ВАЗ-211340: Клуб-стандарт

Внешне ничем не примечательный ВАЗ-211340 подготовлен к клубному ралли (зачет «Стандарт») столичной командой MRT. Автомобиль пришел на смену Subaru Impreza WRX, и вполне успешно

Со стороны может казаться, что любительские соревнования, скажем, те же самые клубные ралли, похожи на пикник. Ну, собрались с приятелями, выехали куда-то на природу, покатались там от души, побили и пороняли в кюветы машины, распределили места, вручили друг другу медали, кубки и дипломы, обмыли все как следует и разъехались по домам до следующего раза… Те же, кто «в теме», даже не пилоты, штурманы или механики, а просто зрители, скажут, что все гораздо серьезнее, и постоянные участники таких соревнований относятся к ним не как к развлечению, банальному хобби и тем более не как к глупым покатушкам. Они не жалеют ни сил, ни средств, ни времени на повышение собственного мастерства и приведение своей техники в боеготовность. И без ралли себя уже просто не представляют. Такой образ жизни – спортивный.

До недавнего времени Борис Михайлович Шашлов ездил на гонки за рулем свежего Subaru Impreza WRX, который был подготовлен к соревнованиям по сокращенной программе, то есть минимально. Родство с фаворитами WRC сделало свое дело, и несколько гонок «японец» выдержал. Но потом начались крупные технические проблемы, которые поставили владельца перед выбором: либо делать из Subaru полноценный ралли-кар и забыть о ежедневной эксплуатации, либо починить автомобиль и продать его, взяв что-нибудь на замену. Был выбран второй вариант, причем в качестве замены Борис Михайлович взял ВАЗ-211340 («евросамару», если по-народному). И чуть ли не из салона привез к давним знакомым, мастерам из столичной команды MRT, чтобы они подготовили автомобиль к ралли.

Доработанный восьмиклапанник под капотом ВАЗ-211340 во всей красе

Не так уж просто

Казалось бы, для тюнинга тольяттинских машин есть все что угодно, а рецепты доводок и настроек разве что в справочники не занесены. Но в реализации проекта возникли сложности. Первая состояла в том, что заказчик не хотел лишнего внимания к своему автомобилю и желал, чтобы внешне он ничем не отличался от стандартного. А вторая – под капотом стоял не распространенный ныне шестнадцатиклапанник, а 8-клапанный двигатель, с которым сегодня мало кто берется работать. Устарел.

Мастерам пришлось основательно побегать, чтобы добыть все комплектующие к этому мотору (их в основном заказывали из Тольятти), а также потрудиться с установкой, согласованием и настройкой, что и отняло основное время, отведенное на проект. В итоге нынешняя конфигурация выглядит так: кит-комплект «Спорт» производства тольяттинской команды Team80 с распредвалом с подъемом 10,93 мм и шириной фазы 262 градуса, разрезная шестерня ГРМ, 3-литровый ресивер с внутренними диффузорами, улучшающий наполнение цилиндров на средних и высоких оборотах, увеличенная дроссельная заслонка (диаметр 54 мм), фильтр пониженного сопротивления PiperCross, выпускной коллектор из нержавейки в термоленте CoolRace, изготовленный по схеме 4-2-1, резонатор и глушитель Stinger. Блок управления двигателем «Январь 5.1» настроен на датчиках абсолютного давления (ДАД) и температуры воздуха (ДТВ) по широкополосному лямбда-зонду. По сравнению со штатным вариантом с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) эта версия менее экономична и экологична, зато более стабильна и надежна в суровых раллийных условиях.

Электроника модифицирована: калужский ДАД...

Переделана моторная электрика (добавлены коммутаторы) и топливная система – здесь появилась обратная магистраль с внешним регулятором давления, который оказался необходим из-за особенностей конструкции впускного коллектора.

...и пензенский коммутатор

За высокой мощностью не гнались, но даже при этом двигатель получился примерно 120-сильным, что обеспечивает автомобилю разгон до сотни в пределах 11 секунд.

Для легкого «вздоха» – фильтр пониженного сопротивления PiperCross

Сказалась на динамических характеристиках и работа с трансмиссией. Изменены передаточные числа (установлен так называемый 7-й ряд), добавлена 6-я передача. ГП – 4,5, винтовая блокировка дифференциала и коротокоходная кулиса с безлюфтовым карданчиком. Так как автомобиль предназначался не только для гонок, но и для поездок по дорогам общего пользования, Борис Михайлович хотел, чтобы у него была высокая максимальная скорость. По замерам с использованием GPS, его нынешняя максималка – около 170 км/ч. Не ради нарушений, а для запаса.

Опоры производства фирмы Createch держат мотор на «подбросах»

Неожиданно мощный эффект дала замена тормозных колодок. Напомню, что согласно требованию заказчика автомобиль должен был оставаться стандартным по внешнему виду, соответственно и тормозные диски на большие менять было нельзя, так как это повлекло бы за собой замену колес. Мастера MRT просто заменили тормозные колодки на EBC Brakes Red Stuff 3000 Series, предназначенные для тюнинговых автомобилей и любительского автоспорта. Торможение стало эффективнее и, если можно так выразиться, жестче. Для спорта это во благо…

Задние чашки амортизаторов связаны распоркой из толстой прямоугольной трубы и усилены

Усилить все, что можно

Наиболее масштабной частью работы с автомобилем было его повсеместное усиление. Если бы заказчик позволил установить каркас, все было бы проще: внутри кузова была бы довольно жесткая клетка, которую осталось бы дополнить локальным усилением некоторых элементов. Но в данном случае кузов пришлось усиливать снаружи «по кругу», накладывая дополнительный металл на передние и задние чашки подвески, «домики» рычагов, кронштейны растяжек, моторный щит в районе крепления рулевой рейки, «пистолеты» (внутренние части передних крыльев), нижние части передних стоек, «телевизор». Усилена и задняя балка. Применены опоры двигателя Createch, защита картера из 6-миллиметрового листа алюминиевого сплава и гидрозащита моторного отсека. Распорки передней и задней подвесок мастера MRT относят к собственным разработкам. По их мнению, основная масса тех распорок, что предлагаются сегодня на рынке, являются скорее украшением, нежели действительно рабочими элементами, а в этом автомобиле все должно быть функционально. Даже замена колесных болтов на шпильки и та оправдана – скоростью замены колес. К тому же говорят, так становится надежнее само крепление колеса.

Передние чашки обварены внахлест листовым металлом: не очень красиво, но эффективно

Естественно, у раллийного автомобиля не может быть стандартной подвески – на трассе она моментально придет в негодность. На ВАЗ-211340 Бориса Шашлова стоит комплект регулируемой подвески отечественного производства ABTechnic «Cпорт50» и верхние опоры на сферических шарнирах (ШС) со смещенным центром, улучшающие управляемость.

По такой же технологии выполнено и усиление «телевизора» (суппорта фар)

Первый старт

Автомобиль мы снимали еще до первого выезда на соревнования, как только он был передан заказчику. Борис Михайлович результатами работы мастеров MRT оказался в целом доволен, но все волновались, как «новичок» покажет себя на грядущих соревнованиях.

Опоры на ШС улучшают управляемость переднеприводного автомобиля

И вот недавно пришло известие, что экипаж в составе пилота Бориса Шашлова и штурмана Елены Винке занял второе место на ралли в Бологом «Осень-2010» в зачете «Клуб-стандарт». И это при том, что Борису Михайловичу пришлось осваивать автомобиль, привыкать к нему буквально по ходу гонки, ведь из-за недостатка времени как следует погонять автомобиль в реальных боевых условиях, «протрясти» его не получилось... Значит, техника оказалась на уровне, что в сочетании с опытом пилота и штурмана привело к серебру. На том же ралли в Renault Logan Cup третье место занял другой экипаж MRT, что обеспечило команде второе место в общем зачете!

Такое вот достойное завершение осеннего сезона. Впереди два месяца межсезонья (до зимних стартов), но и они не пройдут даром: это время для новых проектов, строительства новых автомобилей… И совершенствования «старых». Не исключено, что и ВАЗ-211340 получит в ближайшее время какие-то новые модификации. Даже с учетом жестких ограничений для класса «Стандарт» в этом автомобиле еще есть над чем поработать.

На мой взгляд...

Илья Пименов, редактор:

– Вполне предсказуемы вопросы о легальности такого тюнинга и вероятности пройти техосмотр на этом автомобиле. Однако все модификации производил уполномоченный на то технический центр, мастера ставили сертифицированные запасные части. У этого автомобиля есть специальный спортивный технический паспорт, а у пилота – спортивный разряд по требованиям РАФ. А что до остального: экстерьер и интерьер у автомобиля стандартные, руль и тормоза работают отлично, фары светят как положено, выхлопные газы в пределах нормы… Есть аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Все абсолютно законно. Талон ТО не куплен.

Подпишитесь на «За рулем» в