Дети в машине: С недетской серьезностью

...говорим о средствах безопасности маленьких пассажиров

Когда мы бронировали машину для поездок по Финляндии, нас подробно расспросили о детях – рост-вес-возраст-телосложение, – чтобы как можно более точно подобрать для них детское удерживающее устройство. В Европе очень серьезно относятся к этому вопросу. В ПДД Германии, Франции, Италии и других стран описываются весовые группы детей, предназначенные для них основные типы детских удерживающих устройств и иллюстрации к ним, рекомендуемое размещение в салоне автомобиля, их маркировка, условия и необходимость их сертификации. В российских Правилах дорожного движения подобной информации нет. Как, в принципе, не было до недавнего времени и детского удерживающего устройства, отвечающего европейским требованиям.

Сотрудники производственной фирмы «ФЭСТ» даже провели своеобразный анализ ПДД разных стран. И в наших правилах обнаружилось значительное отставание по объему и содержательности соответствующих «детских» пунктов. Так, эта информация в ПДД Германии содержит 751 слово и 5265 символов, Франции – 291 слово и 3770 символов, Италии – 753 слова и 5715 символов, России – 67 слов и 600 символов. В данном случае очевидно: краткость – враг детской безопасности.

На эту тему мы беседуем с разработчиком детского удерживающего устройства «ФЭСТ» Владимиром Викторовичем Михайловым, заслуженным изобретателем России.

– Слава богу, что в российские ПДД вообще внесена эта поправка про детские удерживающие устройства. Ведь долгое время этот вопрос не волновал вообще никого. Но опасно, что формулировка российских ПДД допускает использование в качестве детского удерживающего устройства так называемых «иных» средств, а это противоречит букве и духу европейских требований (Правила ЕЭК-ООН 44) да и российскому ГОСТ 41.44 2005. В итоге использование самодеятельных средств, не прошедших испытаний и не имеющих сертификата, еще больше усугубляет статистику детского травматизма и смертности на дорогах (см. бокс).

– А по Европе вы отслеживаете такую статистику? Есть с чем сравнить?

– В европейских странах анализ динамики показателей травматизма в 1998–2008 гг. свидетельствует о последовательном сокращении удельного веса основных показателей аварийности с участием детей в общей структуре аварийности. В 2008 года по сравнению с 1998-м доля ДТП, в которых пострадали дети, сократилась на 4%, доля погибших детей – на 2,4%, доля раненых – на 4,1% (составив 10,1, 3,4 и 8,4% соответственно).

– Да, цифры значительно ниже. По-вашему, свою негативную роль здесь играют российские ПДД? Что же особенного прописано в европейских правилах?

– В двух словах этого не скажешь. Давайте в качестве примера рассмотрим ПДД Германии. Согласно § 21 (1a) Правил дорожного движения ФРГ дети до полных 12 лет, имеющие рост ниже 150 см, могут ездить в автомобилях только с применением детского удерживающего устройства. Дети младше 12 лет, но выше 150 см могут перевозиться без детского сиденья, так же, как и дети, которые старше 12, но ниже 150 см. В последнем случае полиция рекомендует использование детские удерживающие устройства, чтобы можно было подходящим образом использовать ремень безопасности.

Детские сиденья должны иметь разрешение на использование и быть приспособленными. фициальное разрешение осуществляется передачей заказа производителю в соответствии с ECE-правилами № 44. Сертификат выглядит так (фото): категория, здесь полу-универсал; категория веса, здесь класс I (9–18 кг); страна производства, здесь Нидерланды (4); испытательный номер – первые две цифры показывают норму испытания, здесь: 04…

220

220

За рубежом в ПДД есть даже правила поведения родителей в машине

Начиная с апреля 2008 года в Германии можно использовать только те детские сиденья, которые были проверены по ECE 44/03 или выше. По первым двум цифрам 6-значного номера допуска на оранжевом ECE-сертификате можно определить редакцию испытания. Если номер начинается с 00, 01 или 02, то сиденье устарело. При 03 или 04 сиденье допускается, причем 03 равнозначно с технической точки зрения 04.

Подходящими считаются те детские удерживающие устройства, которые выполнены в соответствии с весом и ростом ребенка. Согласно ECE № 44 различают:

класс 0: до 10 кг (для установки напротив или поперек к направлению движения);

класс 0+: до 13 кг (против направления движения);

класс I: от 9 до 18 кг (по направлению движения или против него);

класс II: от 15 до 25 кг (преимущественно по направлению движения);

класс III: от 22 до 36 кг (только по направлению движения);

класс I–III: от 9 до 36 кг.

Данные по весу являются максимальными значениями. Ребенок среднего телосложения вырастает (по росту) из сиденья значительно раньше, чем достигает лимита веса. Манекены при процессе определения норм также меньше и легче, чем должен быть максимальный вес. Например, по классу 0+ испытание проходит с манекеном весом 11 кг.

Есть отдельная графа правил для велосипедов и мопедов. На них дети младше 7 лет могут перевозиться людьми не моложе 16 лет при наличии специального сиденья (детское сиденье/велосипед). При таком варианте при установке либо на руле (велосипед), либо на багажнике ноги ребенка не должны попадать в спицы колеса.

Или возьмем ПДД Австралии. Там в разделе 5 Общих правил дорожного движения (General Road Rules) есть отдельные правила, касающиеся поведения родителей:

• Нельзя пристегивать ремень безопасности, проводя его вокруг себя и ребенка, сидящего у вас на коленях. Ребенок при резком торможении будет легко раздавлен.

• Не держите ребенка на руках. При аварии ребенок может быть раздавлен, его будет кидать по салону или выбросит из машины.

• Дети должны быть в удерживающих устройствах, которые соответствуют их весу и возрасту. Всегда обращайтесь к инструкциям производителя.

• При наличии ремней безопасности детям отдается предпочтение.

– Какие санкции за нарушение подобных правил предусмотрены законом?

– В разных странах по-разному. В Германии, когда ребенок едет в автомобиле без страховки, водителю грозит штраф в размере 40 евро и статья. Без детского удерживающего устройства или при использовании устройства, не соответствующего нормам ECE 44/00, ECE 44/01 или ECE 44/02, но с ремнем безопасности грозит предупредительный штраф в 30 евро. Если повернутое назад детское сиденье применяется при активированной воздушной подушке на переднем пассажирском сиденье, то грозит предупредительный штраф в размере 25 евро.

В Великобритании, если вас остановят, а дети неправильно пристегнуты, могут оштрафовать на месте на 30 фунтов. Но могут довести дело и до суда, предъявив гражданский иск, если вы не сможете обеспечить достаточную защиту чьему-то ребенку. И тогда вас подвергнут штрафу до 500 фунтов стерлингов. В Англии, правда, есть оговорка в правилах. «Необходимо использовать ремень безопасности для взрослых, если подходящего детского удерживающего устройства нет в наличии:

– в лицензированном такси /нанятом частном автомобиле;

– при поездке на короткие расстояния по делам, не терпящим отлагательства;

– два занятых детских удерживающих устройства препятствуют установке третьего».

У нас, как вы понимаете, подобные оговорки просто недопустимы, иначе многие наши водители постоянно будут ездить «на короткие расстояния по делам, не терпящим отлагательства».

Кстати, в Австрии продавцов детских сидений, которые не соблюдают стандартов безопасности, штрафуют на 5000 евро.

– А как быть, если сзади необходимо поставить три детских сиденья?

– Это действительно большая проблема. Ведь даже если заднее сиденье достаточно широкое, часто установка трех детских сидений невозможна из-за формы заднего сиденья – при наличии широкой перемычки посередине или сильно выгнутых сидений, или спрятанных в обивке замков для ремней безопасности. ПДД Германии, например, в таких случаях рекомендует автомобили топ-производителей – такие как Audi, BMW и Mercedes, VW. Из 30 чаще всего продаваемых в Германии легковых автомобилей только VW Golf Variant, VW Touran, Opel Meriva, Opel Zafira, Ford Mondeo и Citroen Berlingo дают возможность разместить три детских сиденья в задней части автомобиля.

– Надо же, все эти нюансы учтены в ПДД! Особенно «жестокими», пугающими мне показались австралийские правила – там все вещи названы своими именами…

– В том-то все и дело. Множество непрописанных в российских ПДД деталей, которые каждый водитель в силу своего менталитета может додумать сам, приводят к страшнейшим последствиям. Поэтому, на наш взгляд, уже настало время, и России пора усовершенствовать ПДД по примеру западных стран – устранить возможность использования несертифицированных детских удерживающих устройств, четко определить классификацию и сертификацию различных типов устройств. Только тогда можно быть спокойными за наших малышей в автомобиле.

Страшные цифры

В 2008 году зарегистрировано 8051 ДТП, в результате которых погибли 517 и получили ранения 8667 детей-пассажиров. При этом число погибших детей-пассажиров превысило число погибших детей-пешеходов. Пренебрежение водителей к использованию специальных детских устройств зафиксировано при оформлении 1042 (+12%) ДТП, или каждого восьмого ДТП с участием детей-пассажиров, в результате которых 119 (+54,5%) детей погибли и 958 (+10,1%) получили ранения. Нарушение правил применения ремней безопасности при перевозке детей способствовало гибели 30 (+20%) и ранению 295 (–13,5%) несовершеннолетних пассажиров в 322 (–10,6%) происшествиях.

Подпишитесь на «За рулем» в