Ремонт и сервис: шиномонтаж на обочине

Умение починить проколотое колесо часто выручит быстрей, чем вызов спасателей.

Прокол бескамерной шины иногда не сразу найдешь - разве выдаст торчащая шляпка гвоздя или самореза. Но не спешите его вытаскивать: пока гвоздь на месте, бескамерная шина, в отличие от камерной, теряет воздух очень медленно. Если ее периодически подкачивать, можно ездить месяцами. Только эта железка при качении колеса трет проволочки корда. А их роль та же, что у спиц в велосипеде: если лопаются, колесо «идет винтом». Губит проволочки и коррозия, поэтому затягивать с ремонтом нельзя. Поэтому давайте о современных способах экспресс-ремонта шин.

Кордовый жгут легко отличить от остальных по липкой бутилкаучуковой пропитке.

Бывает, быстро найти прокол не удается. Нужно смочить шину водой – на дырку укажут пузыри. В дороге, если воды нет, выручит незамерзайка для стекол.

Одно из достоинств бескамерного колеса как раз в том, что прокол можно закупорить уплотняющим жгутом, ничего не разбирая. Мало того, переднее колесо можно и не снимать – достаточно вывернуть руль в сторону и поддомкратить машину. Остается только выбрать подходящий ремонтный жгут, которых сейчас в продаже предостаточно.

Пользоваться этим «рашпилем» не стоит – он повреждает корд.

Рассмотрим варианты.

Кордовый

Самый распространенный – кордовый жгут. В его составе нейлоновое волокно, пропитанное бутилкаучуком, на ощупь липким. Для установки жгута нужны два шила – спиральное и установочное. Первым шилом прокол следует прочистить от грязи. Ввинчиваясь, оно несколько расширяет отверстие и раздвигает проволочки металлокорда, не повреждая их. Затем в установочное шило продеваем жгут и вставляем его в покрышку на 3–4 см. Выдергиваем шило, жгут остается на месте. Излишки отрезаем, оставив над протектором 2–3 мм. Накачиваем колесо, ставим на место – можно ехать.

Отверстие обработаем спиральным шилом, жгут введем установочным.

Достоинства этого способа – простота и дешевизна. Ремонтная аптечка, в которую входят несколько жгутов и два шила, стоит 150–200 руб. Если покупать отдельно, то полсотни жгутов обойдутся в 280–300 руб., а два шила с удобными Т-образными рукоятками – по 150 руб. за каждое.

Боковое установочное шило – штука удобная.

Главный минус – недолговечность. Месяцев через пять жгут, подсохнув, бывает, начинает помалу травить воздух – с потерей до 0,2 бар в неделю.

Резиновый

Более надежен резиновый жгут с адгезионной оболочкой. Технология схожа с предыдущей, но есть и особенности. Пользоваться шилом в виде рашпиля не рекомендую: при обработке отверстия оно не протискивается между нитями металлокорда, обрывает их, а жгут при установке режется об острые концы.

Вместо прямого вводного шила в данном случае удобнее приспособление с боковым выходом. Перед установкой жгут намазываем клеящим составом, который вступит в реакцию с адгезионным слоем. Клей берем рекомендованный производителем жгута.

Главное достоинство резины – герметичное уплотнение. Недостаток – общий для всех жгутов: каркас шины поврежден, а заплатой изнутри не усилен.

Резиновый жгут покрыт адгезионной оболочкой.

Ошибки при использовании нежных резиновых жгутов (например, их повреждение при установке) стимулировали разработку усиленных жгутов.

Усиленный

Усиленный жгут покрыт адгезионной оболочкой и упакован в защитную пленку.

В их основе нейлоновый корд, снаружи – адгезионный слой. Рекомендации по установке те же, что для обычных резиновых. Клей – согласно инструкции! Усиленные жгуты несколько дороже резиновых, зато надежней. Но и они не дают вечной гарантии.

Якорь

Наиболее качественный «безразборный» ремонт проколотого колеса обеспечивает вставка фирмы REMA TIP TOP. Иногда ее называют «якорем», поскольку боковыми кромками изнутри она усиливает беговую дорожку протектора. Материал – пористая резина, покрытая адгезионным слоем.

Для подготовки отверстия нужна особая фреза диаметром 6 мм, не повреждающая корд, а для установки – шило с боковым выходом. При точном соблюдении технологии фирма гарантирует надежность соединения на весь срок службы шины.

Заметим, что жгуты и вставки не предназначены для ремонта боковин шины. Если у вас именно этот случай и ремонт на первый взгляд оказался успешным, при первой же возможности отремонтируйте шину на сервисе или самостоятельно, полноценной заплаткой или грибком.

Ремкомплект REMA TIP TOP – вставки, клей, нож, мелок, установочное шило.

Благодарим учебный центр «Тритон-Мастер» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в