История одного техосмотра

Эта история началась в апреле 2011 года, когда Дмитрий Медведев объявил, что техосмотр надо «отменить» или «сделать его беспроблемным для граждан». Естественно, отменять ничего не стали, а как с проблемами? Они не исчезнут, но их действительно станет меньше.

Самым беспроблемным для граждан было бы, если техосмотр совместили с техобслуживанием у дилера или хотя бы разрешили проходить техосмотр у дилера. Но этого не случилось. Вместо этого техосмотр увязали с полисом ОСАГО: с 1 января 2012 года застраховать свой автомобиль по ОСАГО будет невозможно, не имея талона техосмотра.

Новый закон «О техническом осмотре транспортных средств…» разработали очень быстро: уже в июне его приняла Государственная дума, одобрил Совет Федерации, а с 1 июля 2011 года он вступил в силу. Первый и главный итог принятия закона – «мораторий» на прохождение техосмотра.

Это значит, что те, у кого срок действия талона техосмотра истек или истекает в 2011 году, могут не проходить ТО, пока не кончится их нынешняя автогражданка. Реально аж до 31 декабря 2012 года, если заключить договор ОСАГО 31 декабря 2011 года.

Какое же "облегчение" приносит автомобилистам новый закон? Во-первых, количество пунктов ТО должно вырасти. Кроме нынешних операторов при ГИБДД выдавать талоны смогут частники. Единственное условие – обязательная аккредитация в Российском союзе автостраховщиков.

Еще один плюс – и куда более важный – пройти техосмотр с 1 января 2012 года можно будет в любом пункте технического контроля по выбору владельца, а не как сейчас - по месту регистрации транспортного средства. А записаться на прохождение техосмотра можно через Интернет. В Москве, например, это сайт «Московской городской службы технического контроля».

Причем выбрать можно не только административный округ и конкретный пункт ТО, но и день и время прохождения технического осмотра. Записаться на ТО можно не раньше, чем за сутки.

Уменьшится и количество документов, которые необходимы для прохождения техосмотра. Вместо нынешних шести (паспорт; водительское удостоверение; документ, подтверждающий право владения; свидетельство о регистрации ТС; квитанции об оплате; страховой полис ОСАГО) достаточно будет предъявить всего два – документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации ТС (или паспорт ТС).

А если вы взяли за правило менять машину каждые три года – техосмотр проходить вам вообще не придется! По новому закону автомобиля не старше трех лет ТО не требуется, владельцам машин от 3 до 7 лет – надо приехать на ПИК 1 раз в 2 года, и только тем, у кого семилетка и старше, придется приезжать ежегодно. Еще чаще – раз в полгода – нужно проходить ТО владельцам такси, автобусов и грузовых автомобилей с числом мест для сидения более 8. Впрочем, если владельцы новых автомобилей захотят выехать за границу, проходить ТО придется – иначе возникнут проблемы с въездом.

Наконец, с 1 января 2012 года не нужно будет возить с собой талон техосмотра – из КОАПП будет исключена санкция за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона ТО. Достаточно будет иметь полис ОСАГО, а вся информация будет храниться в единой автоматизированной информационной системе, доступ к которой будет иметь ГИБДД. С помощью этой базы будет контролироваться проведение ТО – операторов обяжут вносить в нее марку и модель машины, VIN-номер, сведения о владельце, номер, дата выдачи, срок действия талона. Впрочем, система эта как обычно работает в тестовом режиме.

Появится возможность покупать автомобиль с талоном техосмотра. Правда, в том случае, если до истечения срока талона техосмотра осталось более 6 месяцев. Если до истечения срока осталось менее 6 месяцев или талон технического осмотра просрочен или отсутствует, то новому владельцу необходимо в течение 10 дней с момента приобретения транспортного средства пройти технический осмотр и заключить договор ОСАГО.

Уже известно, как будет выглядеть новый талон техосмотра. Это карточка размером 105х74 мм зеленого цвета. У талона появится и электронная версия. Которая в 2013 году заменит бумажную корочку.

Бумажный талон техосмотра исчезнет после 2013 года

Пока непонятно, сколько будет стоить техосмотр. Каждый регион вправе устанавливать свою стоимость. В Москве решили, что первые три месяца 2012 года техосмотр можно будет пройти по прежним тарифам: это 690 рублей за стоимость работ плюс 300 рублей госпошлины.

Все это теория. А на практике частные пункты техосмотра с начала 2012 года вряд ли заработают. Приказ о квалификационных требованиях к экспертам техосмотра подписан только в самом конце декабря, а значит, работать в январе смогут только те пункты, которые уже работали в 2011 году.

Подпишитесь на «За рулем» в