Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хроника: юбилей Этторе Бугатти

Полная версия
130 лет назад, 15 сентября 1881 года, родился Этторе Исидоро Арко Бугатти – основатель знаменитой марки автомобилей.

С младых ногтей Этторе Бугатти был убежден в своем высшем предназначении. Его выпестовала итальянская богема — дом семьи Бугатти всегда был полон творческих личностей: Пуччини, Леонкавалло, Трубецкой, Роден и даже Лев Толстой. Батюшка Бугатти, Карло, был выдающимся краснодеревщиком – сегодня сказали бы «дизайнером мебели».

Бугатти на автомобиле марки Deutz на старте триала на приз принца Генриха. Германия, 1909 год. Позади в кепи – приятель Этторе, тоже известный автомобилестроитель Эмиль Матис

Академия искусств Брера в Милане выглядела логичным продолжением домашнего воспитания. Если бы не трицикл Prinetti & Stucchi, на котором 16-летний Этторе умудрился выиграть одну дворовую гонку. Кажется, из Турина в Асти и обратно, 17 июля 1897 года. Совершенствуя трицикл, Этторе настолько понаторел в его устройстве, что и Принетти, и даже сам сеньор Стукки начали прислушиваться к его советам. Однако практика чертежника была недолгой: Стукки разорился.

Отец, видевший сына на ином поприще, все же пришел на выручку Этторе. Друзья дома, графы Гулинелли, согласились оплатить первый самостоятельный проект юного технического дарования. В 1901 году на международной выставке в Милане автомобиль Этторе, который он сам называл «Типом 2» (первым посчитав, видимо, тот проект, который чертил для сеньора Стукки), завоевал один из почетных призов. И привлек внимание эльзасского металлургического барона де Дитриха. Барон пожелал приобрести лицензию на производство – соглашение подписывал отец Этторе, поскольку Этторе оставался еще год до совершеннолетия.

…De Dietrich, Mathis, Deutz – с каждой новой компанией Этторе Бугатти крепче утверждался в своей способности создать особенный автомобиль, какого ни у кого еще не было.

Он тщательно подсчитывал все этапы на этом пути. «Тип 10» – так был обозначен этап, представлявший квинтэссенцию всего прежде разработанного. Впервые Бугатти закрепил на радиатор табличку со своей фамилией.

Спустя год, первого января 1910-го, Этторе официально учреждает Automobiles Ettore Bugatti в Эльзасе – территории, являвшейся предметом споров между Германией и Францией. Один из проектов Бугатти покупает располагающийся неподалеку завод Peugeot. Вырученные средства пускаются в дело.

Перед соперниками у автомобилей Бугатти безусловное преимущество – двигатели с цельным блоком цилиндров (кое-какие фирмы и до 1920-х годов отливали цилиндры порознь или попарно), с верхними клапанами и верхним же распределительным валом. Отдача таких моторов выше, они дерут соперников на гонках одного за другим. А если еще четыре клапана на цилиндр… Бугатти – максималист. То, с чем другие компании поигрались и бросили, он настойчиво доводит до работоспособного состояния.

Но и этого Этторе мало. Он совершенствует эстетику мотора – залюбуешься! Тщательно подбирает пропорции радиатора (лицо машины!), изобретает кованую трубчатую переднюю ось, через просечки в которой пропущены рессоры. После аварии ось невозможно выправить, но не это волнует Бугатти: эстетика превыше всего!

Небольшой гоночный автомобиль, «Тип 35», который Бугатти создает в 1924 году, эстетически безупречен. Два состыкованных блока дали вместе восемь цилиндров, а компрессор и три клапана на каждый цилиндр – мощность до 150 л.с. с двух литров рабочего объема. Подготовленные экземпляры ходили за двести! А, главное, автомобиль недорог – и даже пилоты-любители могут попробовать себя в больших гонках. Никто так и не собрался подсчитать точное количество побед, одержанных на Bugatti-35, – их более двух тысяч.

Этторе Бугатти продолжает эстетствовать. Он приобретает поместье Сен-Жан под Страсбургом. У него конюшня. Теперь все зовут его «Патрон». Диковинная смесь итальянского семейного стиля ведения дел, немецкой щепетильности и французского роялизма. Этторе задумывает величайший автомобиль на планете, называя его «Королевским Bugatti». Автомобиль, «Тип 41», рождается в неподходящее время – в Нью-Йорке рухнула фондовая биржа, богачи мира – банкроты. Шесть автомобилей – это все, на что хватило принципиальности Бугатти. Иначе он перестал бы уважать себя. Два из них останутся непроданными.

Выручает сын Жан, в котором Этторе видит преемника. Жан – одаренный конструктор. У него  вкус деда. Жан создает «Тип 57» – модель, которая будет кормить семью и завод все непростые 1930-40-е годы. Жан погибнет в 1939 году на испытаниях одной из усовершенствованных моделей, уворачиваясь от внезапно вырулившего на шоссе велосипедиста. Велосипедист укатит прочь, а у Этторе опустятся руки. Он так больше ничего не создаст. То есть, конечно, будут новые модели, но в них уже не блеснет то, за что Bugatti так ценили: техническая идея, доведенная до эстетического совершенства.

Происходящее с ним словно осуществлялось помимо него. Он спокойно воспримет приход нацистов, начавших выпуск на его предприятии автомобилей-амфибий и торпед. Так же равнодушно он примет обвинения в коллаборационизме, когда нацистов прогонят. (Это, вероятно, и спасет его от участи Рено.) Он то хватался за разработку малолитражки, то вдруг с упорством, заслуживающим лучшего применения, отстаивал жесткий передний мост, тогда как все вокруг перешли на независимую подвеску.

Этторе Бугатти умер 21 августа 1947 года.

Его младший сын Ролан и взявший на себя управление делом заводской гонщик Пьер Марко не удержали фабрику. Сегодня в ее корпусах в деревне Мольсхайм действует филиал аэрокосмического концерна – делают стойки шасси для «Аэробусов».

Руководству Volkswagen даже пришлось предпринять кое-какие усилия, чтобы прописать возрожденную компанию по правильному адресу – в Мольсхайме. Потому что формально шато Сен-Жан и новый корпус предприятия находятся в соседней деревне.

Подпишитесь на «За рулем» в

15.09.2011
Поделиться: