Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Выбираем автомобиль с пробегом – чек-лист неисправностей

Осмотр подержанного автомобиля – задача не из простых. Покупка такой машины всегда связана с определенным риском. Однако есть свод правил, который поможет выявить значительную часть технических проблем с «железным конем».
Полная версия

Важно понимать, что проверить приглянувшийся подержанный автомобиль на все 100% невозможно. Это касается и юридической, и технической стороны вопроса. С первым пунктом иногда ошибаются даже официальные дилеры, а второй — сильно зависит от модификации машины и готовности продавца тратить время на ее диагностику.

В этом материале сосредоточимся на технической стороне вопроса, то есть на проверке основных узлов и агрегатов подержанного автомобиля. После предварительного осмотра обязательно везите приглянувшуюся машину на диагностику в сервис. Не важно, какой именно автомобиль перед вами: в пожилом возрасте и с большим пробегом или «подросток», который «гуляет» только по выходным.

Предпочтительны клубные сервисы или хотя бы специализирующиеся на марках, в список которых входит ваша машина. Увы, иногда нужные станции техобслуживания расположены далеко от места осмотра автомобиля, и хозяин не хочет ехать на другой конец города или попросту не доверяет вашему выбору, подозревая, что сервисмены найдут несуществующие проблемы. В этом случае можно обратиться к услугам дилерских сервисов. Правда, цена диагностики будет выше и, скорее всего, из-за плотной записи придется ждать день-два.

Сама по себе готовность продавца ехать в сервис – уже хороший знак. Но перед этим в любом случае надо предварительно оценить состояние машины, иначе можно потратить массу времени и денег впустую. Ведь зачастую и сам хозяин может не подозревать о каких-то технических проблемах или не придавать им серьезного значения. Если же владелец отказывается от визита в сервис, то смело ищите другие предложения на рынке.

Перед выездом на осмотр не поленитесь прошерстить форумы владельцев и статьи автомобильных изданий на тему характерных болячек интересующей вас модели. Так вам будет проще сориентироваться на месте и вы будете знать, на что обращать внимание в первую очередь, в том числе и в сервисе.


Важнее всего – проверка состояния мотора. Визуально осмотрите двигатель и навесное оборудование на предмет подтеканий рабочих жидкостей. Например, для некоторых моделей запотевание клапанной крышки и насоса гидроусилителя рулевого управления – рядовые болячки, а для других – уже исключительный случай. Конкретно эти факты относятся к мелочам. А вот, например, устранение течи передней крышки мотора с цепным приводом ГРМ – уже недешевый ремонт. В зависимости от статуса автомобиля: специфичности модификации, возраста конкретного поколения модели и количества предложений на рынке — это повод хорошенько поторговаться или вообще отказаться от покупки конкретной машины.

Обращайте внимание и на уровни всех технических жидкостей под капотом, которые можно проконтролировать без больших усилий. Как минимум это поможет сделать вывод о вдумчивости хозяина и сделать себе пометки, на что надо будет обратить внимание в сервисе.

Далее слушаем, как работает двигатель. В идеальном случае мотор перед пуском должен быть холодным. Именно в этом режиме проявляется основная часть посторонних шумов, свидетельствующих о серьезных проблемах. Поэтому по возможности попросите владельца автомобиля о том, чтобы к моменту осмотра машины двигатель не был прогрет.

 

Самая простая проблема, проявляющаяся на холодном моторе после его пуска, – свист ремня навесного оборудования и его роликов. В процессе прогрева эти посторонние шумы сойдут на нет. Гораздо хуже, если в первые секунды после пуска слышен грохот или стук. Скорее всего, это растянувшаяся цепь ГРМ или износившиеся фазорегуляторы. Еще хуже, если такие шумы проходят только к моменту полного прогрева мотора. С большой долей вероятности это могут быть гидрокомпенсаторы, а если их нет в этом двигателе, то значит, стучат поршни в момент их перекладки в ВМТ. В процессе прогрева мотора тепловые зазоры в цилиндрах уменьшаются, и иногда этого достаточно, чтобы компенсировать приличный износ элементов. Эти факты уже сулят близкий дорогостоящий ремонт. Самая серьезная беда – постоянные стук и грохот даже на прогретом моторе. Это уже говорит, например, об износе вкладышей, критическом растяжении цепи ГРМ или сильном износе цилиндров.

Пока автомобиль стоит с работающим мотором, оцените вибрации по кузову. Если они кажутся чрезмерными, то это повод обратить внимание на состояние опор двигателя и коробки передач. Дело может быть и в том, что агрегат немного подтраивает. Это не всегда можно выявить, стоя у капота, но об этом явно расскажет выхлопная труба. Даже небольшие перебои в работе мотора отчетливо отражаются на ровности звука.

Не поленитесь проверить работу электрики в салоне, например стеклоподъемники, систему отопления и кондиционирования, подогревы сидений. Это займет всего пару минут, зато поможет отловить больше возможных дорогостоящих недочетов по машине и в итоге прибавит аргументов в случае торга.

Далее обязательна проверка автомобиля на ходу. Увы, не каждый владелец пустит за руль незнакомого человека, но и с пассажирского сиденья можно многое уловить. Даже в крупном городе не так сложно найти участки дороги с приличными неровностями или хотя бы с «лежачими полицейскими», на которых можно косвенно проверить состояние подвески, насколько сильно она шумит и есть ли «сверчки» в салоне. Также во время движения вы автоматом проверите и другую электрику. Этого уже будет достаточно, чтобы вычислить ушатанную машину.

Попросите хозяина поработать парой мотор/коробка передач, чтобы были активные ускорения на разных оборотах и ступенях, а также динамичные замедления. Следите при этом за посторонними шумами и вибрациями. А также обратите внимание на то, как автомобиль трогается. Если ощутима вибрация, то, возможно, дело в изношенной опоре двигателя или коробки.

Если позволяет дорога, то попробуйте оценить степень увода автомобиля. Уговорите хозяина немного приотпускать руль при равноускоренном движении и при торможениях. Обычно на дорогах возможен небольшой увод машины из-за незначительной колеи или естественного уклона вправо, но не должно быть ничего явного. Если вы что-то подозреваете, то попросите в сервисе обратить более пристальное внимание на тормозную систему и равномерность износа шин. Возможно, просто немного сбились углы установки колес, а может быть, машина побывала в серьезной аварии с серьезным нарушением геометрии кузова. В идеале стоит проверить углы на стенде.

Предварительная проверка машины по описанным пунктам длится не так долго, как может показаться. Чем больше времени вы проведете с автомобилем и его владельцем, тем лучше. Если ему есть что скрывать, то, скорее всего, он не захочет уделять вам столько времени. Человек, который хочет продать машину и не скрывает чего-то серьезного, может провести с вами и полдня, если потребуется, и даже пустить за руль.

Программа действий в сервисе зависит уже от статуса конкретного автомобиля: возраста и пробега; специфичности модификации и популярности на вторичном рынке. Основные проверки – осмотр машины на подъемнике на наличие течей узлов и агрегатов и неисправностей в ходовой части и подвеске.

Для наглядности рассмотрим общие пункты предварительного осмотра и диагностики в сервисе на реальных примерах машин трех разных сегментов:

Volkswagen Golf MK5

В сегменте редких и возрастных машин выступает Volkswagen Golf 5 в специфичной модификации: 3-дверный хэтчбек, наддувный мотор 1.4 TSI (140 л.с.) и механическая коробка передач. В Московском регионе была всего пара машин в нужной комплектации. Наиболее адекватный вариант по цене и описанию находился в ближнем Подмосковье. Автомобиль 2007 года выпуска с пробегом почти 150 000 км и тремя владельцами.

Для наддувных двигателей особенно важно послушать их работу на холодную. Среди слабых мест моторов TSI: недолговечные цепи ГРМ, небольшой ресурс цилиндро-поршневой группы и турбин. С Гольфом нам удалось послушать холодный мотор, никаких подозрений он не вызвал. По словам владельца, цепь ГРМ меняли относительно недавно — это явный плюс.

На тест-драйве подозрения вызвала лишь одна из опор мотора, была заметная вибрация при старте с места. Со слов хозяина, недавно меняли комплект сцепления – тоже плюс для нового владельца.

Так как осмотр машины проходил в Московской области и в выходной день, то возникли проблемы с поиском сервиса, в котором было бы необходимое оборудование для проверки мотора, а именно для лик-теста. Это более продвинутая проверка утечек в цилиндре по сравнению с классическим замером компрессии. Для подобных моторов такой тест крайне необходим. Благо, хозяин согласился доехать до Москвы, где был дружественный сервис, который специализировался на другой марке, но выбора не было.

Результаты лик-теста оказались просто замечательными для подобного мотора с таким пробегом – все цилиндры уложились в скромные 7% утечек. Осмотр на подъемнике выявил только необходимость замены некоторых расходников: трех ступичных подшипников, стойки стабилизатора, задней опоры мотора и тормозных колодок с дисками по кругу. К сожалению, не хватило времени на важную проверку турбокомпрессора. Механический же нагнетатель на этом моторе обычно не доставляет проблем. Работники сервиса уже собирались домой, но один из них сказал, что турбина на этом моторе обычно ходит долго, да и подбираться к ней для осмотра на этой модификации Гольфа долго. Поэтому, учитывая общее хорошее состояние машины и ограниченное предложение на рынке, на это закрыли глаза.

По результатам диагностики владельцу предложили уступить 20 000 рублей. В итоге он подвинулся только на 10 000 рублей, но зато подарил два комплекта покрышек в хорошем состоянии, причем один из них был на дисках.

Спустя пару месяцев все же довелось посмотреть состояние турбины на этом Гольфе. Оказалось, дело занимает всего 20 минут. Увы, вал турбины имел существенный люфт. Благо, на стенках нагнетателя не было следов контакта с лопатками, и узел не гнал масло. Неприятно, но не криминально — турбина еще поживет. Эх, а ведь можно было еще больше подвинуть бывшего владельца в цене.

С такими машинами, точнее с моторами, все же лучше ездить в клубные сервисы, где у людей больше опыта по конкретным моделям, правда, не у всех есть оборудование для лик-теста. В идеале проверку стоило дополнить компьютерной диагностикой и осмотром цилиндров с помощью эндоскопа. Для более форсированных моторов желательно сделать проверку наличия выхлопных газов в антифризе. Увы, провести все эти проверки разом можно не во всех сервисах.

Nissan Tiida первого поколения

В нашем примере реальной покупки такой машины основной проблемой стал ограниченный бюджет. В основном, под него подходили машины возрастном под восемь лет и пробегом 80 000 – 100 000 км. То есть изначально придется мириться с обилием недостатков.

Итак, Tiida 2008 года выпуска с пробегом около 90 000 км. Предварительный осмотр технической части, а также тест-драйв выявил только несерьезные эксплуатационные проблемы: изношенные тормоза по кругу. Увы, не удалось послушать холодный мотор. Но хозяин был готов торговаться и согласился поехать в ближайший сервис через пару дней.

При последующей встрече перед визитом в сервис удалось послушать холодный мотор, и тут вылезло две проблемы. На холодную засвистел ремень навесных агрегатов и двигатель неожиданно затроил. От диагностики в сервисе решили все равно не отказываться. К сожалению, не было возможности доехать до профильного сервиса, поэтому обратились в один из ближайших. По дороге к нему двигатель по ощущениям ехал на трех цилиндрах.

Увы, как назло не загоралась лампа Check Engine, и универсальное диагностическое оборудование не выцепило никаких ошибок. Сотрудники сервиса предположили, что виной всему одна из свечей зажигания. Однако, чтобы это проверить, надо снимать впускной коллектор, а это дополнительные время и деньги. Беда в том, что неисправная свеча – это самая дешевая проблема. Цилиндр может также не работать из-за неисправной индивидуальной катушки зажигания, форсунки впрыска топлива, а в худшем случае из-за низкой компрессии! Решение этого вопроса пришлось отложить.

Осмотр на подъемнике выявил лишь износ ремня навесного оборудования и уставшую стойку стабилизатора. Не считая вопроса с троением мотора, автомобиль был в хорошем состоянии. Так как в этот момент не было других вариантов машин и поджимало время подбора, то от этой Тииды решили не отказываться. Учитывая остальные недостатки с износом тормозов и некоторых проблем по кузову и с лобовым стеклом, хозяину предложили предварительно уступить 30 000 рублей, если дальнейшая диагностика мотора выявит проблему только со свечой. Немного подумав, он согласился.

Через пару дней машину снова загнали в сервис. Оказалось, что за день до этого лампа Check Engine все же загорелась, и хозяин где-то прочитал ошибку – пропуск зажигания в третьем цилиндре (пропуск воспламенения смеси). Еще он успел купить свечи и комплект новых прокладок для коллектора, чтобы избежать проблем со старыми уплотнениями. Ура, проблема оказалась только в свече. До кучи хотели замерить компрессию, раз все разобрано, но как на грех в этот день в сервисе сломался компрессометр. После замены всего комплекта свечей двигатель зашептал, и Тиида снова обрела динамику как при первом тест-драйве.

За несколько месяцев дальнейшей эксплуатации машины в новых руках никаких нюансов не всплыло. Несмотря на относительную надежность Тииды, плохо, что не удалось замерить хотя бы компрессию – так уж сложились обстоятельства.

Renault Duster

За пару недель удалось посмотреть живьем несколько машин. Дастеры 2012 года выпуска с маленьким пробегом (около 30 000 км) поголовно отметились запотеванием клапанной крышки и насоса гидроусилителя руля. Видимо, дело в том, что машины мало ездили. На многих моделях при такой эксплуатации прокладки и сальники быстро дубеют и начинают пропускать смазку. Соответственно, на подъемнике в сервисе надо обратить пристальное внимание на сухость остальных узлов и агрегатов.

На диагностику в сервис поехал претендент 2012 года с пробегом как раз в 30 000 км. Достоинство свежих машин, которые недавно сошли с гарантии, – возможность косвенно проверить реальный пробег. У хозяйки этого Дастера осталась сервисная книжка с отметками ТО и соответствующим пробегом. Судя по этим отметкам, машина проезжала в год около 7000 км – все сходится.

Предварительный осмотр и тест-драйв выявили только пресловутое запотевание клапанной крышки и насоса ГУР — это будет предметом торга. Увы, хозяйка оказалось опасливой, поэтому побоялась ехать с незнакомцами в любой ближайший неофициальный сервис по обслуживанию Renault. Пришлось наведаться к официальному дилеру, у которого купили эту машину и который проводил ее обслуживание. В этом тоже есть свои плюсы. Если быть вежливым, то вам могут предоставить историю обслуживания машины и точно не откажут в присутствии в ремзоне при диагностике.

Как и ожидалось, на такой свежей машине не нашли никаких недостатков. Хозяйка из-за этого немного осмелела в родных краях и неохотно шла на торг. А поговорить было о чем. По сроку эксплуатации пришло время делать дорогое ТО с заменой ремня ГРМ, кроме того, напомнили ей про запотевания. В итоге она подвинулась на 10 000 рублей и подарила комплект зимних шин в хорошем состоянии.

В комплексную диагностику машины кроме осмотра на подъемнике вошла и компьютерная диагностика. В памяти висела ошибка о низком заряде АКБ. В этом нет ничего страшного, все из-за того, что машина мало ездила.

Можно было озадачиться более обширными проверками, но в данном случае это явно было лишнее. Да и предложение было хорошим, свежая машина в отличном состоянии и с маленьким пробегом могла быстро уйти в другие руки.

***

Вне зависимости от возраста, пробега, модификации и конкретной модели важно не лениться осматривать автомобиль как можно внимательнее. Как минимум вы найдете повод поторговаться и в целом обезопасите себя от покупки проблемного экземпляра. Кроме того, это позволит составить наиболее полную картину о состоянии машины и ее эксплуатации. Ведь именно вам потом жить с автомобилем.

В следующей статье мы поговорим об осмотре кузова: тут можно «попасть» посильнее, чем, например, с уставшим мотором.

Фото: из архива автора


Подпишитесь на «За рулем» в

Панин Станислав
30.09.2016
Поделиться: