынка.
Полная версия

Не в Европах живем


В отличие от Европы, где лидерами продаж традиционно являются компактные хэтчбеки, у нас такие машины особым спросом не пользуются. По итогам первого квартала 2016 года россияне купили более 31 тысяч хэтчбеков и лифтбеков В-класса – на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате доля этого сегмента на российском авторынке составила 10,4% против 11,5% годом ранее, гласят данные агентства «Автостат». 

В России одним из первоначальных критериев в выборе автомобиля часто является цена и, конечно, варианты эксплуатации автомобиля в дальнейшем, отмечает директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. По его словам, из-за своей компактности хэтчбек проигрывает седану, хотя имеет багажник с лучшей трансформацией. А если учитывать, что стоимость хэтчбека обычно выше седана, то можно с уверенностью сделать выбор не в пользу пятидверки.

Топ-10 самых продаваемых хэтчбеков и лифтбеков В-класса («Автостат»,  I кв. 2016 года)

  Модель Продажи, шт. Изм., %
1. Lada Granta 6365 -60,2%
2. Renault Sandero 5921 -9,0%
3. Skoda Rapid 5556 -10,3%
4. Kia Rio 3452 -8,9%
5. Hyundai Solaris 2988 -20,7%
6. Lada XRAY 2455  
7. Lada Kalina 1485 -39,2%
8. Datsun mi-DO 1179 -7,7%
9. Ford Fiesta 953 50,8%
10. Lada Priora 273 -70,5%

«В Европе хэтчбеки превалируют по причине своей компактности (удобство парковки на улочках старых европейских городов) и практичности. В России же люди больше стремятся продемонстрировать свой социальный статус при выборе автомобиля, и кузов седан воспринимается как более статусный. Помимо этого стоит отметить, что доля всех нишевых сегментов, включая компактные хэтчбеки и лифтбеки, уменьшается в условиях экономического кризиса», – констатируют в Kia Motors Rus.

Как известно, основными покупателями компактных хэтчбеков в нашей стране являются женщины. К примеру, Kia Rio с данным типом кузова наибольшим спросом пользуются именно у дам (в пропорции 60 на 40%), тогда как седан этой модели в основном предпочитают мужчины (70 на 30%). В Ford Sollers также отмечают тенденцию, что женщины предпочитают хэтчбеки Ford Fiesta, в то время как седаны чаще приобретают мужчины. Впрочем, целевая аудитория таких машин достаточно разнообразна: это и молодые семьи с детьми, и дачники. «В багажник хэтчбека помещается большее количество вещей и крупногабаритных грузов, чем в седан. Это свойство полезно людям, у которых есть дача. Для семей с детьми хэтчбек более удобен с точки зрения транспортировки колясок и детских принадлежностей», – отмечает PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова.

Granta для молодежи


В январе-марте 2016 года бестселлером в сегменте хэтчбеков и лифтбеков В-класса на российском рынке стала Lada Granta, хотя в модельном зачете по общим продажам лидировал Hyundai Solaris. В первом квартале россияне купили 6,3 тыс. лифтбеков Lada Granta (-60,2%), что составило треть в объеме реализации этой модели. 

Популярность седанов Lada Granta объясняется особенностью целевой аудитории этой модели, которая позиционируется АВТОВАЗом как народный автомобиль. По словам бренд-менеджера по направлению Lada ГК «Терра Авто» Алены Бобровой, преимущественно это клиенты среднего возраста, семейные, с невысоким уровнем дохода, которые покупают автомобиль взамен «классике», выпускающейся преимущественно в кузове седан. Лифтбек же Lada Granta ориентирован на более молодую аудиторию – зачастую без семьи, как правило без опыта вождения (первый автомобиль). Также стоит учитывать, что у седана заметно шире выбор комплектаций, например, возможна покупка автомобиля не только с роботизированной коробкой передач, но и с гидромеханическим автоматом Jatco.

В свою очередь, лифтбек Granta оказался популярнее хэтчбека Kalina, чьи продажи за первые три месяца 2016 года составили около 1,5 тыс. экземпляров (-39,2%). Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, лифтбек – достаточно редкий на автомобильном рынке тип кузова, совмещающий в себе преимущества как седана, так и хэтчбека. В частности, он имеет более вместительное багажное отделение по сравнению с хэтчбеком. А Lada Kalina хэтчбек – это классический компактный хэтчбек, ориентированный на ценителей именно этого типа кузова.

С претензией на кроссоверность


В общих продажах «ягодного» семейства львиную долю занимает универсал – на него приходится свыше 75% реализации модели. По словам Алены Бобровой, учитывая минимальную разницу в цене по сравнению с хэтчбеком Kalina и ощутимый выигрыш в эксплуатационных свойствах автомобиля, выбор практичных водителей становится очевидным. «Lada Kalina – это самый доступный универсал на российском рынке, который по своим геометрическим пропорциям скорее является вместительным хэтчбеком, чем традиционным универсалом. Кроме того, у универсала есть версия Cross, на которую приходится большая часть продаж данной модели», – комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Тем временем стремительно набирает популярность новый высокий хэтчбек Lada XRAY, который стартовал на российском рынке в середине февраля, а уже по итогам первого квартала 2016 года занял шестое место в своем сегменте с показателем 2,4 тыс. проданных автомобилей. С учетом того, что модель получила дизайн в стиле SUV и увеличенный клиренс, на АВТОВАЗе новинку позиционируют как компактный городской кроссовер. Ее сновными конкурентами являются Renault Sandero и Sandero Stepway, хэтчбеки Kia Rio и Hyundai Solaris, а также кроссовер Lifan X50, говорит Алена Боброва. При этом, по ее мнению, у XRAY есть все возможности потеснить своих конкурентов за счет лучшего соотношения цена/оснащенность.

Кстати, в десятку самых продаваемых хэтчбеков В-класса все еще входит Lada Priora, чье производство в этом типе кузова было прекращено в конце прошлого года. Между тем дилеры распродают остатки хэтчбеков Priora, и за первые три месяца 2016 года своих покупателей нашли 270 таких автомобилей. Стоит отметить, что в семействе Lada Vesta, пришедшему на смену «Приоре», кузов «хэтчбек» не запланирован. Как поясняют в пресс-центре АВТОВАЗа, в настоящее время модельный ряд двухобъемных автомобилей Lada представлен хэтчбеками Lada Kalina и XRAY, а также лифтбеком Lada Granta, которые закрывают потребности всех потребительских групп.

По европейской моде


Среди иномарок самым продаваемым компактным хэтчбеком является Renault Sandero – в январе-марте 2016 года на нем остановили свой выбор 5,9 тыс. российских покупателей (-9%). При этом он продается примерно в равном соотношении с Логаном, а в последние месяцы даже обходит седан по объему реализации. Снижение спроса на Logan во многом связано с завершением производства первого поколения этой модели в конце прошлого года. В то же время драйвером продаж Sandero сегодня стала его псевдовнедорожная версия Stepway с увеличенным дорожным просветом, которая, как заявляют в Renault, особенно востребована клиентами. 

В аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М» отмечают, что в сегменте хэтчбеков B-класса конкуренция намного ниже, чем в классе седанов, поскольку меньше моделей локализовано. «Доступная цена и неплохая функциональность Sandero и Sandero Stepway обеспечивают хорошие продажи. Доплата за псевдовнедорожную версию Stepway, на наш взгляд, для российских условий является оправданной», – считают аналитики.

В тройку российских бестселлеров в сегменте хэтчбеков и лифтбеков В-класса входит Skoda Rapid, чей результат за первый квартал 2016 года составил 5,5 тыс. реализованных машин (-10,3%). Стоит отметить, что этот лифтбек с прошлого года смог стать самой продаваемой моделью Skoda в России, обогнав седан Octavia. Более того, Rapid оказался успешнее, чем хэтчбек Fabia прошлого поколения, который в свое время уступил ему место на российском рынке.

По словам руководителя марки Skoda в России Любомира Наймана, Rapid занял нишу Fabia в модельном ряде марки в нашей стране, и на данный момент возвращать Fabia на российский рынок не планируется. «Но это не значит, что решение окончательное: через год ситуация вполне может измениться», –  отметил он.

Как говорит руководитель направления Skoda ГК Wagner Евгений Кувалдин, Rapid имеет небольшие габариты, которым могут отдать предпочтение потенциальные покупатели, ориентирующиеся как на автомобили с кузовами «хэтчбек», так и «седан». «Получается, что Rapid по своим потребительским свойствам находится на пересечении классов и типов кузовов машин, представленных на нашем рынке. В то же время автомобиль спроектирован для европейского рынка, поэтому в нем нет огрехов локализации: удешевление конструкции, ограничения по выбору опций и комплектаций, использование удешевленных старых технологий», – рассуждает он.

Solaris без пятой двери


А вот модели Hyundai Solaris и Kia Rio, которые являются безусловными лидерами среди иномарок в общемодельном зачете, в сегменте хэтчбеков имеют менее сильные позиции. Причем в этом типе кузова Kia Rio продается несколько лучше, чем Solaris: 3,4 тыс. против 3 тыс. автомобилей за первые три месяца 2016 года. Как считает гендиректор автоцентра «Киа ПЛТ» Сергей Мустаев, дизайн хэтчбека Hyundai Solaris уступает седану, поэтому покупатели, нацеленные на тип кузова хэтчбек, отдают предпочтение Kia Rio.

Между тем хэтчбек Solaris покидает российский рынок, уступая место на конвейере российского завода Hyundai новому компактному кроссоверу - Creta. А Solaris нового поколения, производство которого должно начаться к концу года, будет представлен только в кузове «седан».

«Мы предполагаем, что наша новинка – Creta – сможет привлечь как тех, кто владел Солярисом порядка 3-5 лет и теперь хочет обновить автомобиль, так и тех, кто планировал себе приобрести именно хэтчбек, поскольку Creta компенсирует и объем, и проходимость для потенциальных владельцев хэтчей. Creta полностью займет производственные мощности, на которых выпускался хэтчбек, поэтому о возобновлении производства хэтча речь не идет», – пояснила резоны корейского производителя Юлия Тихонравова.


В свою очередь в Kia Motors Rus заявили, что хэтчбеки Kia Rio не планируется снимать с производства и продаж в России, несмотря на то, что 80% реализации этой модели приходится на седаны. «Мы стремимся предложить нашим клиентам возможность выбора, поэтому предлагаем сбалансированный модельный ряд во всех сегментах от А до E и большое количество модификаций», – отметили в пресс-службе компании. 

Не оставили выбора

В целом же выбор компактных хэтчбеков в России за последние годы значительно сократился. Во многом это обусловлено стратегией иностранных автопроизводителей на российском рынке, которые в свое время сделали ставку на локализацию седанов, как более популярного у россиян типа кузова. Характерный пример – Volkswagen Polo, с началом локальной сборки оказавшийся значительно дешевле хэтчбека, который покинул наш рынок, хотя в Европе по-прежнему остается очень популярным. «Хэтчбекам пришлось конкурировать в споре за кошелек потребителей с дешевыми седанами российской сборки, и в кризис эту конкуренцию они окончательно проиграли», – констатируют в «Атлант-М». С другой стороны, добавив денег или взяв кредит, россияне переходят в класс компактных кроссоверов и псевдокроссоверов. Там, сохраняя преимущества хэтчбека B-класса в плане габаритов и трансформации салона, можно дополнительно получить более высокий клиренс и посадку, а также повышенную проходимость.

При нынешних курсовых колебаниях закупать хэтчбеки Hyundai i10 и i20 за рубежом  стало крайне нерентабельно. А импортное производство делает стоимость автомобилей для покупателей достаточно высокой, тем более что сегменты A и B наиболее чувствительны к изменениям цен, подтверждает Юлия Тихонравова. Приостановку продаж хэтчбека Clio в пресс-службе Renault также объясняют низким спросом на эту модель, отмечая, что дальнейшие планы по продажам Clio в России будут зависеть от спроса.

Что касается перспектив сегмента компактных хэтчбеков, то, по мнению экспертов, он может вырасти в случае восстановления российского авторынка в целом и возвращения популярных моделей с этим типом кузова, производство которых должно быть локализовано. 

В компании Kia Motors Rus наблюдают умеренный рост доли сегмента хэтчбеков В-класса благодаря запуску новых моделей, в основном хэтчбеков с увеличенным клиренсом. Как отмечается, этот тип автомобилей отвечает потребностям российских клиентов, многие из которых мечтают о кроссоверах, но в силу финансовых ограничений в условиях кризиса не могут себе позволить кроссовер или вседорожник.

Фото: компании-производители


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
09.06.2016
Поделиться: