Поле допуска: Выбираем летние шины

Нынче это самые распространенные и часто взаимозаменяемые размеры шин для иномарок: 205/55R16 и 195/65R15. Сергей Мишин провел двойной тест.

Для многих иномарок годятся оба размера. Для максимального (по возможности) охвата всего ценового диапазона мы провели тест самых респектабельных 16-дюймовых шин и бюджетных размером 15 дюймов. Чтобы получить наиболее полное представление о колесах размерности 205/55R16, к традиционным упражнениям мы добавили тесты на аквапланирование на прямой и в повороте. Испытания проводили в разное время, потому значимость результатов обеих размерностей неодинакова и сравнивать их между собой мы не стали – это было бы некорректно.

Произведены на Алтайском шинном заводе, который с 2006 года выпускает шины под брендом Forward. В продаже их можно встретить и под именем Altai Start. Спешить на них нельзя. На высокой скорости автомобиль просто шарахается из стороны в сторону, а подрулить не так-то просто – мешают огромные углы поворота руля и значительное запаздывание реакций. Резкие маневры категорически противопоказаны. Причина – низкие сцепные свойства и, как следствие, опасное поведение автомобиля. Скорость на переставке самая низкая, ограниченная резким заносом и замедленным восстановлением. Управлять автомобилем приходится интуитивно, поскольку обратной связи мешают крайне слабая информативность на руле и значительные запаздывания реакции. На мокром покрытии еще хуже – сцепные свойства резко падают, скорость ограничена более резким и затяжным заносом. На высокой скорости автомобиль становится практически неуправляемым. Торможение на покрытии любого состояния самое слабое. Шины гулко шумят, перекрывая звук работы двигателя. А уж трясут, будто квадратные, – на кузове, органах управления и даже на сиденьях ощущается сильная вибрация. Повышенный расход топлива при любой скорости. По грунтовке движутся уверенно.

Продукт шинного завода Южно-Китайской шиннокаучуковой компании (South China Tyre & Rubber Co., Ltd.) в городе Гуанчжоу, выпускающего покрышки с 1988 года. На высокой скорости машина на этих шинах рыскает, отмечены замедленные реакции и подруливание задней оси. Экстремальные маневры недопустимы: предельная скорость низкая, поведение машины опасное. В первом коридоре – сильный снос, во втором – глубокий занос, неприятно резкое нарастание крена, затяжные скольжения. Надежно управлять машиной не удается – мешают большие углы поворота руля и сильное запаздывание реакции При этом баранку приходится вращать очень быстроНа мокром покрытии сцепные свойства сильно снижаются, поведение автомобиля продолжает оставаться рваным (снос-занос), очень большие углы поворота руля, значительно снижается его информативность при переходе в скольжения. Торможение на любом покрытии слабое, хуже только у «Алтая».На шершавом асфальте рычат, громко шлепают и потряхивают на дорожных стыках, жестко трясут на средних и больших неровностях, зудят на мелких..Расход топлива средний.Грунтовка допустима ограниченно.

15 дюймов

В этой размерности мы подобрали недорогие шины с индексом грузоподъемности 91 (615 кг), относящиеся к скоростной категории H (210 км/ч). Исключение составили шины «Форвард» алтайского производства с индексом Т (190 км/ч). Еще раз обращаем ваше внимание на то, что испытания проходили в разное время и на разных полигонах, поэтому сравнивать шины разных размерностей, исходя из полученных результатов и оценок, здесь нельзя.

В конце 2000-х группа «Амтел-Фредештайн» входила в первую пятерку производителей шин в Европе. Ныне от нее остались лишь компании «Амтел-Поволжье» (Кировский шинный завод), «Амтел-Черноземье» (Воронежский шинный завод) и долговые обязательства. Тем не менее бренд «Амтел» еще жив. Курсовая устойчивость радует: на высокой скорости машина идет ровно, без промедлений откликаясь на подруливания. Экстремальные маневры допустимы, но только на разумной скорости и для опытного водителя – руль придется крутить очень быстро. Резкий занос требует незамедлительного парирования, углы поворота баранки велики, а реакции машины замедленные. На мокром асфальте сцепные свойства значительно (на 5 км/ч) снижаются, шины устанавливают своеобразный рекорд нестабильности. Радуют хорошие реакции на действия рулем, но только до срыва в скольжение, который наступает неожиданно. В пределе – резкий занос, после которого автомобиль четко стабилизируется. Торможение слабое на любом покрытии. На фоне ближайших конкурентов весьма комфортны: катятся тихо, совсем слегка озвучивая стыки. Ход плавный. Экономичны на высокой скорости, при 90 км/ч – средние. По грунтовкам ездить на них не рекомендуем.

Новейшая модель серии «Кама Евро» Нижнекамского шинного завода, последнее время плотно сотрудничавшего с именитыми шинными компаниями «Пирелли» и «Континенталь». Неплохо держат дорогу на высокой скорости. Помогает этому четкий «ноль», мешают запаздывания при подруливании. Как и «Амтел», позволяют совершать резкие маневры, но требуют от водителя известного мастерства. Ему приходится не только быстро работать рулем, но и учитывать запаздывающие реакции автомобиля. Скорость переставки ограничена большими кренами, неприятной раскачкой кузова и заносом. На мокром асфальте высокие сцепные свойства шин позволяют удерживать почти ту же скорость, что и посуху. Поведение машины не изменяется, водитель сталкивается с теми же запаздываниями, большими углами поворота руля и заносом. Тормоза на сухом покрытии средние, на мокром очень хорошие (здесь эти шины практически наравне с «Кордиантом»). В комфортности уступают более слабому в общем зачете «Амтелу». Громко шумят, особенно на скорости от 60 до 80 км/ч. Хорошо гасят крупные дорожные неровности, а на средних и мелких жестко толкают машину. Экономичны при любой скорости. Грунтовка допустима ограниченно.

Уровень в бюджетной категории задает Cordiant Comfort (цена/качество – 2,2). Цепкие и весьма комфортные шины.

Белорусский шинный комбинат «Бобруйскшина» 18 лет назад переименовали в ОАО «Белшина». Его основная продукция сегодня – шины для тяжелых грузовиков и сельхозтехники. Но есть и легковые, к примеру «Бел-119». Они удовлетворительно держат курс, хотя при подруливаниях баранку приходится поворачивать на значительные углы и сталкиваться с ощутимой задержкой исполнения «приказа». Экстремальные маневры посуху вполне успешны на высокой скорости, хотя к поведению автомобиля есть небольшие претензии. В пределе наступает плавный занос,не требующий восстановления. При этом оценку «восемь» не позволяют выставить запаздывающие реакции машины на действия рулем и его недостаточная информативность. На мокрой дороге скорость переставки снижается незначительно, а вот поведение автомобиля практически не меняется – скорость ограничена мягким, плавным заносом. Замечания касательно рулежки те же, что на сухой дороге. Тормозные свойства средние при любой погоде. Звучно хлопают на дорожных стыках, потряхивают автомобиль на мелких неровностях, толкают на средних. Расход топлива высоковат при любой скорости. Шины самые тяжелые в тесте. Грунтовка допустима в разумных пределах.

Украинская «Росава» модели Aqualine (второе место) позволит немного сэкономить при покупке (цена/качество – 2,1), если вы готовы поступиться тишиной и управляемостью на мокрой дороге. Предлагает хорошие сцепные свойства и четкую курсовую устойчивость.

Белоцерковский шинный завод – крупное современное предприятие компании «Росава», его мощность – 6 млн. шин в год. Одно из последних достижений – модель SQ-201 Aqualine. Шины четко держат дорогу, откликаются на подруливания без промедлений. Позволяют совершать экстремальные маневры без особого напряжения. В переставке ставят рекорд, достигая скорости почти 67 км/ч. Мягкий занос практически не требует компенсации при плавном рулении. Резкое руление может привести к заносу. Мешает почти полное отсутствие реакций на руле – он «пустой». На мокрой дороге шины, несмотря на свое название (англ. aqualine – водное направление), заметно сдают. Резко падает скорость успешного маневрирования, усложняется поведение автомобиля. Крутить баранку можно лишь очень плавно, но и тогда мешают задержки в реакциях. Тормозят хорошо независимо от состояния покрытия. Дискомфорт вызван в первую очередь сильным шумом и высокочастотным воем. К тому же покрышки излишне прыгучи, заставляют автомобиль вздрагивать на мелких неровностях. При 90 км/ч расход топлива средний, при 120 км/ч – повышенный. Грунтовка допустима ограниченно.

Еще более соблазнительное предложение – занявшая третье место Belshina Bel-119 (цена/качество – 1,7). Ничего выдающегося в характеристиках она не продемонстрировала, но и не провалилась в испытаниях. Правда, данная шина обуславливает повышенный расход топлива.

Наиболее популярный продукт холдинга «СИБУР – Русские шины», в составе которого четыре шинных завода: Ярославский, Омский, Волжский и Уральский. Поведение на высокой скорости неидеально: держат дорогу хорошо, но на подруливания откликаются с некоторой задержкой. Позволяют выполнять экстремальные маневры на довольно высокой скорости, ограниченной резковатым заносом. Немного мешают небольшие задержки в реакциях и недостаточная информативность руля. На мокром покрытии ставят рекорд скорости, показывая при этом образец стабильности в «экстриме». Здесь их поведение даже чуть лучше, чем на сухом, – занос мягче. Другое дело, остаются претензии экспертов к недостаточному реактивному усилию на баранке. Впрочем, это говорит о стабильности поведения шин в различных погодных условиях. Тормоза лучшие, независимо от состояния дорожного полотна, причем с отрывом 0,7 м от ближайшего результата («Росава») на сухой дороге. На мокрой опережают «Каму» всего на пару десятков сантиметров. Комфортны, как «Амтел», – катятся мягко и почти неслышно. Расход топлива невелик при любой скорости. Грунтовку не рекомендуем.

На четвертом месте новинка нижнекамского завода – Kama Euro-129. Ее преимущества – всепогодность и скромный расход топлива. Недостатки – сложная управляемость при резком маневрировании и повышенная шумность.

Пятое место у Amtel Planet DC. Она сильна курсовой устойчивостью, комфортом, в то же время не любит сырости и тормозные свойства у нее слабоваты.

Таблица экспертных оценок

Самые дорогие (цена/качество – 2,5) – китайские шины «Ванли». С чего бы? Они откровенно слабы по всем статьям.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в