Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Почему украинцам приглянулись машины из России

Российские автозаводы увеличивают экспорт на Украину, некогда крупнейший внешний рынок. Благодаря слабому рублю автомобили из нашей страны остаются там конкурентоспособными, несмотря на действие дополнительных пошлин и зачастую негативное восприятие потребителями российской продукции.
Полная версия

Слабый рубль объехал пошлины

Еще недавно казалось, что Украина стала для нас потерянным рынком. Дело в том, что с этого года на российские машины были введены дополнительные таможенные сборы в размере от 10,41 до 17,66%, в зависимости от производителя. Тем не менее девальвация рубля во многом смогла компенсировать заградительные пошлины, и продукция российских автозаводов осталась востребованной среди украинских потребителей. Так, в январе-июне 2016 года нашим соседям было завезено около 2 тыс. автомобилей (включая иномарки), что почти в 4,5 раза больше по сравнению с низкой базой прошлого года. В результате доля российского автопрома в общем объеме импорта увеличилась с 3 до 7%, гласят данные ассоциации «Укравтопром». В свою очередь, росту поставок способствует начавшееся в этом году восстановление украинского авторынка, который за I полугодие вырос на 58%, до 27,2 тыс. машин.

Топ-10 автомобилей российского производства на рынке Украины (данные «Укравтопрома» за январь-август 2016 года)

Модель Доля, %
1 Lada 4x4 26%
2 Volkswagen Polo 23%
3 Chevrolet Niva 14%
4 Nissan Sentra 7%
5 Lada Granta 7%
6 Hyundai Solaris 6%
7 Hyundai Accent 4%
8 Lada Largus 4%
9 Lada Kalina 2%
10 Kia Rio 1%
  Другие 5%

Как отмечает партнер PwC в России Олег Малышев, в условиях снижения покупательной способности украинских потребителей автомобили российского производства, относящиеся преимущественно к нижнему и среднему ценовым сегментам, остаются востребованными на украинском рынке даже с учетом увеличения пошлин.

Немалую роль в увеличении спроса на продукцию российского автопрома сыграла девальвация рубля, которая компенсировала и спецпошлину на официальный импорт, и обычную пошлину, что распространяется на машины, не предназначенные для импорта в режиме свободной торговли, добавляет директор департамента маркетинга и экономического анализа «Укравтопрома» Георгий Овсянников. По его словам, низкие цены в российских автосалонах привели к тому, что на украинском рынке все чаще стали появляться модели, произведенные для внутреннего рынка России. К примеру, 60% автомобилей Hyundai российской сборки, проданных на Украине, были Solaris и только 40% — Accent. В итоге с января по август в стране было зарегистрировано более 3 тыс. автомобилей с российскими WMI (World Manufacturers Identification — часть в VIN-номере автомобиля, указывающая на его происхождение), что соответствует 8% рынка за этот период против 4% годом ранее.

Между тем Украина — некогда крупнейший внешний рынок для наших автозаводов — стала восстанавливать свои позиции в структуре их экспорта. В объеме поставок автомобилей из России эта страна увеличила свою долю с 1% до более чем 6% по итогам шести месяцев 2016 года. Впрочем, во многом это обусловлено сокращением экспорта в Казахстан, где повышение утилизационного сбора на автомобили привело к их удорожанию и падению спроса.  

Lada пропадет без Весты


Крупнейшим российским экспортером автомобилей на Украину остается АВТОВАЗ. В январе-августе 2016 года продажи Lada на украинском рынке увеличились почти в 2,2 раза и составили около 1,2 тыс. машин (данные «Укравтопрома»). При этом вседорожник Lada 4x4 является здесь самой популярной российской моделью – на нее приходится более 65% продаж АВТОВАЗа. За восемь месяцев этого года реализация Lada 4x4 составила 790 автомобилей, благодаря чему модель вошла в десятку бестселлеров на рынке Украины. Также местным покупателям доступны седан Lada Granta и универсал Largus, а вот Lada Kalina и Priora в эту страну официально не поставляются. Пока остается под вопросом и появление на украинском рынке новых моделей Lada Vesta и XRAY.


По мнению директора информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олега Омельницкого, в зависимости от ценового позиционирования в отношении основных конкурентов Lada XRAY мог бы пользоваться определенным спросом у украинских покупателей, но ажиотажа вокруг этой модели нет. А вот эксперты украинского сайта по продаже новых и б/у автомобилей RST.ua считают, что перспективы появления вазовских новинок довольно туманны, поскольку российский бренд в целом имеет довольно негативный имидж качества сборки и надежности в сравнении с конкурентами в данной ценовой категории.


Ульяновский автозавод также постепенно наращивает продажи на украинском рынке, хотя они пока невелики – по итогам восьми месяцев 2016 года было реализовано чуть более 50 ульяновских вседорожников против восьми машин годом ранее. Локомотивом спроса, как и в России, является UAZ Patriot, чьи продажи за год выросли в 3 раза. При этом в ближайшие месяцы в салонах украинских дилеров появится обновленная версия флагманского вседорожника, сообщили в пресс-службе ГК «АИС», которая является официальным дистрибьютором бренда УАЗ. Продолжает пользоваться спросом и линейка коммерческой техники УАЗ, оставаясь вне конкуренции по внедорожным качествам и цене.

Шоу-рум для «Шнивы»


Для GM-АВТОВАЗ Украина и вовсе вновь стала крупнейшим внешним рынком, заняв почти половину в экспорте Chevrolet Niva. В пресс-службе СП это объясняют грамотно выстроенной ценовой политикой совместно с дистрибьютором на Украине. Кроме того, специально под Chevrolet Niva была создана собственная сеть из 15 автоцентров 3S формата. «Даже в России нет таких шоу-румов, где эксклюзивно представлена только одна модель Chevrolet Niva», – заявляют в компании «АИС».

В январе-августе 2016 года продажи вседорожника от GM-АВТОВАЗ на украинском рынке выросли в 5 раз, до 420 единиц. В результате Chevrolet Niva заняла третье место в сегменте компактных SUV с долей 15%, уступая лишь Lada 4x4 и Suzuki Vitara. По словам Олега Омельницкого, Chevrolet Niva стала более привлекательна для украинских покупателей после того, как рынок покинул ряд китайских конкурентов. В частности, за последние несколько лет по разным причинам ушли BYD, Lifan, а продажи Geely и Chery стали больше эпизодическими, чем системными. В свою очередь, в GM-АВТОВАЗ отмечают, что результаты продаж Chevrolet Niva на Украине зависят не только от действий производителя и дистрибьютора, но и экономической, и политической ситуации в этой стране.

Что касается иномарок российской сборки, то до недавнего времени на Украину из Калуги поставлялась лишь одна модель – Volkswagen Polo. В январе-августе украинцы приобрели 700 автомобилей этой модели, что позволило ей занять второе место в своем сегменте с долей в 18%. Дополнительные пошлины на автомобили российского производства привели к увеличению цены на седан и негативно сказались на продажах, потому что в этом сегменте клиент очень чувствителен даже к небольшим колебаниям стоимости.

Иногда они возвращаются


Впервые с момента, когда пару лет назад украинский дистрибьютор Hyundai отказался от автомобилей Accent российской сборки и перешел на поставки из Южной Кореи, петербургский завод Hyundai начал отправлять свои машины на Украину. Кстати, в 2011-2012 годах соседнее государство было главным экспортным рынком для предприятия, однако уже в 2013 году началось снижение украинских заказов. По мнению аналитиков RST.ua, возобновление поставок Hyundai на Украину из России обусловлено коммерческими интересами дистрибьютора. С мая по август этого года на местный рынок было отправлено 200 Акцентов из 3400 общего экспорта завода, и скоро начнутся отгрузки Креты. А вот заказов со стороны дистрибьютора Kia Motors не поступало, но предприятие готово возобновить поставки на Украину и этой модели, заявила начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева.

Таким образом, Hyundai стала первой компанией, которая решилась вывести на украинский рынок новую модель российской сборки, несмотря на действие дополнительных пошлин. Как отмечают эксперты RST.ua, южнокорейскую марку в целом украинские потребители очень любят, а сегмент компактных SUV сам по себе довольно интересный. «Сегмент B-SUV достаточно насыщенный и на нем высока конкуренция. Конкурентами Креты станут Renault Kaptur, Kia Niro и традиционные Suzuki Vitara, Nissan Juke и отчасти Peugeot 2008. Все будет зависеть от цены модели на украинском рынке», – добавляет Олег Омельницкий.

Игра слов


А вот новая глобальная модель — Renault Kaptur, производство которой налажено на заводе Renault в Москве, — на украинском рынке вряд ли появится. По словам председателя правления «Рено Украина» Яны Миненко, продажи европейской модели Captur на Украине стартовали в начале 2016 года, и на сегодня в компании довольны результатами ее продаж, поэтому переходить на поставки российского Каптюра планов пока нет. Напомним, ранее российский завод Renault экспортировал на Украину автомобили Logan и Sandero с бензиновыми двигателями наряду с дизельными версиями этих моделей румынского производства. В 2014 году украинский филиал Renault полностью перешел на поставки Logan и Sandero из Румынии. Как пояснила Яна Миненко, на украинском рынке большей популярностью пользуются автомобили с дизельным двигателем, на которые в 2014 году приходилось практически 80% продаж Renault. С коммерческой точки зрения румынские поставки также более выгодны благодаря таможенным пошлинам, которые для ЕС ниже, чем для России. 

Спецпошлины на иномарки, а позже и заменившие их дополнительные таможенные сборы на автомобили российского производства также стали препятствием для поставок на Украину седана Nissan Almera и моделей Datsun, которые выпускаются на АВТОВАЗе. На данный момент это делает их неконкурентными на украинском рынке, однако ситуация может измениться при условии отмены дополнительной пошлины, заявили в пресс-службе «Nissan Мотор Украина».


По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в нынешних непростых геополитических условиях наибольшие шансы на Украине имеет именно продукция глобальных автопроизводителей, происхождение которой потребителей может не интересовать вовсе. Однако перспективы и объемы поставок иномарок российской сборки во многом будут зависеть от политической обстановки и принятых решений. 

В свою очередь, в пресс-службе «АИС» считают, что и российские бренды имеют очень хорошие перспективы и потенциал для роста на Украине. «Негативное восприятие российской продукции, несомненно, отбирает часть покупателей. Но все же большая часть потребителей при покупке автомобиля оценивает его потребительские характеристики, а не страну производителя. А вот наличие пошлины и спецпошлины существенно удорожает стоимость российских автомобилей, что усложняет конкуренцию с европейскими, корейскими и китайскими производителями», – констатируют в «АИС».

Пересаживаемся на секонд-хэнд?


Что касается потенциала экспорта российских машин на Украину в целом, то за последние годы местный авторынок, как известно, пережил настоящий обвал. В прошлом году в этой стране было реализовано 46,5 тыс. новых автомобилей, тогда как в докризисном 2008-м показатели продаж превышали 600 тыс. машин. В нынешнем году спрос на автомобили стал восстанавливаться, однако уже в ближайшее время положительная динамика вновь может замедлиться. Дело в том, что с августа 2016 года на Украине был снижен акциз на подержанные иномарки из Европы. Под льготные ставки подпадают автомобили не старше 2010 года выпуска и отвечающие экологическим нормам Евро-5. И хотя это не самые дешевые машины в Европе, они  вполне могут привлечь часть покупателей с рынка новых автомобилей.

По мнению Олега Малышева, недавнее снижение ставки акциза на подержанные автомобили будет способствовать росту вторичного рынка, что частично может повлиять на объем рынка новых автомобилей. Тем не менее украинский авторынок еще не насыщен и обладает высоким потенциалом роста в среднесрочной перспективе при условии отсутствия внешних шоков. Если новые модели автомобилей российского производства будут соответствовать потребностям и финансовым возможностям украинского потребителя, они имеют хороший потенциал для того, чтобы занять свою нишу на авторынке Украины. Существенную роль будут также играть меры государственного регулирования украинского авторынка и уровень конкуренции со стороны других, прежде всего китайских, автопроизводителей. 

Как отмечает Олег Омельницкий, с каждым годом позиции российских брендов на украинском рынке снижаются и замещаются конкурентами. В том числе и подержанными иномарками, поставки которых были либерализированы. «Выдерживать конкуренцию российским брендам в Украине становится все сложнее. Украинский рынок по своей структуре и предпочтениям начинает больше напоминать рынки восточноевропейских стран», – резюмирует эксперт.

Фото: компании-производители


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
22.09.2016
Поделиться: