«Умные» машины: нет человека – нет проблемы

Согласно исследованиям «Ауди», более 90% аварий происходят из-за ошибок водителей. Мы оценили новое поколение электронных помощников, поправляющих человека за рулем.
Тест Audi

Первое же упражнение на полигоне напомнило анекдот про чукчу, которого отправили в космос, наказав кормить собак и ничего не трогать. Для езды в пробках инженеры «Ауди» объединили систему удержания полосы движения (Active lane assist) с активным круиз-контролем (Active cruise control). Электроника не допускает отклонений от курса, ориентируясь на корму впереди идущей машины и линии разметки, а функция автоматической остановки и начала движения (stop & go) освобождает от работы педалями. Система активна на скорости до 60 км/ч. Ее глаза – два радара, смотрящие на 250 м вперед, и цветная камера перед салонным зеркалом. Последняя следит за разметкой, заглядывая на 50 м вдаль и на угол 40°. Причем, в отличие от нынешнего активного круиз-контроля, более продвинутая система видит препятствия не только в своей полосе и не теряется, если вы перестраиваетесь из ряда в ряд. Но не торопитесь перебираться спать на заднее сиденье: если автомобиль-ориентир выйдет за пределы видимости в крутом повороте, электроника предложит водителю принять управление.

Еще один городской помощник, под именем Pre sense, убережет от столкновения с внезапно появившимся автомобилем или пешеходом. Датчик фиксирует расстояние до подвижных и стационарных объектов во всех трех измерениях и оценивает отражение инфракрасного излучения от тысячи точек. По сформированной 3D-картинке мозг системы распознает машины, велосипедистов и людей (последних – на расстоянии до 20 м) и отдает команду начать торможение. Комплекс обновляет изображение каждые 20 мс. Помощник не дремлет до 65 км/ч, а с 30 км/ч он гарантированно остановит автомобиль перед препятствием.

В городе система автоматического торможения убережет от встречи с незамеченным препятствием или по крайней мере снизит риск серьезных повреждений. Благодаря трехмерному зрению электроника прогнозирует характер грозящего столкновения (учитываются размеры, примерная масса и положение объекта) и соответствующим образом активирует средства пассивной безопасности.

Можно рассчитывать на такую же помощь и вне городской толчеи, когда числа на спидометре становятся трехзначными. Высокоточный лазер контролирует пространство впереди и по бокам от автомобиля. Замечая помеху в своей полосе, система автоматически тормозит, причем максимально эффективно. При этом она не поднимает панику, пока остается возможность для маневра. Умение видеть полную картину – ключевая

особенность новинки. Даже отбойники по краям проезжей части, припаркованные и попутные машины не остаются незамеченными.

Чаще всего аварии случаются на перекрестках, особенно нерегулируемых. Нажатием одной клавиши водитель тестового «Ауди-А8» включает пару радаров по бокам и переднюю камеру, спрятанную в одном из колец эмблемы. При подъезде к перекрестку на приборном щитке появляется подсказка, с какой стороны опасность. А широкоугольная камера, расположенная на носу, поможет аккуратно «выглянуть» из-за перекрывающих обзор автомобилей или зданий и увидеть скрывающуюся от водителя опасность.

Специалисты из Ингольштадта смогут расширить возможности системы, когда автомобили начнут общаться между собой (технология Carto-car communication). Таким образом, электронные помощники будут лучше и дальше видеть. Дополнительные передатчики, установленные непосредственно на перекрестках, предупредят о близости к опасному участку. В этом году европейские производители планируют согласовать единый стандарт связи для таких систем, что выведет безопасность на новый уровень.

Установка всех электронных глаз и сканеров на одном авто, кажется, в скором времени лишит его возможности дышать через решетку радиатора. А как вырастет счет за мелкую городскую аварию с разбитым бампером!

Всем знакома неприятная ситуация, когда выезжаешь задним ходом из ряда машин, припаркованных под углом к проезжей части. В «Ауди» в помощники водителю назначены радары для контроля слепых зон. Расположенные по углам заднего бампера, они берутся за работу при включении задней передачи и сканируют пространство на расстоянии до 70 м с углом обзора 135°. Предупреждение о помехе появляется на центральном мониторе и дублируется звуковым сигналом, а на серийных машинах введут подстраховку – автоматическое торможение.

Паркую «Ауди» параллельно бордюру и, не посмотрев в зеркало, выхожу… прямо под приближающуюся сзади машину. А ведь моя предупредила меня вспыхнувшей светодиодной полосой на обивке двери и тревожным зуммером. Опасность увидели всё те же радары на корме. Хорошо бы электроника в таких ситуациях на время блокировала замки. Видимо, производитель опасается судебных исков – в США наверняка найдутся желающие взыскать с фирмы за ограничение свободы. Ассистент парковки, вращающий руль за водителя, уже трудится на серийных моделях (ЗР, 2011, № 10). Следующий шаг – вовсе отстранить водителя от выполнения этого маневра. Владелец покидает салон, нажимает кнопку на брелоке и спокойно уходит. Закончив парковку, Ауди» сам закрывает окна и люк, переводит коробку передач в «паркинг», глушит двигатель и включает сигнализацию. Видимо, не за горами то время, когда автомобиль сможет забирать продукты из магазина.

Угол зрения, которым наделен комплекс безопасности Pre sense, стоит увеличить: манекен, оказавшийся ближе к углам передка, тестовая «восьмерка» замечала с опозданием.

«Ауди» учитывает и важные мелочи. Так, комплекс мер безопасности Pre sense дополнен складывающимся при риске бокового удара подлокотником на двери. Это добавляет пространства и ликвидирует лишнюю жесткую деталь. А на открытие задних дверей реагируют замки ремней безопасности, выдвигаясь на несколько сантиметров вверх. На такое ненавязчивое предложение пристегнуться грех отвечать отказом.

Подпишитесь на «За рулем» в